Динамика развития обучающихся с овз в процессе обучения и воспитания

Образец отлеживания динамики у детей с ОВЗ

Образец заполнение динамической карты учащегося с ОВЗ

Просмотр содержимого документа
«Образец отлеживания динамики у детей с ОВЗ»

МБОУ «Большаковская СОШ», МО «Славский ГО»

Заключение по данным психологического обследования

Время наблюдения: декабрь 2019 года

Жалобы: трудности в усвоении программы обучения

Внешний вид и поведение во время занятий: внешне ребенок выглядит аккуратным. На контакт идет. Речь еле слышна, губы при разговоре почти не шевелятся, зажаты, все время поджимает и прикусывает нижнюю губу. При беседе в глаза не смотрит, отворачивает голову. Не зависимо от темы разговора, эмоциональный фон стабильный. При предъявлении материала требуется мотивировать на изучение нового (слабость волевого усилия) и неоднократно повторять словесную инструкцию. Не всегда способна довести начатое дело до конца.

Темп деятельности: темп деятельности низкий, к окончанию занятия снижается.

Характеристики умственной работоспособности: работоспособность низкая, в процессе работы выражена утомляемость, низкая продуктивность работы. Необходима стимуляция познавательной деятельности. Длинную, составную инструкцию не удерживает, необходимо повторение инструкции в упрощенном виде, проговаривание по частям.

Общая осведомленность: социально-бытовая ориентация хорошая. Имеет достаточный уровень знаний о себе, окружающем мире, познавательный интерес слабо развит.

Характеристика развития функций программирования и контроля: снижена, в процессе деятельности необходимо периодически повторять задание, контролировать последовательность выполнения некоторых заданий, свои ошибки не замечает.

Особенности восприятия: зрительный гнозис сформирован достаточно, правильное узнавание объектов, целостное восприятие предметов.

Характеристика внимания: концентрация внимания на задании недостаточная. Наблюдается ослабление внимания в связи с утомлением, испытывает трудности произвольной концентрации внимания. Проявляет переключение внимания с основного на второстепенное, часто отвлекается.

Характеристика речевого развития: объем словарного запаса беден. В речи использует в основном простые предложения, ответы дает краткие, использует односложные синтаксические конструкции. Трудности в определении темы текста, идеи и основной мысли.

Характеристика пространственных и временных представлений: временные и пространственные представления несформированы.

Характеристика интеллектуального развития: мышление имеет наглядно-образный характер. Исключение простых, стандартных предметов производит не всегда правильно, не всегда может объяснить свой выбор. Подбор обобщающих слов затруднен. Метафоры и пословицы не понимает, скрытый смысл объяснить не может. Собственные ошибки не замечает. Построение аналогий часто выполняет неверно, способность к абстрагированию, упорядочиванию крайне низкая.

Характеристика моторики, графической деятельности: Письменные и графические работы выполняет аккуратно, старательно.

Характеристика мотивационно-волевой сферы: слабость волевого усилия, к выполнению заданий относится с энтузиазмом, радостью, но не сильно расстраивается, если не удается их выполнить. Задает вопросы учителю, если не понимает, что нужно делать. Требуется контроль при выполнении заданий, стимулирование познавательной деятельности. Отмечается повышенная учебная тревожность.

Характеристика эмоционально-волевой сферы: Эмоциональные реакции выражены слбо. С одноклассниками общается выборочно. На перемене предпочитает рисовать, может просто постоять у окна и смотреть на улицу.

Мнестические процессы снижены в легкой степени

Объем и концентрация внимания снижены в легкой степени

Уровень обобщения низкий

Т.о., наблюдается снижение основных психических познавательных процессов за счет снижения произвольного внимания и недостаточного уровня развития мнестических процессов. Интеллектуальное развитие – ниже возрастной нормы. Уровень эмоционально-личностного реагирования – нижняя граница нормы.

Педагог-психолог Иванченко О.А.

МБОУ «Большаковская СОШ», МО «Славский ГО»

Заключение по данным психологического обследования

Время наблюдения: ноябрь 2019 года

Жалобы: трудности в усвоении программы обучения

Внешний вид и поведение во время занятий: внешне ребенок выглядит не очень аккуратным. От ребенка могут исходить не очень приятные запахи (мочи). Охотно идет на контакт, может первый начать диалог со взрослыми и сверстниками. Речь эмоциональная, имеются нарушения в звукопроизношении. При предъявлении материала требуется мотивировать на изучение нового (слабость волевого усилия) и неоднократно повторять словесную инструкцию, заинтересованности не проявляет. С легкостью может отложить начатое задание и перейти к другому. Не расстраивается, если не что-то не получается.

