Кто такой мистер дарси
Мистер Дарси
Фицуильям Дарси | |
Fitzwilliam Darcy | |
Фицуильям Дарси и Элизабет Беннет (иллюстрация Чарльза Брока, 1895 г.) | |
Создатель: | Джейн Остин |
Произведения: | «Гордость и предубеждение» |
Пол: | мужской |
Национальность: | англичанин |
Возраст: | 28 |
Семья: | мистер Дарси (отец) миссис Энн Дарси (мать) Джорджиана Дарси (сестра) |
Мистер Фицуильям Дарси (англ. Mr Fitzwilliam Darcy ) — вымышленный персонаж, один из главных героев романа Джейн Остин «Гордость и предубеждение». Дарси представлен как холодный и достаточно проницательный человек. Элизабет Беннет и другие персонажи называют его мистер Дарси. В книге его полное имя упомянуто дважды.
Содержание
Характер
В романе Мистер Дарси предстаёт в качестве обеспеченного джентльмена, с ежегодным достатком в 10 тыс. фунтов, и владельцем Пемберли, большого поместья в Дербишире, Англия. При первой встрече Дарси с Элизабет Беннет он относится к ней предосудительно. Но, разглядев её получше, пытается ухаживать за ней, одновременно борясь с его всё ещё продолжающимся чувством превосходства. По иронии судьбы, сам Дарси не одобряет, когда его друг Бингли серьёзно привязывается к старшей сестре Элизабет — Джейн, и очень тонко намекает Бингли, что Джейн не испытывает ответных чувств, в чём он сам, Дарси, не имеет ни малейшего сомнения. Позже, он объясняет это кажущееся лицемерие заявляя: «Я был добрее [к Бингли], чем к самому себе». И, хотя он этого не осознаёт, тот факт, что Элизабет узнаёт о его вмешательстве в подающие надежды зарождающиеся отношения Джейн и Бингли, вызывает её сильную неприязнь к Дарси.
В конце концов, Дарси признаётся в своей любви к Элизабет, и делает ей предложение. Однако, выражая свою пылкую любовь, он напоминает Элизабет о большом социальном разрыве, лежащем между ними. Элизабет обижается и неистово отказывает ему, высказывая свои причины антипатии к нему, включая осведомлённость о его вмешательстве в отношения Джейн и Бингли, а также, то, что она услышала о Дарси от Уикхема — про несправедливое обращение Дарси с Уикхемом. Элизабет заявляет, что то, в какой манере Дарси сделал ей предложение, удерживает её от какой-либо озабоченности по поводу чувств Дарси, и, что она «могла бы испытывать по отношению к нему другие чувства, если бы он вёл себя в несколько большей степени, как джентльмен». Дарси в гневе удаляется и той же ночью пишет Элизабет письмо в защиту своей израненной чести, в котором он открывает мотивы своего вмешательства в отношения Джейн и Бингли и даёт полное описание своих взаимоотношений на протяжении всей своей жизни с Уикхемом, который пытался соблазнить и тайком увезти младшую сестру Дарси — Джорджиану — предыдущем летом.
Хотя изначально взбешённый пылким отказом и острой критикой Элизабет, Дарси шокирован открытием того, какое впечатление на окружающих производит его поведение, а в особенности на Элизабет, тем не менее, он признаёт его необходимость в переоценке своих действий. Несколькими месяцами позже Дарси неожиданно встречает Элизабет, когда она посещает его имение в Дербишире с Гардинерами — её тётей и дядей. Поначалу Элизабет смущена тем фактом, что Дарси застал её в Пемберли, ведь она согласилась поехать посмотреть поместье, находясь в полной уверенности в том, что он там на данный момент отсутствует. Тем не менее, она удивлена разительной переменой в характере Дарси. Ответив на критику Элизабет, Дарси теперь намерен проявить «джентльменское поведение», в недостатке которого она обвинила его ранее, а также он поражает её до глубины души своей добротой по отношению как к ней самой, так и к её родственникам.
