Кто такой наутилус помпилиус
Музыкальный голожаберный моллюск “Наутилус Помпилиус”
Если вспоминать самые культовые группы 80-х и 90-х годов в Советском союзе и России, то в одном списке с «Кино», «Аквариум», «Гр.Об.» и еще парой другой непременно будет присутствовать название «Наутилус Помпилиус». Группа имени талантливого и одиозного Вячеслава Бутусова, который смог на расстоянии пары тысяч километров из провинциального Екатеринбурга достучаться до ушей и умов не только столичной публики, но и самой искушенной категории меломанов, которые проживают в городе на берегу Невы.
Создание Наутилусов
Образование группы датируется еще далеким 1983 годом, когда простые уральские музыканты Слава Бутусов и Дима Умецкий дали начало грандиозному проекту, которому суждено было стать легендой отечественной рок-сцены.
Название коллектива никоим образом не связано с известным подводным судном капитана Немо, героя романа Жюля Верна «20 000 лье под водой», классики мировой литературы. Сравните даже написание названий, вы сразу убедитесь в своем заблуждении. Латинское словосочетание Nautilus Pompilius относится к голожаберному моллюску. Причиной такого названия являлся факт существования по всей стране огромного количества групп с названием «Наутилус». Поэтому стоило проявить смекалку и додумать название до более уникального и отличающегося от остальной серой массы. Но отличие заключалось не только в названии. По сравнению со многими своими современниками-музыкантами «Нау» играли очень мелодичную и приятную музыку, чередующуюся с резкими и остросоциальными текстами. Правда, если сравнивать первые записи ребят, то можно было найти некоторое сходство с нашумевшими уже тогда «Led Zeppelin».
Тематикой песен группы в первые годы существования коллектива были тревожащие всю страну и население вопросы, касающиеся перестройки и развала некогда великой державы. Некие ноты обреченности, даже в какой-то степени апокалиптичности, пессимизма прослеживались в творчестве многих артистов того времени, поэтому ничего удивительного в том, что Бутусов и Ко подхватили эту тему, абсолютно нет. Но стараясь не впасть в абсолютное уныние «Наутилус Помпилиус» исполняли романтические песни, привлекая на свои концерты все больше и больше разношерстной публики. Перебравшись в Питер, «Нау»стали одной из самых популярных групп рубежа 80-х и 90-х. На концерты «Наутилусов» было модно ходить, повсеместно в стране в кассетниках играла их музыка, статус на рок-сцене страны значительно вырос.
Слава Nautilus Pompilius
90-е принесли всей стране самое странное, страшное и непонятное время. Находясь на перепутье, вся нация оказалась в некотором оцепенении. Радикальные перемены в жизненном плане повлияли абсолютно на каждого жителя новообразовавшегося государства. И это не могло не отразиться на музыкантах. В группе «Наутилус Помпилиус» кардинально изменился состав участников. Несгибаемым оставался только Бутусов. Стиль музыки и смысловое наполнение песен стали настолько отличными от прошлого творчества, что многие поклонники группы восприняли новый образ кумиров с некоторым непониманием и порой даже с осуждением.
Предсмертную агонию народа и страны, которые стали очевидными уже к середине 90-х, оценку этой ситуации можно прочувствовать в песне «Титаник». При всей очевидности краха нации, выражавшемся в моральном упадке, алкоголизме, наркомании, повальном воровстве и разгуле криминала, никто не хотел обращать на это внимания: «Никто не хочет думать о том, пока «Титаник» плывет». И получилось, что уход от социальных текстов 80-х нашел продолжение уже в середине 90-х, когда группа планомерно шла к завершению своего существования.