Темп деятельности: темп деятельности низкий, к окончанию занятия снижается.

Характеристики умственной работоспособности: работоспособность низкая, в процессе работы выражена утомляемость, низкая продуктивность работы. Необходима стимуляция познавательной деятельности. Длинную, составную инструкцию не удерживает, необходимо повторение инструкции в упрощенном виде, проговаривание по частям.

Общая осведомленность: Имеет низкий уровень знаний о себе, окружающем мире. Кругозор ограничен, познавательный интерес слабо развит.

Характеристика развития функций программирования и контроля: снижена, в процессе деятельности необходимо периодически повторять задание, контролировать последовательность выполнения некоторых заданий, свои ошибки не замечает.

Особенности восприятия: зрительный гнозис сформирован недостаточно, не всегда правильное узнавание объектов, целостное восприятие предметов.

Характеристика внимания: концентрация внимания на задании недостаточная. Наблюдается ослабление внимания в связи с утомлением, испытывает трудности произвольной концентрации внимания. Проявляет переключение внимания с основного на второстепенное, часто отвлекается.

Характеристика речевого развития: устно отвечает, но чаще неправильно, объем словарного запаса беден. В речи использует в основном простые предложения, ответы дает краткие, односложные.

Характеристика пространственных и временных представлений: временные и пространственные представления несформированы.

Характеристика интеллектуального развития: мышление имеет конкретно-ситуативный характер. Исключение простых, стандартных предметов производит не всегда правильно, не всегда может объяснить свой выбор. Подбор обобщающих слов затруднен. Метафоры и пословицы не понимает, скрытый смысл объяснить не может. Собственные ошибки не замечает. Построение аналогий часто выполняет неверно, способность к абстрагированию, упорядочиванию крайне низкая.

Характеристика моторики, графической деятельности: мелкая моторика не сформирована. Письменные работы выполняет неаккуратно. При выполнении графических работ проявляется небрежность, торопливость, не проявляет заинтересованности.

Характеристика мотивационно-волевой сферы: слабость волевого усилия, к выполнению заданий относится с радостью, но не расстраивается, если не удается их выполнить. Задает вопросы учителю, если не понимает, что нужно делать. Требуется контроль при выполнении заданий, стимулирование познавательной деятельности.

Характеристика эмоционально-волевой сферы: Эмоциональные реакции слабо выражены. Трудности в общении с одноклассниками не испытывает.

Мнестические процессы снижены

Объем и концентрация внимания снижены

Уровень обобщения недостаточный

Т.о., наблюдается снижение основных психических познавательных процессов за счет снижения произвольного внимания и недостаточного уровня развития мнестических процессов. Интеллектуальное развитие – ниже возрастной нормы. Уровень эмоционально-личностного реагирования – нижняя граница нормы.

Педагог-психолог Иванченко О.А.

МБОУ «Большаковская СОШ», МО «Славский ГО»

Заключение по данным психологического обследования

Время наблюдения: январь 2020 года

Жалобы: трудности в усвоении программы обучения

Внешний вид и поведение во время занятий: внешне ребенок выглядит аккуратным. Очень охотно идет на контакт, может первый начать диалог со взрослыми и сверстниками. Речь эмоциональная, имеются нарушения в звукопроизношении. При предъявлении материала требуется мотивировать на изучение нового (слабость волевого усилия) и неоднократно повторять словесную инструкцию. Не всегда способен довести начатое дело до конца.

Темп деятельности: темп деятельности неравномерный, к окончанию занятия снижается.

Характеристики умственной работоспособности: работоспособность низкая, в процессе работы выражена утомляемость, низкая продуктивность работы. Необходима стимуляция познавательной деятельности. Длинную, составную инструкцию не удерживает, необходимо повторение инструкции в упрощенном виде, проговаривание по частям.

Общая осведомленность: Имеет низкий уровень знаний о себе, окружающем мире. Кругозор ограничен, познавательный интерес слабо развит.

Характеристика развития функций программирования и контроля: снижена, в процессе деятельности необходимо периодически повторять задание, контролировать последовательность выполнения некоторых заданий, свои ошибки не замечает.

Особенности восприятия: зрительный гнозис сформирован недостаточно, не всегда правильное узнавание объектов, целостное восприятие предметов.