При открытие того факта, что младшая сестра Элизабет, Лидия, пала жертвой соблазна и сбежала с Уикхемом, Дарси их выслеживает и заставляет Уикхема жениться на Лидии, таким образом спасая Лидию и её семью от общественного позора и порицания. Вмешательство Дарси было совершено не с целью завоевания Элизабет — он пытался сохранить этот факт в тайне от неё — а, скорее, с целью уменьшить беспокойство Элизабет (рассказчик намекает, что вмешательство Дарси с целью помочь Элизабет могло стоить ему его годового дохода). Также Дарси чувствует себя отчасти виновным в том, что он не смог предупредить семью Элизабет об опасности близкого знакомства с Уикхемом. Затем Дарси подталкивает Бингли к возвращению в Лонгборн и поощряет его добиться Джейн, признавая своё неправильное суждение о её характере. Сам Дарси вновь делает предложение Элизабет и, в этот раз, она принимает его. Пара размышляет над совершёнными ими обоими промахами, и Дарси благодарит Элизабет за то, что она указала ему на ошибки в его поведении: «тобою, я был должным образом приструнён».
В Меритоне Дарси запечатлён холодным и чурающимся, человеком с большим чувством собственной гордости, которое частенько выражалось как наглость. Его отстранённые манеры и очевидное презрение ко всем людям, окружавшим его, зарабатывает ему презрение Элизабет и многих других, в особенности в свете заявлений очаровательного Джорджа Уикхема о том, что он подвергся несправедливому обращению со стороны Дарси. Но, в конце концов, выясняется, что те первые впечатления ошибочны. А также то, что кажущийся наглым характер Дарси скрывает его искреннюю щедрость и честную натуру, и то, что это именно Дарси подвергся несправедливому обращению от Уикхема, который сам оказался лживым и недостойным доверия. Даже вмешательство Дарси в отношения Джейн и Бингли было совершено скорее из лучших побуждений и искренней обеспокоенности за своего друга, чем из-за злого умысла, хотя, переосмысливая своё поведение, Дарси признаёт, что его вмешательство было ошибочным и вредоносным.
Мистер Дарси
История персонажа
Мистер Дарси – персонаж романа «Гордость и предубеждение» Джейн Остин. Аристократ, истинный джентльмен и предмет девичьих грез, герой произведения покоряет читательниц внешностью и характером, оставляя свободу для фантазии и мечтаний.
Роман «Гордость и предубеждение»
Книга Джейн Остин описывает нравы и традиции британского дворянства 19 столетия. Сюжет развивается вокруг семьи Беннетов, в которой несколько девушек на выданье. Мистер Бингли, идеал молодого дворянина, посещает окрестности, нанося визиты в дома друзей семьи.
Юношу сопровождает мистер Дарси, известный хорошим воспитанием и богатством. Миссис Беннет мечтает выдать замуж дочь Джейн и видит в мистере Бингли идеального кандидата в супруги. В то время как между молодыми людьми пробегает искра, Элизабет Беннет, сестра Джейн, умудряется настроить против себя Дарси.
У представителей двух разных лагерей мировоззрения не сходятся взгляды на жизнь, и формируется неверное восприятие друг друга. В то же время Элизабет оказывается желанной гостьей в доме Бингли. Разнообразные стечения обстоятельств сталкивают Дарси и Элизабет. Постепенно он проникается к ней симпатией. А девушка узнает неприятный факт из его биографии: мистер Уикхэм делится историей о том, как Дарси лишил его церковного прихода, завещанного отцом-дворянином.
Элизабет сватают за дальнего родственника, которому по традиции должно отойти в наследство имущество Беннетов как представителю мужской ветви их фамилии. Лиззи отказывается стать женой неприятного ей человека, зато предложение с удовольствием принимает ее подруга.
В ходе некоторых перипетий помолвка Бингли и Джейн расстраивается, и не без участия Дарси. Это становится известно Элизабет. А чуть позднее джентльмен внезапно просит ее руки, признаваясь в пламенных чувствах. Мужчина пишет возлюбленной длинное и правдивое письмо, в котором развеивает все сомнения относительно своей репутации.
Книга «Гордость и предубеждение»
Проходит время, Элизабет путешествует с родственниками и посещает поместье Дарси, где случайно сталкивается с ним. Финалом поездки становится новость о побеге ее сестры с Уикхэмом, потребовавшим долю девушки из причитавшегося наследства.
