Кто такой дренг у викингов
Медиа-журнал о Древней Скандинавии
Полная иерархия армии древних скандинавов выглядела так: конунг > ярл > херсир > форинг > войско. Однако такая военная структура викингов отличалась в зависимости от её размеров и от того, было это формирование собрано для морского разбойничего похода, полномасштабного завоевания, или это было войско для защиты от нападений. Давайте разберёмся.
За длительный период развития скандинавского общества, почти 3 века, а также из-за географических и климатических различий Норвегии, Швеции и Дании накопилось большое количество терминов. В этой статье постараемся использовать как можно более общую систему обозначений, оставляя факультативный набор терминов в конце каждого раздела.
Каждый конунг или ярл имел свою дружину — хирд (hird). Она была нужна для защиты предводителя и для проведения военных операций. Именно со своими преданными дружинниками (хирдманнами, hirðmen), конунги и ярлы совершали походы. Хирд всегда был рядом в бою, в составе большей армии и прикрывал вождя.
Структура дружины/хирда викингов
В состав хирда входили только проверенные воины, фактически, боевые братья предводителя. Конунг требовал периодически поставлять ему новых бойцов от подвластных ярлов и херсиров (баронов), если он, конечно, не был в изгнании.
Хирд — важная базовая единица военного формирования эпохи викингов. Размер дружины соответствовал целям конунга или ярла. Например: дружина Олафа Харальдсона Святого — 60-100 человек, Олафа Тихого — 240. Размер варьировался от страны и от конунга: от 25 (размер команды драккара) до 400 человек. Исключением мог быть Кнут Великий, у которого в какой-то момент было 3000 дружинников.
Хирд защищает своего хёвдинга, предводителя
Сбор народного ополчения
Когда же необходимо было защищить страну от нападения или, позднее, собрать большую армию для завоевательского похода, высылали «ратную стрелу» — призыв о сборе народного ополчения, лейдунга (лейданг, ледунг). Фактически, это военная повинность; дополнительное значение — флот кораблей.
Однако, лейдунг не всегда означал полную военную зависимость. Иногда местные ярлы, бонды, вожди временно собирали свои дружины из ополчения, совершая набеги, завоёвывая земли, иногда соперничая с конунгами.
Три усадьбы (маннгёрд, manngörð) обязаны были предоставить 1-го человека. В редких случаях конунг мог призвать 2-х людей из 3-х хозяйств.
В Норвегии каждый прибрежный район, в Дании скипен (skipen), должен был предоставить 1 корабль (25-70 человек). В Швеции каждая область была поделена на сотни. Сотня должна была предоставить четыре корабля, 100 человек.
Из вождей (хёвдингов) округов, областей (херадов) выбирались главы ополчений — херсиры.
Конунг мог требовать предоставления людей в его личный хирд. Например, требования Харальда Прекрасноволосого:
У каждого ярла были в подчинении четыре херсира или больше, и каждый херсир должен был получать двадцать марок (вейцлы) на свое содержание. Каждый ярл должен был поставлять конунгу шестьдесят воинов, а каждый херсир – двадцать.
Снорри Стурлусон, XII век.
Когда хирд рос, люди, не являющиеся приближёнными к предводителю, назывались лид (lið, аналогия с нашим «люд»). Иначе лидом называли всю собранную армию, большое войско.
Иерархия армии
Пирамиду управления армией возглавлял конунг, который мог с помощью нескольких ярлов и выбранных херсиров управлять всем лидом или народным ополчением. Опять же, каждый конунг и ярл имел свой личный хирд для непосредственной охраны.
Форинги, наиболее доверенные дружинники, управляли своими подразделениями. Почётным было звание знаменосца, особое доверенное лицо. Он мог выступать советником вождя.
Среди войска также можно выделить «гостей» (gestir). Они занимались охраной порядка, служили в карауле, казнили, собирали подати и выполняли другие служебные функции. Похоже, их так называли, потому что никто не хотел увидеть их у себя в гостях.