Фильм “Брат”
Перед самым распадом «Нау» получили невероятный всплеск популярности после выхода на экраны фильма непревзойденного и гениального Алексея Балабанова под названием «Брат». Эта картина стала отражением всей обстановки, которая царила в новой стране, где выживает только сильнейший. И неважно, насколько ты хорош или плох. Кто сильнее, тот и оказывался прав. Вступала в силу идея, провозглашенная русским философом Ильиным о противостоянии злу добром. Чтобы выжить, чтобы дать возможность справедливости восторжествовать, надо было нести добро в ином свете, отличном от старых постулатов, силой насаждать свою правду.
Целое поколение выросло на этом фильме. Данила Багров стал примером для подражания (борец с бандитским беспределом), фразы героя разбирались на цитаты, а на фоне этого всего играла музыка «Наутилус Помпилиус» из альбомов «Крылья», «Яблокитай», «Атлантида». Балабанов всегда очень тщательно относился к выбору музыкального сопровождения для своих фильмов. Музыка должна быть чуть ли не гимном, дополняющим сопровождением каждого кадра и эпизода. В работах Балабанова не было мелочей, поэтому появление песен коллектива Вячеслава Бутусова ни в коем случае нельзя считать случайностью. Уважение и признание музыканту со стороны режиссера было настолько велико, что Бутусова было решено снять в фильме в роли самого себя.
Распад
В июне 1997 года группа распалась, оставив много вопросов по поводу правильности этого поступка. Но, как признался сам Бутусов, этот коллектив уже изжил себя. Все что можно было выжать из него, было презентовано публике. В начале ХХI века группа пару раз собиралась для участия в крупных фестивалях, что приводило в невиданный восторг десятки, а может и сотни тысяч их поклонников. Звучали композиции из их детства, молодости и зрелости, в которых все они видели многие годы спустя отражение «больших сердец» целого поколения, про которое когда-то пел Бутусов.
Группа «Наутилус Помпилиус»
Биография
Эта рок-группа побила все рекорды славы в Советском Союзе. Их песни пели под гитару, километры пленки истратили на переписывание кассет. «Эта музыка будет вечной», – автор слов большинства композиций группы «Наутилус Помпилиус» как в воду глядел, для фанатов «Нау» так оно и есть.
История создания и состав
Официальное название команды, созданной 10 ноября 1982 года студентами Свердловского архитектурного института, – «Nautilus Pompilius».
Первый состав группы «Наутилус Помпилиус» в 1984 году
Сначала группа носила имя «Али-Баба и сорок разбойников», в 1983 году по предложению звукорежиссера Андрея Макарова стала «Наутилусом», а в 1985 году, чтобы ее не путали с группой Евгения Маргулиса с тем же названием, обрела имя «Наутилус Помпилиус» с легкой руки Кормильцева. При оформлении музыкальной продукции использовалось написание названия заглавными буквами, либо кириллицей, либо латиницей.
Вячеслав Бутусов
В 1983 году Вячеслав Бутусов (вокал), Дмитрий Умецкий (бас-гитара), Андрей Саднов (гитара) и Александр Зарубин (ударные) – первый состав «Нау» – презентовали слушателям альбом «Переезд». Тогда ребята играли хард-рок, и в творчестве явно звучало влияние «Led Zeppelin». Часть песен «Переезда» написана на стихи венгерских авторов Эндре Ади и Леринца Сабо. Просто Бутусов, когда ездил в Челябинск, нашел на остановке сборник стихов, которые приглянулись ему своим мистицизмом.
Музыка
В середине 1980-х годов, начиная с альбома «Невидимка», жанр поменялся. Теперь это была новая волна, к которой «Наутилус» пришел после близкого знакомства с музыкой ленинградцев – «Кино» и «Аквариума». Люди, разбирающиеся в музыке, определят в творчестве «Нау» черты, присущие таким течениям, как альтернативный рок, постпанк, готик-, арт-, глэм- и даже фокл-рок.
Вячеслав Бутусов в 1987 году
В 1986 году, с появлением альбома «Разлука», «Наутилус Помпилиус» накрыло первой волной славы. Военная форма, перекрашенная в черный цвет, грим, выделяющий глаза, сдержанная, но от того не менее яркая пластика – как тогда выглядел коллектив, хорошо видно на концертных фото и видео.