Дарси нашел беглецов и принудил нерадивого приятеля сыграть свадьбу, заплатив немалую сумму. Предубеждение Элизабет и гордость Дарси пали, поверженные искренностью их чувств, и роман завершился свадьбой молодых людей.
Образ
Литературные критики не раз принимались за разбор образа мистера Дарси, но описания его внешности оказывалось недостаточно. Джейн Остин представляет Дарси как привлекательного мужчину с правильными чертами лица и статной фигурой.
Ему около 28-29 лет. Предполагая, кто выступил в роли прототипа героя, озвучивали имя Тома Лефруа, к которому автор романа питала нежные чувства в юности. Джон Паркер, первый граф Морли, тоже мог вдохновить Остин на создание образа, так как существует предположение об их переписке. Писательница вела ее в тайне от подруги, жены Паркера.
Мистер Дарси и Элизабет Беннет (рисунок)
Полное имя героя – Фицуильям Дарси. Холодный и проницательный, он с первого упоминания завоевывает уважение и восхищение. Джентльмен с внушительным ежегодным доходом, Дарси владеет большим поместьем в Англии. Предубеждения и поверхностность в общении часто приводят его к заблуждениям.
Дарси не всегда способен понять душу и намерения собеседника. Высокомерие дворянина отталкивает девиц Беннет. Гордость и предубеждение мешают мужчине признаться в возникших чувствах. Брак с Элизабет мог бы повлиять на его репутацию, так как семья Беннет не из знатного рода и не располагала состоянием.
Популярность Дарси быстро потеряла свой вес: он проявил гордость и вознесся над окружающими. Угодить дворянину было сложно, а его имение не оказалось способным искупить трудности характера.
Экранизации
Классический роман оказался популярным литературным произведением. Повлияло на это и авторство: книга, вопреки традициям, написана женщиной. Это было нонсенсом для литературы 19 столетия, поэтому ее не сразу восприняли всерьез. Режиссеры часто прибегают к экранизации романа, так как он описывает идеальную любовную историю и дает простор для творческой интерпретации.
Актер Сэм Райли в фильме «Гордость и предубеждение и зомби» (2016 год)
Не один актер обрел признание, выступив в роли мистера Дарси. В разные годы мистера Дарси на телеэкранах воплощали актеры Эндрю Осборн, Питер Кашинг, Патрик Макни, Рамзес Шаффи, Льюис Фиандер и Дэвид Ринтул. В 1940 году в этом образе предстал великий драматический актер театра и кино Лоуренс Оливье.
Колин Ферт сыграл Дарси в 1995 году. Этот фильм признали лучшим вариантом экранизации, а знаменитая сцена, в которой артист предстает в мокрой рубашке, породила волну подражания. Впоследствии мистера Дарси изображали Мартин Хендерсон, Орландо Сил. Мэттью Макфэдьен оказался востребован после картины 2005 года, а Сэм Райли участвовал в проекте под названием «Гордость и предубеждение и зомби» 2016 года.
Интересные факты
Цитаты
«Какой стремительностью обладает женское воображение! Оно перескакивает от простого одобрения к любви и от любви к браку в одну минуту».
«Я не могу поручиться за свой характер. Меня можно назвать обидчивым: если я о ком-то изменил мнение — это навсегда».
Реальный мистер Дарси
Меня как остенита со стажем стольконеживут прям до глубины сердца оскорбило обнародование британскими учеными (уже смешно) «реального» портрета мистера Дарси из культового романа Джейн Остин «Гордость и предубеждение». Небольшая заметка по этому поводу есть на главной. Вот он, этот красавец, мечта женщин двух столетий:
Наверное, мы все что-то не увидели в романе? Итак, описанию мистера Дарси Остин посвятила буквально пару слов: это был красивый высокий джентльмен благородной наружности (глава 3). Далее слово «красивый» употребляется в его адрес весьма часто, так что мы можем смело заключить, что он был реально хорош собой. Откуда же возник образ белобрысого хлюпика с фото выше? По мнению «ученых» у мистера Дарси должен был быть «длинный нос, острый подбородок, напудренные светлые волосы и бледный цвет лица». Также у красавца Дарси должны быть «узкие покатые плечики и скромного размера грудная клетка». Знаете на основании чего был сделан данный вывод? Авторы теории «проанализировали внешность» аж двух реальных мужчин (достаточно для такого вывода, не правда ли?). Это Томас Лефрой, несостоявшейся жених Остин (романтизированным отношениям с которым посвящен милейший фильм «Джейн Остин»/Becoming Jane с Энн Хэтауэй и Джеймсом МакЭвоем как раз в роли Лефроя).