Говоря о размерах армий, доступных для правителей эпохи викингов, тяжело назвать точные цифры. По данным вместительности крепостей того времени, количество человек средней армии могло варьироваться от 3000 до 9000 воинов. По данным делений скандинавских стран на области в 11-13-го веках можно получить такие числа:
Итоги
Основным военным формированием в эпоху викингов был хирд, размеры которого менялись в зависимости от могущества предводителя и его целей. Если же объявлялся сбор большой армии для защиты земель или для нападения, то викингам удавалось построить хорошо организованную иерархию войска, где количество ролей было прямо пропорционально размерам формирований: от хёвдинга до форингов.
Источники: Kim Hjardar and Vegard Vike: «Vikings at war», А. М. Стриннгольм: «Походы викингов», Эльсе Роэсдаль: «Мир викингов», Г. С. Лебедев: «Эпоха викингов в Северной Европе».
Медиа-журнал о Древней Скандинавии
Настало время разобраться с сословиями скандинавов раз и навсегда. Рассмотрим только гражданскую иерархию общества викингов.
Социальные слои не были статичны на протяжении эпохи викингов, они изменялись во времени. Главная причина подвижности слоёв населения — процесс перехода от родового строя к феодальному, который стал ярко заметен благодаря усилиям Харальда Харфагри (Прекрасновослосого). Закрепление феодальной власти окончательно оформилось со смертью последнего конунга-викинга Харальда Хардрада (Сурового). В итоге динамичность сословий определяется стремлением королевской власти выстроить строгую иерархию подчинения на базе отношений типа сюзерен-вассал и стремлением старой родовой власти сохранить свою свободу.
Мы же рассмотрим социальную структуру начала X-го века, времени правления Харальда I Прекрасноволосого. В этот период различия в иерархии между странами Норвегии, Швеции и Дании минимальны.
Иерархия скандинавов в эпоху викингов
Главные категории разделения общества: знать (tignarman — конунги и ярлы), свободные (карлы), зависимые люди (рабы, трели) и изгои. Также всех людей, кроме рабов и изгнанников, называли фралами (fralsman, frals, folkfrals) — просто свободные.
Тигнарман (Tignarman) — самые почётные и знатные люди. Ими были конунги и ярлы.
Вообще, в ранний период эпохи викингов конунгов могли призывать и прогонять. Всё зависело от предводительских качеств и удачи короля. Могущественные ярлы и бонды нередко были в состоянии влиять на то, кто будет властвовать в области или стране. Тем самым, на ранних этапах конунг — это королевская профессия, выполняющая определённые обязанности. В основном — это защита от внешней агрессии, установление мира и порядка.
Позже, опираясь на богатства и военное могущество, конунги становились сильнее и переставали зависеть от мнения остального народа. Независимость тогда уже теряли все остальные, власть имущие.
Ярл — самый знатный землевладелец. Предводитель больших территорий (области(тей), фюлька(ков)). Изначально ярлы имели мощное влияние, соперничали с конунгами. Затем же это понятие превратилось в звание. Ярлы становились помощниками, заместителями конунга. Звание ярла можно было получить, особо отличившись перед конунгом. У конунга мог быть один или несколько ярлов.
Ярл Борг из сериала «Викинги»
Отингир (otingir) — богатые и знатные люди, но не тигнарманы. Обычно это сыновья конунгов и ярлов. Не входили в правящую элиту.
Лендрман (lenderman) — вассал конунга или ленник. Крупный землевладелец и человек, ответственный за сбор податей королю с прикреплённого к нему херада (округа). Должен был содержать местную дружину конунга (примерно 40 человек) и отвечал за организацию лейдунга (сбор народного ополчения по призыву короля) и его руководство в походе.
Хёвдинг — вождь, предводитель. Более конкретное определение — вождь херада (округа), иногда области (фюлька).
Годи — верховный жрец годорда (территориального религиозного деления на базе херада). В его функции также входило и судейство. Назначал себе в помощники 12 судей для местного тинга.
Дротт, дроттин — жрец.
Лагман (lagen — закон) — главный толкователь закона в стране или в области — объединения херадов. Главный на альтинге. Его функция — знать и растолковывать законы.
Тиунда-лагман — представитель дальнего округа на тинге.