В 1987 году «Наутилус», выступив на Пленуме Союза Композиторов РСФСР и на рок-фестивале в Новосибирске, показал, что свердловский рок ничуть не хуже ленинградского. Уральцы заслужили право встать на один уровень с «Алисой», «Аквариумом», «Кино» и доказали это в том же году на вильнюсской, подольской и московской рок-сценах.
Песня «Казанова» группы «Наутилус Помпилиус»В 1986-1988 группа использовала саксофон, и эта мелодичность приближала коллектив к поп-музыке, а потому критически воспринималась публикой. Большую роль во взлете «Нау» сыграли профессиональные, злободневные тексты Ильи Кормильцева, которые он писал для группы с 1986 по 1997 годы, и, конечно же, неповторимая харизма фронтмена группы Бутусова. Журналист Сергей Ломакин вспоминал, что интересу к русскому року, в частности – к его гражданской позиции, способствовала программа «Взгляд».
1988-й – пик славы «Наутилуса», год активных гастролей как в СССР, так и за рубежом (а конкретно – в Финляндии, после того как финны сняли ленту о советском роке «Серп и гитара»). Тогда же на фирме звукозаписи «Мелодия» вышла пластинка «Князь тишины»: ранние хиты, такие как «Последнее письмо» или «Казанова», и новые произведения, например, «Я хочу быть с тобой».
Песня «Последнее письмо» группы «Наутилус Помпилиус»Постоянные гастроли, постепенно появляющийся отечественный шоу-бизнес, рядом с которым приходилось существовать, коммерческий успех породили проблемы и ссоры в группе. Состав многократно варьировался, пока коллектив не покинул Умецкий. Вячеслав Бутусов, уставший от попыток совместить «Нау» и шоу-бизнес, в конце осени 1988 года распустил команду.
В 1989 году Бутусов с Умецким возобновили отношения и даже создали новый альбом – «Человек без имени». Но разногласия никуда не делись, и кратковременное воссоединение закончилось окончательным разрывом. Альбом появился на прилавках музыкальных магазинов лишь в 1995 году.
Группа «Наутилус Помпилиус» в 1990 году
Интересный факт: Бутусову, Кормильцеву и Умецкому в 1989 году присудили премию Ленинского комсомола. Кормильцев не стал получать премию по идейным соображениям. Бутусов перевел деньги в Фонд Мира и в свердловский детский дом. А Умецкий получил премию, придя на вручение.
В 1990 году «Наутилус» возродился в новой ипостаси: мелодичный саксофон сменился жесткой гитарной игрой и сложными ритмами. «Нау» стала неузнаваемой, так как неизменными в ней остались только тексты Кормильцева и голос Бутусова. Но и слова изменились: вместо острой «социалки» зазвучали философские и даже религиозные мотивы. Например, песня «Прогулки по воде», ставшая хитом, рассказывает об апостоле Андрее и его Учителе, правда, отличаясь от канонической библейской истории.
Песня «Прогулки по воде» группы «Наутилус Помпилиус»В 1990-1992 годах вышли альбомы «Наугад», «Родившийся в эту ночь» и «Чужая земля», а в 1993-м – «Отчет 1983-1993», первый трибьют в истории российского рока, посвященный 10-летнему юбилею «Нау».
В том же году коллектив вновь начали разъедать ссоры, ушли гитаристы Егор Белкин и Александр Беляев. Записывать альбом «Титаник» в 1994 году «Наутилусу» помогал один из основателей группы «Агата Кристи» Вадим Самойлов. «Титаник» – самый успешный альбом «Нау» с точки зрения коммерции.
Песня «Титаник» группы «Наутилус Помпилиус»Пластинку «Крылья» критики склонны считать неудачной, да и сами музыканты признавали, что создавалась она с трудом. Тем не менее, композиция «Крылья» взорвала чарты после выхода фильма Александра Балабанова «Брат».