Правда, изложив эту фантастическую версию, ученые все-таки призадумались и благородно допустили, что, может, Остин вдохновлял и кто-то из признанных красавцев ее времени, например Горацио Нельсон или герцог Веллингтон. Оба такие же узкоплечие, со слабыми подбородками и женственными лицами, как и «Дарси» с рисунка. Или нет ))
Горацио Нельсон (29.09.1758-21.10.1805), знаменитый вице-адмирал и командующий британским флотом.
Артур Уэлсли, 1-й герцог Веллингтон (01.05.1769-14.09.1852), выдающийся британский полководец и государственный деятель, победитель битвы при Ватерлоо. Кроме того, герцог был большим жизнелюбом, менял любовниц как перчатки и имел прозвище The Beau, Красавчик.
В эпоху Регентства, собственно, к которой и относится роман «Гордость и предубеждение», моду на всё задавал знаменитый Красавчик Браммел, который ввел в обращение прическу а-ля Брут (честно говоря, источники путаются в показаниях, но это вот точно Браммел, и вроде как тот самый «Брут» у него на голове)
Некоторые модники тех лет отдавали предпочтение стрижке под других античных персонажей: Тита (впрочем, некоторые считают, что Тит как раз на голове Браммела, а это Брут, но я думаю, нас такие мелочи не смутят)
или Херувима (ангелочка).
Или вот, портрет принца-регента, тоже законодателя мод своей эпохи (следом за Браммелом, конечно же).
Кто-нибудь, покажите мне тут пудру и тщательно уложенные длинные волосы, я подслеповата стала, разглядеть не могу. И вообще не могу понять, почему герой романа 1813 года должен иметь прическу в стиле 80х годов 18 века.
Ах да, чуть не забыла. Он же еще и ростом не вышел, наш Дарси. Не то что актеры Ферт и Макфейден ростом под 190 см. Правда не так давно британские ученые (видимо, другие) проанализировали 3 000 (получше, чем 2, не правда ли) скелетов от Средневековья до 19 века, пришли к выводу, что за последнюю тысячу лет рост людей не так уж сильно и изменился (понятно, что таких исследований тьма, но я привожу одно, дальше копать лень). Так, в 19 веке средний рост мужчины составлял 170см, а сейчас это аж 175см. Соответственно, «высокий» мистер Дарси никак не мог быть совсем уж милым крошкой, да и 187 см Колина Ферта вполне считались бы высокими, но не гигантскими, в Англии эпохи Регентства.
Ну и чтоб пнуть посильнее коварных обидчиков нашей прелести посмотрим на фото реальных красавцев эпохи Регенства, таких тщедушных, сутулых и сплошь обсыпанных пудрой. И главное, с такими незначительными, безвольными лицами.
Уильям Лэмб, 2-й лорд Мельбурн (1779-1848)
Чарльз Остин, младший брат Джейн (23.06.1779-07.10.1852), контр-адмирал Королевского флота.
Джон Полидори (07.09.1795-24.08.1821), британский писатель, автор рассказа «Вампир», первой опубликованной современной истории про вампиров.
Да-да, из Сэма Райли на удивление отличный Дарси получился, даже и без борьбы с зомби ))
И вообще: сохраняйте спокойствие и любите мистера Дарси!
Мистер Дарси сквозь призму лет: ранние образы героя Джейн Остин отнюдь не всегда отличались особой привлекательностью…
Дженнифер Эль и Колин Ферт (1995)/ BBC
Автор: Девони Лузер (Devoney Looser)
20 лет прошло с тех пор, как Колин Ферт появился в мокрой рубашке после купания в озере в сериале «Гордость и предубеждение» – экранизации ВВС. Теперь нам трудно представить Дарси без его притягательной замкнутости.