Характеристика внимания: концентрация внимания на задании недостаточная. Наблюдается ослабление внимания в связи с утомлением, испытывает трудности произвольной концентрации внимания. Проявляет переключение внимания с основного на второстепенное, часто отвлекается.

Характеристика речевого развития: устно отвечает, но чаще неправильно, объем словарного запаса беден. В речи использует в основном простые предложения, ответы дает краткие, односложные.

Характеристика пространственных и временных представлений: временные и пространственные представления несформированы.

Характеристика интеллектуального развития: мышление имеет конкретно-ситуативный характер. Исключение простых, стандартных предметов производит не всегда правильно, не всегда может объяснить свой выбор. Подбор обобщающих слов затруднен. Метафоры и пословицы не понимает, скрытый смысл объяснить не может. Собственные ошибки не замечает. Построение аналогий часто выполняет неверно, способность к абстрагированию, упорядочиванию крайне низкая.

Характеристика моторики, графической деятельности: Письменные и графические работы выполняет аккуратно только при совместной работе с учителем. Доступно списывание, под диктовку не пишет, при письме под диктовку пропускает все гласные звуки. При самостоятельном письме не способен оформить работу (новая строка, где открыл там и начал писать в тетради)

Характеристика мотивационно-волевой сферы: слабость волевого усилия, к выполнению заданий относится с энтузиазмом, радостью, но и не расстраивается, если не удается их выполнить. Задает вопросы учителю, если не понимает, что нужно делать. Требуется контроль при выполнении заданий, стимулирование познавательной деятельности.

Характеристика эмоционально-волевой сферы: Эмоциональные реакции выражены. Испытывает трудности в общении с одноклассниками. Не умеет контактировать с детьми: отбирает вещи, дерется, если дети не берут его в игру.

Мнестические процессы снижены

Объем и концентрация внимания снижены

Уровень обобщения недостаточный

Т.о., наблюдается снижение основных психических познавательных процессов за счет снижения произвольного внимания и недостаточного уровня развития мнестических процессов. Интеллектуальное развитие – ниже возрастной нормы. Уровень эмоционально-личностного реагирования – нижняя граница нормы.

Источник

Аналитическая справка о положительной динамике в коррекции развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья учителя начальных классов

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

школа № 7 Красносельского района

Аналитическая справка о положительной динамике в коррекции развития

обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

учителя начальных классов

Терентьевой Юлии Юрьевны

Для достижения поставленной перед собой цели по обучению и воспитанию учащихся класса, особый упор как учитель делаю на развитие мышления, творческих способностей, самостоятельности детей. Главной единицей педагогического воздействия на уроках является учебная задача, где все предметное содержание строится через систему учебных целей. В классе 5 учеников. Учащихся с тяжёлой и умеренной умственной отсталостью все учащиеся имеют нарушения аутистического спектра. В начале обучения дети были продиагностированы и выявлено:

-что у них ярко выраженные особенности познавательной деятельности: низкий уровень интеллектуальной активности (умственные операции недостаточно сформированы: в частности, дети с трудом обобщают и абстрагируют признаки предметов);

— некоторое недоразвитие сложных форм поведения (плохо развита произвольная регуляция поведения, вследствие чего детям трудно подчиняться требованиям учителя);

— речевая активность очень низкая или отсутствует вовсе;

— спонтанная речь отличается бедностью словаря, наличием аграмматизмов, отмечаются трудности понимания логико-грамматических конструкций;

— интерес к учебной деятельности не выражен,

— скуден запас знаний об окружающей действительности;

— познавательная активность очень слабая и нестойкая;

Учащиеся характеризуются эмоциональной неустойчивостью, наличием импульсивных реакций, неадекватной самооценкой, преобладанием игровой мотивации.

Всё это определило ведущие направления коррекционной работы:

Изучение и коррекция особенностей взаимодействия ребенка с окружающей средой (родители, учителя, сверстники)

Коррекция развития детей по результатам диагностического заключения

Коррекция эмоционально-волевой и поведенческой сферы детей по результатам диагностического заключения

Коррекционно-развивающее сопровождение педагогического процесса

Укрепление и охрана здоровья;

Развития познавательной сферы;

Формирование положительного отношения к учебной деятельности;

Социализация учащихся, расширение социальных контактов;

Формирование на доступном уровне простейших навыков чтения, письма, счёта, знаний о природе и об окружающем мире, основам безопасной жизнедеятельности.