Бонд — землевладелец. Важный базовый слой населения Древней Скандинавии. Бонд владел одалем (odal) — землёй, передававшейся по наследству. С концом эпохи викингов понятие наследственной земли исчезает. Бонд мог как обрабатывать землю сам (с помощью рабов или свободных работников, хускарлов), так и отдавать её в аренду за плату (обычно 10% стоимости земли в год).
Хускарл — изначально домашний работник, домочадец. Помогал бонду по хозяйству за жалование. Позже хускарл — дружинник конунга.
Ландбоар (landboar) — крестьяне, наниматели земли.
Стабкерл (stabkerl) — нищий, бедняк.
Отпущенники (fralsgifvi, fralsingi) — рабы, которые были отпущены хозяевами. Либо добровольно, либо фральсинги выкупили себя сами. Имел довольно шаткое положение и низкий статус. Мог снова стать рабом в качестве наказания на тинге. Отпущенники обычно становились либо ландбоарами либо хускарлами.
Доступно мало информации о социальном статусе ремесленников. Если не учитывать тот факт, что различные сословия карлов могли становиться ремесленниками по необходимости. Но известно, что скальды, кузнецы, кораблестроители и резчики рун пользовались большим почётом, поэтому не бедствовали.
Королевские придворные скальды, будучи в милости у конунга, имели достаточно высокий статус.
У рабов не было никакой недвижимости. Они носили плохую, неброскую одежду, были коротко выстрижены. Современник эпохи викингов мог одним взглядом в лицо определить раб этот человек или нет. Видимо, участь рабов оставляла неизгладимый отпечаток. Участь рабов — самая грязная работа: стройка, земляные работы, пас скота и т.д. Но нередко хозяева позволяли своим подневольным расслабляться на пирах вместе с ними, давая им хоть какую-то отдушину. Рынок рабов был очень развит в Древней Скандинавии. Походы викингов поставляли живую силу без перебоев. Среди пленников-рабов мог быть кто угодно, начиная от крестьянина и заканчивая знатным вельможей западного мира.
Продажа рабов на рынке
Дети рабов становились также рабами. Но такие рабы, рождённые и выросшие в хозяйстве их собственника имели более высокий статус. Их называли фостре (fostre). Из их числа нередко становились бритами (bryti) — старшими из рабов, надзиратели — наивысший статус раба.
Часто рабами становились и карлы, которые были вынуждены временно присоединиться к этому слою из-за долгов.
Низшими из рабов считались гиафтлэрар (giafthlarar) — даровые, добровольные рабы. Он вступал в рабство (traldom) произвольно. Нередко причина этого — нежелание, чтобы родственники получили нажитое этого человека. Так как всё состояние становилось собственностью хозяина раба.
Источники: Андерс Стриннгольм («Походы викингов»), Эльсе Роэсдаль («Мир викингов»), Жаклин Симпсон («Викинги. Быт, религия, культура»), Глеб Лебедев («Эпоха викингов в Северной Европе и на Руси»).
155 сообщений в этой теме
Создайте аккаунт или войдите для комментирования
Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий
Создать аккаунт
Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!
Войти
Уже зарегистрированы? Войдите здесь.
Похожие публикации
Доклад академика А. А. Зализняка о берестяных грамотах из раскопок 2014 года
Результаты прочтения грамот этого сезона могут быть еще не окончательными: исследования оригиналов и фотографий продолжаются. В этом году на главном раскопе Новгорода, Троицком, ничего не ожидалось: раскапывались глубины XI-X веков, где грамота была бы чудом, хотя там и найдено много интересного для археологов. Часто бывает в таких случаях, что другие обстоятельства создают новую ситуацию, и в этом году дополнительных источников древнерусских текстов было два. Во-первых, были открыты два так называемых «охранных» раскопа – на территориях, отведенных под будущую застройку, и они дали все берестяные грамоты этого сезона. Во-вторых, в Георгиевском соборе Юрьева монастыря архитектурная экспедиция В. В. Седова подняла пол на значительную глубину и обнаружила фрагменты сбитой со стены в начале XIX в. при архимандрите Фотии, тогдашнем настоятеле монастыря, замечательной древнерусской фресковой живописи XII в. Это очень небольшие куски штукатурки, в лучшем случае 8 на 8 см, в худшем 5 мм или даже еще меньше; на некоторых обнаружены тщательно исследуемые искусствоведами фрагменты росписи – например, полглаза или нос. На других участках стены имеются древние надписи, а иногда удаётся обнаружить два-три соседних куска штукатурки и составить читаемый текст.