С той минуты как Колин Ферт выходит из озера в мокрой рубашке, мы почти готовы простить тех, кто читает роман Остин впервые и ошибочно рассчитывает встретить на его страницах такого персонажа.
Знаменитая сцена с озером, впервые показанная 20 лет назад, стала плодом воображения сценариста Эндрю Дэвиса. На самом деле он хотел, чтобы Ферт был обнаженным, но пуританская ВВС забраковала эту идею. Вместо этого от полностью одетого Дарси исходят волны скрытого влечения в героине – для создания такого эффекта хватило ведра воды и нескольких реплик. Дэвис вписал в сценарий многое, что должно было добавить ему сексуальности, но именно испепеляющие взгляды Ферта на героиню Дженнифер Эль – Элизабет Беннет, или Лиззи – вот, что заставило зрителей растаять. Кому приписывать эту заслугу – Дэвису, Ферту или обоим, но очевидно, что истоки «сексуального Дарси» кроются именно в сериале ВВС 1995 года.
История же утверждает обратное. Дэвис был не первым автором, желающим заработать на скрытом томлении Дарси, а Ферт не был первым актером, делающим акцент на эрогенных зонах. Несомненно, за период больше века появилось немало двух- и трехмерных Дарси, среди которых были лишенные и привлекательности и харизмы, но также и такие, которые горели затаенных огнем и оставили след в сердцах зрителей.
Удивительно, но ситуация не изменилась даже в 1833 году, когда появилось иллюстрированное издание романа. На картинках изображены Лиззи, мистер Беннет, леди Кэтрин Де Бург, но только не Дарси. Возможно, все и так хорошо себе представляли «десять тысяч годового дохода».
В последующих изданиях Дарси редко представлялся соблазнительным. Художники наделяли его залысинами, выдающимся пузом и крючковатым носом. Известный иллюстратор Хью Томпсон создал более привлекательный образ в 1894 году – молодой, одетый с иголочки, с великолепными волосами и стройными ногами – но все это вместе выглядит непостижимо пижонским. Ранние театральные постановки следовали этим примерам, провоцируя у аудитории то же эмоциональное восприятие, какое было свойственно Элизабет, поначалу презиравшей угрюмого, почти бесцветного потенциального героя. В финале спектаклей настоящим открытием становилось то, что Дарси был не только симпатичным, но и пригодным для брака – если, конечно, его вообще показывали. Первые адаптации «Гордости и предубеждения» были представлены в виде коротких сценок для гостиных и школ, и в большинстве этих постановок Дарси был закулисным персонажем.
Впервые его герой появился на профессиональной сцене в 1901 году в пьесе, оригинал которой не сохранился до наших дней. В произведении Розины Филиппи «Беннеты» роль Дарси исполнил Э. Харкорт Уильямс, мелодраматический шекспировский актер. Несколько лет спустя в Америке Мэри Стил Маккей опубликовала четырехактную пьесу «Гордость и предубеждение». В ней главный герой необыкновенно вспыльчив, он как-то даже ломает хлыст, зло бросив «Черт возьми!» и клянется Элизабет, что разберется в леди Кэтрин. (Так что горячность а-ля Хитклифф в герое Остин проявилась задолго до экранизации Джо Райта 2005 года, в которой Дарси и Лиззи сыграли Мэтью Макфейден и Кира Найтли).
ДАРСИ (Обнимает ее). Моя жестокая… моя добрая. о, моя прекрасная Элизабет! (Прижимает ее к себе, целует).
В момент кульминации восхитительный Дарси оказывается в центре зрительского внимания. Впервые в Нью-Йорке эту роль исполнил англичанин Колин Кит-Джонстон, прославившийся своим воплощением Гамлета, авангардного, одетого на современный лад, огрызающегося, мятежного, ожесточенного и не расстающегося с сигаретой. Сохранились его фотографии в образе Дарси, в котором чувствуется энергия – склоняется ли он к Элизабет, сидящей за столом, или стоит слишком близко к ней, вскинув голову и согнув колено. Зрители проглотили это.