Весь саундтрек ленты состоит из песен «Нау», а сам фильм начинается с демонстрации того, как снимался клип «Крылья». В 1996 году «Нау» попробовала акустическое звучание и сыграла несколько концертов, что подарило новую жизнь старым песням.
Песня «Крылья» группы «Наутилус Помпилиус»В дискографии «Наутилуса» многие композиции стали легендарными. Тот же «Тутанхамон» из «Титаника» звучал, пожалуй, из каждого ларька в 1990-е и любим фанатами до сих пор. Бутусов говорил, что композиция «Тутанхамон» подразумевалась как баллада, но он ее ускорил.
Оригинальная акустическая версия произведения звучит в «Титанике на Фонтанке». Этот альбом писался с помощью музыкантов «Аквариума» годом ранее, чем основной «Титаник», в котором звучит ускоренный вариант.
Песня «Тутанхамон» группы «Наутилус Помпилиус»Завершающими штрихами биографии «Наутилуса Помпилиуса» стали пластинки «Яблокитай» и «Атлантида». В записи «Яблокитая» участвовали Борис Гребенщиков и Бил Нельсон, продюсировавший альбом. А название «Атлантида» получил сборник композиций, почему-то не вошедших в другие альбомы.
Бутусов в тот год решил, что рамки «Наутилуса» ему тесны, и распустил группу. Концерт «Последнее плавание» и прощальный гастрольный тур в 1997 году поставили точку в истории группы.
Группа «Наутилус Помпилиус»
В 2003 и 2004 годах «Наутилус» воссоединялся ненадолго для участия в рок-фестивалях. В 2013 году Бутусов с группой «Ю-Питер» провели серию концертов «НАУ – 30 лет под водой». В Москве, Санкт-Петербурге и Екатеринбурге публику ждал сюрприз – выход на сцену одного из составов группы. Так, в Москве с Бутусовым сыграли Егор Белкин, Альберт Потапкин, Гога Копылов и Александр Беляев, к которым присоединилась Настя Полева.
Группа «Наутилус Помпилиус» сейчас
В ноябре 2017 года Бутусов презентовал альбом «Гудбай, Америка!», куда вошли аранжированные песни «Наутилуса».
Вячеслав Бутусов в 2018 году
В 2018 году в рамках тура, посвященного 35-летию группы «Наутилус Помпилиус», рок-музыкант посетит с концертами 20 городов России.
Дискография
Nautilus Pompilius
Биография
Активность (лет)
Место основания
Yekaterinburg, Sverdlovskaya oblast’, Российская Федерация
Участники
«Наути́лус Помпи́лиус» (Nautilus Pompilius) — рок-группа. Основана в городе Свердловск (ныне Екатеринбург), официально в 1982 году, когда началась совместная работа Вячеслава Бутусова и Дмитрия Умецкого над первым альбомом «Переезд». С 1982 года состав музыкантов и участников неоднократно менялся вместе с музыкальным стилем группы. Общеизвестные песни: «Эта музыка будет вечной», «Взгляд с экрана», «Я хочу быть с тобой», «Скованные одной цепью», «Последнее письмо», «Шар цвета хаки», «Прогулки по воде», «Тутанхамон», «Крылья».
Официально группа называется «Nautilus pompilius». Именно так написано её название на обложке диска «Чужая Земля». На нескольких других альбомах оба слова написаны заглавными буквами («NAUTILUS POMPILIUS»), ещё на нескольких — заглавными русскими буквами («НАУТИЛУС ПОМПИЛИУС»). Часто можно встретить оба слова, написанные с большой буквы (как кириллицей, так и латиницей). Также группу называют «Наутилусами» или ещё короче — «Нау».