Фрагменты, сложенные в 10 холмиков-терриконов, активно разбираются.
Обнаружена, в частности, целая надпись конца XII в., повествующая об известном из летописи драматическом событии 1198 г., когда одновременно скончались – в Великих Луках и Новгороде – два малолетних сына князя Ярослава Владимировича, Изяслав и Ростислав, похороненные рядом в Юрьевом монастыре. Надпись, сделанная на месте погребения княжичей, более подробна и сообщает ряд деталей, не упомянутых в летописной записи; но все существенные детали, известные по обоим текстам, совпадают. Летопись говорит, что княжичи умерли весной, но вновь открытая надпись сообщает нам, что Ростислав умер 20 июня. Это на первый взгляд казалось противоречием, пока не было показано, что в древней Руси лето считалось начинающимся в летнее солнцестояние, а 20 июня приходилось ещё на весну.
В этом сезоне впервые найден документ на бересте особого рода. Это в некотором смысле надпись, но не содержащая текста или кириллических букв, а потому не признанная берестяной грамотой и не получившая номера. Лист бересты разграфлен на 54 клеточки, в каждой из них по знаку. Значки, имеющие вид геометрических фигур, все разные: одно это показывает нам, что перед нами не шифровка, так как текст не может быть устроен таким образом. Возможно, это кодекс гадательных знаков, по которым могло проводиться гадание; нечто вроде карт Таро XIII в.
Пройденные в этом году охранные раскопы находятся на разных берегах Волхова. 10 грамот принёс 2-й Рогатицкий раскоп, еще 3 – Воздвиженский раскоп, оба под руководством Олега Михайловича Олейникова. Площадь обоих раскопов невелика; целью было пройти все слои от поверхности до материка за один сезон. Олейников – очень хороший организатор, и ему это удалось. Изучены слои от XIV до XI века, и грамоты этого года относятся ко всем этим векам. В таком порядке мы о них и расскажем.
2-й Рогатицкий раскоп (на Большой Московской улице)
№ 1052 (1-я половина XIV в.)
Это полный текст грамоты, на листе нет ничего, кроме этих 4 знаков и 3 черточек.
Обычная пропорция – около ¼ найденных грамот целые. Данная пропорция подтверждается и в этом году: из 13 грамот 3 целых (включая эту). Считать ли такой документ – 4 символа – грамотой? Иногда думают, что чтобы признать находку грамотой, нужно, чтобы она имела некоторый смысл. Но можно сказать, что всякий документ имеет смысл – только не всегда мы его знаем.
Такого слова – ИОКЛ – нет. Естественно предположить, что это цифры. В самом деле, все эти буквы имеют числовое значение – И значит 8, О 70, К 20, Л 30. Обычно буквы в значении цифр имеют некоторое оформление – титла, точки по бокам или их комбинации. Но изредка встречается и оформление, похожее на представленное в данной грамоте – вертикальные штрихи по бокам. Допустим, что здесь первый и последний штрихи опущены, а находящиеся между цифрами «обслуживают» оба соседних знака.
Но что значат цифры 8, 70, 20 и 30? (Из зала: Телефон. )
Известна берестяная грамота № 288, сохранившаяся не полностью, в ней речь идёт о торговле шёлком, взвешенным не в ансырях, а в золотниках. Это очень небольшие количества шёлка разного цвета: «золотник зеленого шелка, другой [золотник] красного, третий — желто-зеленого…» Еще в одном документе XVII в. речь идёт об ограблении лавки, в ходе которого был похищен «ансырь шелку по цветам». То есть это ансырь шелка, в состав которого входил ассортимент шелка разных цветов. Не исключено, что в этой предельно краткой берестяной грамоте мы имеем дело с таким же ассортиментом на 1 ансырь – из 8, 70, 20 и 30 золотников шелка разного цвета. Покупка весьма большая для такой дорогой материи. Перед нами или заказ, или отчет о такой покупке.