Сложная история создания фильма началась с поисков актера на роль Дарси, продлившихся годы. Ходили слухи, что после неудачной попытки получить на эту роль Кларка Гейбла, еще не сыгравшего в «Унесенных ветром», компания рассматривала многих известных кандидатов – все как на подбор были высокими, темноволосыми и надежными в плане кассовых сборов. В итоге «MGM» остановила свой выбор на Лоуренсе Оливье, только-только блеснувшим в роли Хитклиффа в «Грозовом перевале». Его партнершей стала Грир Гарсон.
Написание сценария проходило также не без проблем. По меньшей мере восемь сценаристов брались за эту работу. В одной из забракованных версий Элизабет встретилась с Дарси в конюшне Беннетов, где тот с пренебрежением отнесся к любимой собаке мисс Беннет по кличке Кейт – она показалась ему недостаточно породистой. (Гораздо лучше воспринимается эпизод с собакой из экранизации 1995 года: Элизабет в исполнении Эль играет с собакой, вцепившейся в палку, а Дарси-Ферт с участившимся дыханием наблюдает эту сцену из окна).
Айшвария Рай и Мартин Хендерсон (2004)
Еще одна странная сцена, не вошедшая в итоговую версию сценария, описывает приезд Дарси и полковника Фицуильяма в Лондон вместе с Бингли, изнывающим от любви. Герои посещают бал-маскарад в образе роялистов времен Карла II. Затем они отправились на арену Вестминстер-Пит, чтобы посмотреть на бой знаменитой обезьяны с собаками. Трудно представить Дарси, участвующего в подобных мероприятиях, но, возможно, это зависит от того, как вы относитесь к роялистским маскарадным костюмам и бойцовым обезьянам.
Это очевидно и в сцене со стрельбой из лука, когда Дарси-Оливье стоит за спиной Элизабет-Гарсон практически щека к щеке. Он кладет ее руки и пальцы на лук и стрелу – подчеркнуто сексуальная сцена, и никакой Купидон не нужен. Добавьте к этому Оливье в роли пылкого Хитклиффа – тот образ, который принесет в своей памяти каждый зритель. Можно понять, почему, впервые читая сценарий ВВС, Ферт переживал, что нужно будет одевать мантию или рубашку, если угодно.
Дарси в исполнении Оливье был самоуверенным, но способным учиться, немного провокационным, но поэтичным, без всякой загадочной ненависти и жестокости. Камера засвидетельствовала, что Лиззи и другие женские персонажи просто не могли отвести от него глаз. Он заставлял сердца биться чаще.
До тех пор, пока Дарси не сыграл Ферт, никто даже близко не подошел к тому, чтобы сместить Оливье с пьедестала почета. По сравнении с ним Дэвид Ринтол со своей крайне неловкой попыткой в экранизации ВВС 1980 года выглядит до смешного старомодным. В версии Гуриндера Чадхи «Невеста и предрассудки» (2004), вдохновленной Болливудом, Мартин Хендерсон и вовсе выглядел бедно рядом с восхитительной Айшварией Рай Баччан. Ферт – первый Дарси, которому оказалось по силам потеснить Оливье. Исполнение Макфейдена десять лет спустя это лишь подражание Ферту с примесью влияния Бронте.
Когда я обратилась к Саймону Лэнгтону, снявшему сериал 1995 года, с вопросом о привлекательности Ферта – по его словам, женская часть актерского состава признала актера единодушно – он описал «уникальную твердость или эмоциональную сдержанность». Ферт, как заметил Лэнгтон, словно «не отдавал себе в этом отчета» и, «что еще более важно, играл так, будто не придавал этому значения, в отличие от множества других, уже известных в этом бизнесе актеров, которые, напротив, кажутся слишком осведомленными».
У Оливье и Ферта определенно есть нечто общее – мрачная отчужденность и безудержное желание без неуместного тщеславия и чувства превосходства. Но между ними есть и разница, которая, на мой взгляд, выгодно отличает образ, созданный Фертом – отношения каждого со своей Элизабет. Элизабет-Гарсон была насмешлива, пустоголова и кокетлива, тогда как Элизабет-Эль была насмешлива, сильна и умна.