Группа «Наутилус Помпилиус» была образована в конце 70-х годов в Свердловске Вячеславом Бутусовым и Дмитрием Умецким — студентами Свердловского архитектурного института (САИ). В первый период своего существования группа выступала на танцах, исполняя преимущественно песни западных рок-групп. Попытки записать на плeнку собственный материал были предприняты в 1982 году, тогда было записано несколько песен, позднее вошедших в дебютный альбом «Наутилуса» «Переезд» (1983 год), созданный под заметным влиянием творчества « Led Zeppelin».
Первоначальный вариант названия группы — «Али-Баба и сорок разбойников», вариант «Наутилус» был предложен в 1983 году звукорежиссером группы Андреем Макаровым, а в 1985 по инициативе Ильи Кормильцева, с которым группа тогда уже начала сотрудничество, название было расширено до «Наутилус Помпилиус», чтобы избежать путаницы, поскольку в то время по стране насчитывалось несколько десятков групп с аналогичным названием, в том числе и московский «Наутилус» Евгения Маргулиса, незадолго до этого покинувшего группу «Машина Времени». В сопроводительной записке ко второму альбому группы («Невидимка»), выпущенному в том же 1985 году, факт обретения группой окончательного названия был зафиксирован следующим образом: «Группа названа в честь голожаберного моллюска, который от природы красив и обаятелен». Альбом «Невидимка» обозначил заметное изменение стиля «Наутилуса», его переориентацию на нововолновую эстетику по примеру ленинградских рок-групп.
Всесоюзную известность «Наутилус» получил после выхода альбома «Разлука» в 1986 году. Тогда же группа нашла новый имидж, с которым у большинства ассоциируется «Нау» 80-х — псевдовоенная форма, грим и скупая, но выразительная пластика. Блестящими выступлениями на Пленуме Союза Композиторов РСФСР и рок-фестивале в Новосибирске весной 1987 года «Наутилус» полностью опроверг мнение о периферийности свердловской рок-сцены, претендуя на то, чтобы стать одним из лидеров советского рока наряду с ленинградскими командами «Аквариум», «Алиса», «Кино» и др.
Успех группы был подкреплен выступлениями на фестивалях «Литуаника» в Вильнюсе летом того же года, в подмосковном Подольске в сентябре и на декабрьской «Рок-Панораме» в Москве, после чего в стране началась «наутилусомания». Своей популярностью группа была обязана прежде всего музыкальной выразительности, подчеркнутому мелодизму, порой, правда, граничащему со шлягерностью, профессионально написанным текстам Ильи Кормильцева (преимущественно злободневной социальной направленности, в перестроечный период наиболее востребованной публикой) и харизматической фигуре лидера группы Вячеслава Бутусова.
Пик популярности «Наутилуса» пришёлся на 1988 год. В этот период группа активно гастролировала по СССР, выезжала за границу (в Финляндию в конце года) после участия в съемках финского фильма о советском роке «Серп и гитара», выпустила на «Мелодии» свою первую пластинку «Князь тишины», в которую вошли переигранные хиты «Наутилуса» с двух предыдущих альбомов («Последнее письмо», «Взгляд с экрана», «Скованные одной цепью», «Шар цвета хаки», «Казанова»), плюс несколько новых песен, которые до этого исполнялись на концертах, но в студии записаны не были, в том числе «Я хочу быть с тобой».
Бесконечные гастроли, коммерческий успех, столкновение с зарождающимся российским шоу-бизнесом неблагоприятно отражались на обстановке внутри группы, что приводило к постоянным разногласиям, ссорам и лихорадочной смене состава. Пиком кризиса стал уход из «Наутилуса» одного из основателей группы Дмитрия Умецкого. Когда стало абсолютно очевидно, что «Наутилус» и шоу-бизнес несовместимы в принципе, Вячеслав Бутусов, уставший от постоянных проблем и неурядиц, принял решение распустить группу. Это произошло в ноябре 1988 года.