Первоначально это был великолепный документ из 5 строк длиной в 20 см с лишним, свернутый в рулон. Рулон попал в пожар и соприкоснулся с горящей головней.
Сохранившихся и сожженных букв примерно поровну. Левый край исконный, правый горелый, и не сразу ясно, сколько бересты утрачено справа. Последние две строки сохранились лучше.
В начале грамоты не без труда вычитывается редкое имя автора: Оносъ. Это народная форма библейского имени Енос (произносилось Энос, нормальная для Руси адаптация начального e-, ср. Ольга из Helga). Такая форма встретилась впервые; ср. современную фамилию Аносов (с более книжным А-). Далее несложно реконструируется покл(он)о ко (Да)нил(е ко с)ыну м(ое)|му. Удачным образом обгорелый правый край сохранившегося текста близок к исконному, и справа утрачено лишь 1-2 буквы в каждой строке. Видно, что автор заменял ъ на о. Интересно, что нет требуемого древним синтаксисом повтора предлога (ко сыну ко моему), но в XIV в. примерно в трети случаев это уже бывает.
Перевод: «Поклон от Оноса к Даниле, сыну моему. Пришли мне сорочку, полотенце, портки, поводок, сестре моей пришли полотна, а я, если буду жив, расплачусь».
Это конец грамоты, часть первых двух сохранившихся строк утрачена.
…. на розва
[ж]и уличи • вдаи кожю
ѡстафьи • деꙗкону • а
ꙗзъ с тобою • саме сѧ в
едаю • кожѧ ми надобе
В первой сохранившейся строке первое время после находки читалась точка между Н и А, из-за чего синтаксис оставался загадочным; на самом деле «точка» оказалась естественной впадиной в бересте, более глубокой, чем некоторые другие настоящие точки. Итак, читается название адреса: на Розважи уличи. Розважа улица – древняя улица на Софийской стороне Новгорода (от имени Розвадъ, от которого происходит польская фамилия Rozwadowski). Есть улица с таким восстановленным названием и на современной карте города, хотя проходит и не совсем так же, как древняя. Грамота посвящена коже, как и некоторые другие этого сезона: место 2-го Рогатицкого раскопа было некоторым центром ремесла. Здесь встретился синоним глагола заплатити сѧ из предыдущей грамоты – вѣдати сѧ, «рассчитываться» (в грамоте пишется е вместо ѣ). Отметим диалектное окончание в саме.
Перевод: «…на Розважей улице дай кожу Остафье дьякону, а я с тобой сам расплачусь. Мне нужна кожа».
Грамота сохранилась почти целиком. 6 строк, вероятно, было начало 7-й. Есть также приписка на обороте. Ять смешивается с и.
поклонъ ѿ митъ к луке и ко ѳр
алю оу лодии ∙в∙беремене ко
жь i коробиюѧ i кругъ воску
i курово беремѧ кожь ма
лое куре даi грѣвну i ∙г∙ кунъ
———ему п[ол]ут[ор]ъ грѣ
…
у кого грамота у того
полуторъ грѣвни
В грамоте снова речь идёт о кожах и других товарах: «В ладье 2 охапки (бремени) кож, и коробья (мера), и круг воску». Слово коробию первоначально написано в винительном падеже; это обычно в таких списках, когда автор меняет в уме конструкцию по ходу изложения. Но потом автор всё же решил исправить свой синтаксис и аккуратно, не зачеркивая, подписал под буквой ю маленькую ѧ. В данной грамоте есть особенность, свойственная некоторым грамотам XIII в. – она разграфлена, и прямая черта разделяет ее на два раздела. Что такое Курово беремѧ кожь малое? Это малая охапка кож человека по имени Куръ. Данное имя совпадает со словом со значением «петух»: у нас есть, например, берестяная грамота № 690, адресованная от Кура к Борану, и такое ощущение, что мы имеем дело с зоопарком. На самом деле Боран – действительно «баран», это прозвище по животному, а Кур – никакой не петух; это греческое имя Κῦρος, бытовавшее на Руси (в соответствии с фонетической адаптацией ῦ) в трёх вариантах: Кур, Кир и Кюр.