Еще одно отличие могло быть скрыто в настоящем притяжении и реальном романе между Фертом и Эль. Оливье, какова бы ни была история его отношений с Гарсон, был разочарован тем, что его тогдашняя возлюбленная Вивьен Ли не получила роль Элизабет. Руководство студии посчитало, что их экранный роман может вызвать отторжение у зрителей, если будет известна их связь вне съемочной площадки.
55 ничем не примечательных лет разделяют интерпретации Оливье и Ферта. Но в этом промежутке у них едва не появился еще один соперник. В 1974 году Голливуд решил побаловаться созданием еще одной версии «Гордости и предубеждения». Сценарий, который так и не был использован, написали Джером Лоуренс и Роберт Э. Ли. Он затерялся в архивах «Universal Studios» вместе с письмами, в которых указывался продюсер новой картины – им должен был стать Хант Стромберг-младший, работавший главным образом для телевидения, например, в проектах «Деревенщина из Беверли-Хиллз» и «Остров Гиллигана». Этот фильм мог стать сыновьим ностальгическим путешествием: Стромберг-старший был продюсером фильма с Оливье.
Мистер Дарси встречает Элизабет Беннет. Иллюстрация С. Э. Брока к изданию 1895 года
Этот фильм должен был сочетать отголоски экранизации 1940 года и дух феминистских, свободных 1970-х. В сценарии был эпизод с гонками на колясках между барышнями из семейств Лукас и Беннет, причем колясками правили сами дамы. Элизабет, которую называют просто Лиз, держит поводья, а мать девушки подгоняет ее. Лиз соперничает со своей подругой Шарлоттой, цель каждой – первой доставить свою матушку домой и устроить встречу отца с мистером Бингли. Как в истинной комедии XVIII века, коляски переворачиваются, но все герои остаются целыми и невредимыми, и фарс продолжается. Две матери семейств отряхивают пыль со своих нарядов, спешат через поля к своим домам и, прыгая через ступеньки, торопятся к своим мужьям.
Отношения Дарси и Элизабет по сценарию 1974 года – это раскаленная добела любовь-ненависть. Когда Дарси силой забирается в ее карету для личного разговора, Элизабет позволяет ему остаться. Он задумчиво скользит в потоке движения, пока она сидит рядом с чувством неловкости. Леди Кэтрин, повсюду передвигающаяся в паланкине, танцует с сэром Уильямом Лукасом танец, описанный как предшественник твиста. В финале фильма мистер и миссис Беннет танцуют, влюбленные друг в друга, и столь нетипичное для нее молчание он объявляет «раем».
Как изменилась бы история «Гордости и предубеждения», если бы эта версия увидела свет? Заметки об актерском составе дают вполне точное представление о задумке сценаристов. В роли мистера Коллинза они видели Питера Селлерса, сэром Уильямом Лукасом должен был стать Джон Гилгуд, а леди Кэтрин – Маргарет Литон. Претенденток на роль Элизабет не было – многозначительная деталь. А кто, по их мнению, идеальный мистер Дарси? Питер О’Тул. Наверняка он был бы незабываем. Особенно примечательно, кого авторы сценария хотели пригласить на роли мистера и миссис Беннет: однозначно Оливье и Гарсон.
Увы, этому не суждено было случиться – но это действительно заставило бы шестеренки вращаться. Каково было бы для актера перейти от роли соблазнительного Дарси к несколько ворчливому мистеру Беннету? Мог ли получиться соблазнительный мистер Беннет?
Возможно, вместо того, чтобы изобретать новые сюжетные вариации на тему «Гордости и предубеждения» – мои извинения всем, кто ждет в новом году экранизации «Гордости и предубеждения и зомби» с Сэмом Райли в роли Дарси, размахивающего самурайским мечом – стоило бы отметить 20-летний юбилей сериала ВВС с меньшим количеством нежити, закончив вместо этого незавершенные дела. Что нам действительно нужно, так это увидеть Ферта и Эль, играющих чету Беннетов. Это могло бы изменить все.