Свои уроки, ориентирую на коррекционно-развивающего принципы обучения:

-принцип единства диагностики и коррекции;

-учет индивидуальных особенностей личности;

-принцип динамичности восприятия;

-принцип продуктивной обработки информации;

-принцип учета эмоциональной окрашенности материала.

Владею следующими современными образовательными технологиями:

-личностно-ориентированного обучения и систематически использует их в практической деятельности:

Качественно осуществляю контрольно-оценочную деятельность в бумажном и электронном варианте. Активно использую интернет-ресурсы при подготовке и проведении уроков. Стремлюсь к самосовершенствованию и самообразованию.

На уроках часто использую метод двигательных заданий, через который дети получают знания о свойствах разных предметов (цвет, форма, качество материалов); знакомятся с особенностями передвижений в пространстве, возможными направлениями движения; определяют местоположение одних предметов по отношению к другим и к самому себе, ориентируясь в схеме собственного тела. При этом познание происходит на основе восприятия разной модальности (кинетического, осязательного, зрительного, кинестетического и др.), а также речи. Также в своей работе использую разнообразные игры для развития мелкой моторики с использованием нестандартного оборудования: массажных мячиков, платочков, ковриков, прищепок, эспандеров, зубных щеток, резинок для волос и др. Нетрадиционное использование предметов способствует хорошему эмоциональному настрою, снижает психоэмоциональное напряжение, стимулирует умственную деятельность. На уроках регулярно используются аудио- и видеозаписи, практические работы различной направленности. Дидактический материал к урокам подбирается строго с учетом индивидуальных особенностей учащихся. Большое внимание уделяется принципу наглядности. На своих уроках создаю условия для развития памяти, внимания, воображения, восприятия и мышления. Ко многим урокам делаю презентации в программе « Power Point ». Они не только помогают учащимся усвоить учебный материал, но и формируют положительное отношение к учебе.

Для создания полноценных условий достижения динамики в коррекции развития учащихся с ограниченными возможностями здоровья работа ведется в постоянном контакте с учителем-логопедом, учителем-дефектологом, педагогом-психологом, воспитателями детского дома, детским психиатром, родителями учащихся.

Также в своей работе уделяю внимание следующим направлениям:

1. Диагностическая работа:

Обеспечивает своевременное проведение обследования детей с ограниченными возможностями здоровья и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи в условиях образовательного учреждения; определение индивидуальных особенностей и склонностей личности, её потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, а также выявление причин и механизмов нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации.

2. Коррекционно-развивающая работа:

Обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного учреждения; способствует формированию учебных действий у обучающихся (таких как личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных); активное воздействие на процесс формирования личности и сохранение её индивидуальности.

3. Консультативная работа:

Обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся; оказание помощи в вопросах развития, воспитания и обучения.

4. Информационно-просветительская работа:

5. Аналитическая работа:

Эта работа направлена на осмысление проводимой психологической работы, деятельности по адаптации учащихся, оценку эффективности работы и коррекции.

Диагностическая работа включает:

раннюю (с первых дней пребывания ребёнка в образовательном учреждении) диагностику отклонений в развитии и анализ причин трудностей адаптации;

изучение развития познавательной, эмоционально-волевой сферы и личностных

изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребёнка;

анализ успешности коррекционно-развивающей работы.

Коррекционно-развивающая работа включает:

выбор оптимальных для развития ребёнка с ограниченными возможностями здоровья коррекционных программ/методик, методов и приёмов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями;

организацию и проведение коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения;

системное воздействие на учебно-познавательную деятельность ребёнка в динамике образовательного процесса, направленное на коррекцию отклонений в развитии;

коррекцию и развитие высших психических функций;

развитие эмоционально-волевой, личностной и познавательной сфер ребёнка и коррекцию его поведения;

социальную защиту ребёнка в случаях неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах.

Консультативная работа включает:

выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, единых для всех участников образовательного процесса;

консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приёмов коррекционного обучения ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.

Информационно-просветительская работа предусматривает:

Все это позволяет добиваться высоких результатов. Внедрение в практику работы развивающих, личностно-ориентированных принципов обучения, качественного методического сопровождения уроков и создания психологической комфортности позволяет достигать высоких результатов в обучении.

Мною систематически проводится системно организованная работа с учащимися класса, как в урочное‚ так и во внеурочное время.

Все эти мероприятия позволили в ходе обучения реализовать поставленные коррекционные задачи и добиться стабильности результатов коррекции развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Анализ коррекционной работы.