В начале следующей строки можно реконструировать (сыну мо)ему. Интересна дважды встретившаяся словоформа именительного/винительного падежа полуторъ (т. е., как мы уже знаем, полуторы) – в ней обобщилась основа косвенного падежа с полу-. Это более продвинутая стадия, чем даже в современном языке, где полторы, но полутора.
На обороте приписка, указывающая, что Мита передал деньги прямо с курьером вместе с письмом.
Перевод: «Поклон от Миты к Луке и Фралю. В ладье 2 охапки кож, коробья, круг воска и малая охапка Кура. Кур, дай гривну и 3 куны, (сыну?) моему полторы гривны…» Приписка: «У кого грамота, у того полторы гривны».
Грамот XII века найдено больше.
Грамота № 1063 (XII век)
Найдена во второй половине сентября, чуть больше недели назад. Олейников нарушает старую традицию не работать после 1 сентября. В Москву грамоту пока не привозили: работа идёт с фотографией. Грамота состоит из трёх горелых кусков, рассохшихся и рассыпавшихся. Не далее как вчера удалось достигнуть сложения грамоты воедино (склеились фотокопии нескольких плавающих «островов»).
Это список рыбы; грамота довольно однообразная. Рыба, упомянутая в грамоте – это сиги. Про сигов у нас уже не менее 4 грамот. По подсчётам одного сиговеда начала ХХ в., сиг составляет 85% улова ценных рыб в Волхове. Это некоторая подать господину от ограниченного числа лиц. Числа кратные десяти: 60, 50 и т. д., есть один, у кого всего 20. Слово «сигов» встретилось только один раз, в других случаях стоят только числительные. В XII в. встречаются как христианские, так и нехристианские имена. Представлены хорошо известные имена Станята, Даньша; они не потрясают. Интересны два имени:
оу Сонови(да). Имя Съновидъ встретилось в берестяных грамотах 9 раз (все XII в.), и все 9 раз без первого ера: Сновидъ, как бы подтверждая архаичную теорию, что начальные редуцированные пали первыми. Сейчас считается, что первыми пали конечные, и «заноза», связанная с этим именем, держалась до данной находки.
Второе имя сенсационнее: одного из «рыбных участников» зовут
оу Волохва. Слово волхъвъ раньше считалось чисто литературным, но оно, как теперь видим, бытовало и в народе, причем с новгородским диалектным рефлексом (-оло-). Велик соблазн понять «а у нашего деревенского волхва…», но, конечно же, это прозвище.
Это конечная часть грамоты. Надёжно читается:
…а попърътишь да боудь ни то
бе ни мъне и целю та
Финальная стандартная формула и целую тѧ написана безобразно и небрежно, с двумя ошибками в двух словах, так что даже разбирать это не хочется. Остальное переводится: «а если попортишь, пусть это будет ни тебе ни мне», это фрагмент переписки компаньонов, и речь идёт о товаре. На первый взгляд это угроза или упрёк – но почему такой милый конец, с целованием? Утрата и повреждение товара при перевозке были стандартным форс-мажором, а не чем-то злонамеренным, а «ни тебе ни мне» означает, что в таком случае нет взаимных претензий и компаньоны друг другу не должны. Это сказано совершенно спокойно.
Целое письмо из четырёх строк. Бытовая графика.
ѿ перьнѣга къ гълочаноу въ
земи почестѣе ѧкъ тъ еси мъло
виль съ мноѭ въсади же и семъ їс ко
лика кълико въземоу въдамъ ѧзъ
Целая грамота (правда, целая после того, как её собрали из 8 кусков). В ней 2 строки – это самый частотный случай.
на въдъмолѣ :г҃: десѧте гривьнъ и гривьна и: [i҃] : кунъ
полъ осма съта на съкроудоу полъ шестѣ гривьнѣ
Водмолъ – название некрашеного сукна, это германское заимствование, уже хорошо известное по берестяным грамотам. «31 гривна» (огромная сумма!) записана не просто цифрой, а сложнее: «3-дцать гривен и гривна», такое в древнерусских текстах известно. Слова съкроуда нет ни в каком словаре, но задача облегчается, если считать, что д написано вместо т. Уже есть несколько берестяных грамот со смешением глухих и звонких, что отражает прибалтийско-финский субстрат в некоторых диалектах (например, грамота 614, где Свопода вместо Свобода и Доброкостьци вместо Доброгостьци). Слово съкроута означает сбор, снаряжение, амуницию, есть устойчивое выражение крутитися на войну. Здесь вероятны именно военные расходы, иначе сложно объяснить такой масштаб сумм.