В 1989 году Бутусов попытался восстановить личные и творческие отношения с Дмитрием Умецким, результатом чего явился альбом «Человек без имени», где также отметились Александр Беляев из группы «Телевизор» (гитара) и Игорь Доценко из «ДДТ» (барабаны). Но возобновившиеся разногласия, касающиеся судьбы этого альбома и в целом будущего группы, привели к окончательному разрыву между Бутусовым и Умецким. Альбом был выпущен только спустя шесть лет компанией «Апекс Рекордз».
В 1989 году Бутусову, Кормильцеву и Умецкому была присуждена премия Ленинского Комсомола. Кормильцев публично в категоричной форме от нее отказался — из идейных соображений, поскольку считал недопустимым получение премии от организации, которая в свое время доставляла рок-музыкантам очень много неприятностей. Бутусов на вручение не пришел, а деньги перечислил в Фонд Мира и в один из свердловских детских домов, Умецкий явился на вручение и премию получил.
В конце 1989 года Бутусов окончательно перебирается в Ленинград и набирает новый состав группы, в противовес клавишно-саксофонному звучанию прошлых лет сделав упор на жесткий гитарный звук. Публика, привыкшая к старому Наутилусу, сначала к перемене отнеслась скептически, первые концерты группы в новом составе оказались провальными, но выпустив альбомы «Наугад» (1990 год) и «Чужая земля» (1992 год), Бутусов доказал творческую состоятельность нового «Наутилуса», а песни «Прогулки по воде» и «На берегу безымянной реки» смогли стать хитами уровня «Я хочу быть с тобой» и «Скованных». Вместе со стилем группы изменилась и тематика песен — социальность ушла в прошлое, Кормильцев и Бутусов больше внимания стали уделять философским, эзотерическим, религиозным вопросам.
1993 год в истории группы отмечен празднованием 10-летнего юбилея и выпуском в связи с этим событием альбома «Отчёт 1983—1993», ставшим первым отечественным трибьютом, на котором песни Наутилуса были перепеты его свердловскими и питерскими коллегами по сцене, а также музыкантами самого «Нау».
В том же году внутри группы опять начались разногласия, и в результате «Наутилус» покинули гитаристы Егор Белкин и Александр Беляев, поэтому к записи следующего альбома «Титаник» (1994 год), демо-версия которого была записана на год раньше при участии музыкантов «Аквариум» и получила название «Титаник на Фонтанке», был в качестве гитариста привлечен Вадим Самойлов из группы «Агата Кристи», который в 1994 году принимал участие и в концертных выступлениях «Наутилуса», совмещая работу в двух группах. «Титаник» считается самым коммерчески успешным альбомом нового «Наутилуса», чему во многом способствовала его массовая раскрутка на радио и пафосная презентация в ГЦКЗ «Россия» в июне 1994 года. Тогда же в творчестве «Наутилуса» наметился спад, в некотором смысле нашедший отражение в альбоме «Крылья» (1995 год), который сами музыканты называли вымученным, а журналисты и вовсе считали явной неудачей группы и не скупились на нападки и колкости в адрес Бутусова.
В 1996 году музыканты «Наутилуса» решили поэкспериментировать с акустикой, результатом чего стало несколько концертов, с необычайным подъемом отыгранных группой в ДК Горбунова в начале марта, прежде всего интересных тем, что акустическая программа позволила переосмыслить многие старые песни группы и дала им новую жизнь.
Последними альбомами группы стали «Яблокитай», записанный Бутусовым и Кормильцевым в конце 1996 года в Англии при участии Бориса Гребенщикова и английского музыканта Била Нельсона, который стал его продюсером, и «Атлантида» — сборник ранее записанных песен «Наутилуса», по тем или иным причинам не вошедших в другие альбомы. Тогда же Бутусов пришел к выводу, что «Наутилус» себя полностью исчерпал и в рамках группы он уже не сможет создать ничего нового и интересного, и принял решение распустить группу окончательно. После концерта в ГКЦЗ «Россия» 5 июня 1997 года, получившего название «Последнее плавание», и прощального гастрольного тура по стране группа прекратила своe существование. Разовые воссоединения «Наутилуса» происходили в 2003 году на фестивале «Старый Новый Рок» в Екатеринбурге и на «Нашествии-2004».