Анализ проводился на основе материалов, данных в программе для учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью под редакцией Л.Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой.

Цель анализа: проанализировать уровень успеваемости и качества знаний учащихся за два года обучения. Оценка уровня успеваемости и качества знаний проводилась по итогам года.

Источник

Доклад на тему «Современные эффективные модели воспитания и развития детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС»

ГКОУ «Лемешкинская школа-интернат»

«Современные эффективные модели воспитания и развития детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС»

Руководитель МО воспитателей: Шибистая М.В.

(Сл. 3) Моделью воспитания называют отношения между взрослыми и детьми, в которых взрослым отводится активная воспитывающая роль.

Воспитание-это целенаправленный процесс по передаче опыта подрастающему поколению. Процесс воспитания требует большого внимания и вложения сил со стороны педагога и родителя. Воспитание детей с ОВЗ сопровождается дополнительными сложностями и проблемами. При правильной организации воспитательного процесса можно достичь значительных результатов в воспитании детей с ОВЗ. Особенность воспитания детей с ОВЗ заключается в том, что основной целью является их максимально возможная интеграция и социализация в обществе. Именно поэтому важным является то, что в первую очередь, педагог организующий процесс воспитания, обращает внимание на коррекцию их недостатков и оказание посильной помощи в усвоении образовательных программ.

В настоящее время с целью повышения эффективности процесса воспитания детей с ОВЗ применяется инклюзивное воспитание в рамках общеобразовательной школы, а также в общении среди ровесников. Важным является соблюдение индивидуального подхода в процессе воспитания. Прежде, чем организовать воспитание детей с ОВЗ необходимо провести предварительную беседу с родителями ребенка с целью уточнения используемых методов воспитания.

Социализация ребенка с ограниченными возможностями здоровья является конечной целью всей работы педагогического коллектива специального (коррекционного) учреждения. (сл. 4) Важным реабилитационным и социально-адаптивным средством воспитания и развития детей является коррекционно-развивающая среда.

Эффективность функционального воздействия среды на детей с ограниченными возможностями здоровья зависит от оснащения ее специальным оборудованием, дидактическими материалами, содержанием работы.

Создание коррекционно-развивающей среды направлено на то, чтобы реабилитировать и социально адаптировать воспитанника с ограниченными возможностями здоровья к реалиям окружающего мира. Сделать его полноправным и активным членом общества, который наравне со всеми людьми может включиться в полноценную общественную жизнь и приносить пользу обществу.

Вопрос создания коррекционно-развивающей среды на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с новыми Федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы образования.

Коррекционно-развивающая среда в специальных образовательных учреждениях является важным социально-адаптивным средством воспитания и развития детей с ОВЗ и имеет существенное отличие от предметно-развивающей среды образовательных учреждений общего вида, так как она решает задачи коррекционной помощи и организации условий, соответствующих задачам для детей с отклонениями в развитии.

Правильно организованная коррекционно-развивающая среда позволяет каждому ребенку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с взрослыми и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки. Учитывая, что у воспитанников с ОВЗ отмечается нарушение координированной деятельности различных анализаторных систем, бедность, однообразие микросреды могут привести к ограничению возможностей развития детей.

Работая над созданием коррекционно-развивающей среды, для детей с интеллектуальной недостаточностью является специально организованная коррекционно-пространственная среда: дидактические игры, пособия, предназначенные для полноценного развития психологических процессов.

(сл.5) Коррекционно-развивающая среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, коммуникативную функции.

Продумывая систему вовлечения ребенка в различные занятия, следует учитывать не только доступность, но и постепенность увеличения количества объектов. Изменения в отдельных компонентах среды, заменимость одного блока на другой – необходимое условие для обеспечения «зоны ближайшего развития».

(сл.6) Необходимыми условиями организации коррекционно-развивающей среды являются: учёт индивидуально-типологических особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья, эмоциональная насыщенность среды, учёт потребностей ребенка в индивидуальной и совместной деятельности. Исходя из этого, коррекционно-развивающее пространство должно быть организованно так, чтобы каждый воспитанник имел возможность заниматься любимым делом. Необходимо сделать его информативно богатым, системным, что обеспечивает разнообразие тематики, многообразие дидактического и информационного материала. Все компоненты развивающего пространства должны сочетаться между собой по содержанию, художественному решению, обеспечивая развитие у воспитанников становления их социальной компетентности в играх, занятиях, общения со сверстниками, взрослыми.