Первоначально конец первой строки читался «и:: кунъ», и соответственно выделялась группа кунъ полъ осма съта. Но 750 кун («половина восьмой сотни») – это безумие, ведь 20 кун уже составляют гривну. Выдвигалась гипотеза, что в этой грамоте куна не денежная единица, а шкурка, куница. Версия долго держалась – но недодержалась. После высококачественного фотографирования (кажется, грамота до сих пор еще не склеена) выяснилось, что земля сплющила разлом, проходящий между четырьмя точками, и средняя его часть утолщена. Там определяется узкий знак I – цифра 10, возможно, было и титло (прямо над знаком дефект бересты). Таким образом, после того, как выяснилось, что разрыв уничтожил одну букву, грамоту пришлось «передумать»!
Написано «31 гривна и 10 кун». «На скруду» идет пять с половиной гривен. Тогда что такое 750? Самое правдоподобное, что может быть – локтей ткани на солдатское обмундирование. «Из 31 гривен 10 кун – на амуницию столько-то». Древнерусские люди обстоятельны и дотошны, такие, какими мы сейчас представляем голландцев или немцев. Подсчитано, что 750 локтей достаточно для снаряжения отряда из 100 человек. Это серьезный вещественный документ о запасе водмола на нужды армии.
Из зала поступила версия: не могло ли быть в гривне 24 куны? Ведь 31х24+6 = 744 + 6 = 750. Зализняк заметил, что соотношение куны и гривны менялось, но 24 куны в гривне по источникам не засвидетельствовано.
А. В. Дыбо предположила, что скруда может быть связано с древнегерманским skrud- ‘одежда, полотно, снаряжение’, исл. skryd ‘одеяние’, англ. shroud ‘саван’.
Перевод: «За некрашеное сукно 31 гривна и 10 кун, 750 (локтей) на амуницию – пять с половиной гривен».
Теперь перейдём к древнейшей грамоте сезона – редчайшему документу XI века.
В сохранившемся фрагменте всего 15 букв. Фрагмент отрезан справа и оборван слева.
Последнее л, возможно – не буква, у нее нет засечек, возможно, это просто проба пера.
Казалось бы, бессмысленный набор букв. Но во второй строке легко выделяется хорошо известное имя Петрило. В первой – скорее всего имя Данило или притяжательное прилагательное Данилово. Данилово что? Что-то среднего рода и на букву л. Конечно, можно предположить замену ъ на о, но в XI веке это еще очень редко. Стали проверять по словарю все слова среднего рода на л-, их не так много, к берестяной письменности они не очень подходят (из зала предлагают со смехом: лоно? лице?)…
А. А. Гиппиус предложил следующий путь к решению этой грамоты. В берестяных грамотах конструкция «чья-то вещь» встречается нечасто, и в двух случаях речь идет именно о предмете на букву л, среднего рода и сделанном, к тому же, из бересты. Это луконьце или лукошько, владельческая надпись делалась прямо на этом лукошке.
Гораздо интереснее в разных отношениях найденная в 2006 г. грамота № 957: Воибудино лоукъньчо. Иже е ұклъдетъ да проклѧтъ боуде(оу)ть. А шьвъко ѱлъ.
Здесь есть также проклятие против того, кто «уколдет» (слово сложное, вероятно «испортит») лукошко, и подпись писца.
Открывается такая возможность прочесть грамоту № 1056: (Д)анилово л(уконце/лукошко, а) Петрило ши(лъ). Это владельческая надпись и подпись мастера, сшившего изделие.
Как часто бывает, с находкой новой грамоты появилась возможность переинтерпретировать старую. Раньше считалось, что шьвъко из 957-й грамоты – имя собственное (Шевко), но сейчас можно считать, что это имя нарицательное («швец»), то есть это тоже подпись мастера.