Продюсер (1994)
Месхи, Владимир Романович
Основатели группы
Вячеслав Бутусов
Дмитрий Умецкий
Вокал
Вячеслав Бутусов (c 1982 по 1997 год)
Бэк-вокал
Алексей Могилевский (с 06.1986 по 11.1988 год, с 1994 по 1997 год)
Музыка
Вячеслав Бутусов (c 1982 по 1997 год)
Дмитрий Умецкий (с 1982 по 1989 годы, автор и соавтор музыки к нескольким песням)
Тексты
Илья Кормильцев (с 1985 по 1997 год; автор большинства текстов, со-продюсер коллектива)
Вячеслав Бутусов (с 1982 по 1997 год)
Дмитрий Умецкий (с 1982 по 1989 год)
Бас-гитара
Дмитрий Умецкий (c 1982 по 1988 год)
Виктор Алавацкий (с 02.1988 по 11.1988 год)
Гога Копылов /н.и Игорь (с 1990 по 1997 год)
Электрическая гитара
Вячеслав Бутусов (c 1982 по 1997 год)
Андрей Саднов (c 1982 по 1983 год)
Егор Белкин (в 1988 году, с 1990 по 1993 год)
Александр Беляев (с 1989 по 1993 год)
Вадим Самойлов (в 1994 году)
Николай Петров (с 1994 по 1997 год)
Клавишные
Алексей Могилевский (с 06.1986 по 11.1988 год, с 1994 по 1997 год)
Виктор Комаров — «Пифа» (с 1985 по 11.1988 год)
Алексей Хоменко (с 1987 по 1988 год)
Духовые
Алексей Могилевский (с 06.1986 по 11.1988 год, с 1994 по 1997 год, саксофон)
Олег Сакмаров (с 1990 по 1991 год; флейта)
Ударные
Игорь Гончаров (в 1982 году)
Александр Зарубин (в 1983 году)
Альберт Потапкин (с 1986 по 05.1987, с 1991 по 1997)
Владимир Назимов «Зема» (с 09.1987 по 11.1988 год)
Игорь Джавад-заде «Джавад» (с 1990 по 1991 год)
Виолончель
Пётр Акимов (в 1990 году)
1. 1982 — Переезд I Магнитоальбом, CD.
2. 1983 — Переезд II Магнитоальбом, CD.
3. 1985 — Невидимка Магнитоальбом, CD.
4. 1986 — Разлука Магнитоальбом, LP, CD.
5. 1988 — Раскол LP, CD.
6. 1988 — Князь тишины LP, CD.
7. 1989 — Человек Без Имени CD.
8. 1990 — Наугад CD.
9. 1991 — Родившийся в эту ночь LP.
10. 1992 — Чужая Земля LP, CD.
11. 1993 — Отчёт 1983—1993 LP, CD.
12. 1994 — Титаник CD.
13. 1994 — Титаник на фонтанке (с группой Аквариум) CD.
14. 1995 — Крылья CD.
15. 1997 — Яблокитай CD.
16. 1997 — Атлантида CD.
1. 1987 — Подъем (Концерт в Таллине) CD.
2. 1988 — Нау и Бригада С (Концерт) LP.
3. 1988 — Ни Кому Ни Кабельность 2CD.
4. 1988 — Отбой Концерт в ГКЦЗ «Россия» LP, CD.
5. 1994 — Титаник (Концерт в ГКЦЗ «Россия») CD.
6. 1996 — Акустика (Лучшие Песни) (Концерт в ДК Горбунова) CD.
Композиции входят в сборники (наиболее интересные):
* 1987 — Рок Панорама ч. I LP.
* 1988 — Литуаника ’87 LP.
* 1992 — Рок против террора LP.
* 1993 — Greenpeace rocks LP.
* 1996 — Легенды Русского рока CD.