Ребенку с нарушениями необходимы разнообразные по содержанию занятия, где ставится задача развития комплекса представлений, предметных, ролевых и игровых действий на основе тактильных, слуховых и других ощущений.

(сл. 7) Одним из эффективных методов и приёмов, воздействующих на познавательную деятельность воспитанников, на их эмоциональную сферу, является игра. Использование игры на занятиях с учащимися с ОВЗ помогает снять ряд трудностей, формированию познавательного интереса.

(сл.8)Игры направлены на формирование определённых качеств: памяти, внимания, речи, мышления, силы, гибкости, быстроты восприятия, личностных качеств.

В игре создаются такие условия, в которых каждый ребенок получает возможность самостоятельно действовать в определенной ситуации или с определенными предметами, приобретая собственный действенный и чувственный опыт.

В работе мы стараемся создать детям игровое пространство, чтобы дети могли играть в парах, группах. Это необходимо, чтобы создавать условия для творческой деятельности детей, развития фантазии, формирования игровых умений, реализации игровых замыслов, воспитания дружеских взаимоотношений между детьми.

(сл.9) Так же для успешного развития обучающихся имеются наборы игр: (пазлы разные, детское домино, мозаика), требующие составить из частей целое, сложить объекты по заданной схеме действия. Благодаря этим играм тренируется мыслительная деятельность ребенка, развивается внимание, память, мелкая моторика, стимулируется двигательная активность и предметная деятельность ребенка, происходит развитие речи ребенка, активизация словаря.

Одним из общих правил организации коррекционно-развивающей среды является критерий ее доступности для ребенка. Все игрушки, игровой материал размещаются таким образом, чтобы дети могли свободно им играть и убирать на место.

Достижение эффективности в коррекционно-развивающей работе возможно за счет взаимодействия всех участников педагогического процесса и в совместном решении образовательных, воспитательных и коррекционных задач. Единообразие подходов к работе с детьми, преемственность в требованиях, а также в содержании и методах коррекционной, учебной и воспитательной работы, комплексность и многообразие средств развития детей и устранения имеющихся у них недостатков, использование ведущего вида деятельности – залог успеха в работе.

(сл.10) Основными идеями, определяющими содержание взаимодействия педагогов, комплексность коррекционно-развивающей работы с детьми, работы по преодолению или предупреждению у обучающихся с отклонениями в развитии школьной дезадаптации, являются следующие:

1.Единство коррекционных, образовательных и воспитательных задач. Принцип коррекционной направленности занятий и свободной деятельности детей.

2.Развивающий характер работы и формирование качеств личности ребенка. Принцип максимального выявления и использования резервов психического развития школьников.

3.Воспитание у детей интереса к занятиям, познавательной активности и самостоятельности.

4.Достижение успеха на каждом занятии как важнейшее средство стимуляции познавательной деятельности детей. Принцип индивидуализации и дифференциации обучения на основе комплексной диагностики развития. Дифференцированный характер учебной деятельности детей на занятии с учетом их индивидуальной психологической готовности к нему. Индивидуализация темпов освоения детьми знаний и умений.

5.Строгая последовательность в работе. Систематичность в закреплении сформированных умений и знаний. Доведение умений до автоматизированных навыков на каждой ступени обучения.

6.Разнообразие и вариативность дидактического материала и приемов коррекционной работы всех педагогов.

7.Применение принципа деятельностного подхода, активное использование различных видов, особенно ведущего вида деятельности в общеразвивающих и коррекционных целях.

8.В коррекционной работе все чаще использовать различные виды продуктивной и игровой деятельности, что позволяет ненавязчиво, опосредованно осуществлять коррекционное воздействие в интересной и увлекательной форме.

Таким образом, коррекционно-развивающая работа с детьми в школе-интернате 8 вида многоаспектна, предполагает взаимодействие всех специалистов и педагогов и носит комплексный характер. Только в тесном взаимодействии всех участников педагогического процесса возможно успешное формирование личностной готовности детей с нарушениями развития к школьному обучению, социализации и адаптации их в обществе.

(сл.11) Подводя итог, можно сказать, что коррекционно-развивающая среда – это комплексный, системный, вариативный, инвариантный, пластически меняющийся механизм непрерывной психолого-педагогической помощи ребенку с отклонениями в развитии на пути становления его социальной компетентности в играх, занятиях, общении со сверстниками и взрослыми.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *