Кто такой невидимый человек
Люди-невидимки: свидетельства, подтверждающие их существование
С невидимыми людьми мы в основном знакомы по художественным произведениям. Там можно надеть волшебную шапку или принять особый препарат — и никто тебя уже не заметит. Вопрос о том, почему так случилось, умело маскируется чередой приключений невидимого героя.
А между тем люди-невидимки на протяжении нескольких веков упоминаются в сводках происшествий и полицейских протоколах. И это уже повод для серьезного разговора с попыткой ответить: как же, вопреки законам физики, такое происходит?
Не всем нравятся длинные волосы
Известно, что многократные встречи с невидимыми людьми произошли в Китае в 1876 году. В городе Нанкине некие незримые злоумышленники отрезали у мужчин традиционные для этой страны косички. Нападения совершались на улице на глазах десятков свидетелей. Через некоторое время такие же случаи были зарегистрированы в Шанхае.
Невидимки, стригущие чужие волосы, действовали на улицах китайских городов почти три года, поймать их так и не удалось. Ученые, изучив древние документы, пришли к выводу, что подобное в Поднебесной уже было: невидимые злые духи, остригающие волосы, как реальное явление описаны в древних китайских рукописях.
В конце XIX века похожие случаи наблюдались и в других странах.
Об этих происшествиях написали газеты нескольких европейских стран. Реакция читателей была однозначной: в Азии и Америке люди просто сходят с ума, и им мерещится разная чертовщина.
Но чуть позже, в 1922 году, подобное произошло в Англии. На улицах какие-то невидимые руки срезали волосы молодым девушкам. Полицейским, кроме составления протоколов, ничего сделать не удавалось.
Через несколько часов в эту же больницу поступил еще один раненный ножом в шею, а спустя какое-то время — третий, получивший такую же рану на том же перекрестке и при подобных обстоятельствах.
Деревня спрятанных людей
Невидимки, стригущие чужие волосы, действовали на улицах китайских городов почти три года, поймать их так и не удалось. Ученые, изучив древние документы, пришли к выводу, что подобное в Поднебесной уже было: невидимые злые духи, остригающие волосы, как реальное явление описаны в древних китайских рукописях.
В конце XIX века похожие случаи наблюдались и в других странах. В 1873 году в городе Меномони (штат Висконсин, США) стоявшая на улице девушка вдруг почувствовала, как кто-то остригает ее волосы — и при этом они бесследно исчезают. Ни ей, ни свидетелям произошедшего воспрепятствовать хулиганству не удалось.
Об этих происшествиях написали газеты нескольких европейских стран. Реакция читателей была однозначной: в Азии и Америке люди просто сходят с ума, и им мерещится разная чертовщина.
Но чуть позже, в 1922 году, подобное произошло в Англии. На улицах какие-то невидимые руки срезали волосы молодым девушкам. Полицейским, кроме составления протоколов, ничего сделать не удавалось.
Через несколько часов в эту же больницу поступил еще один раненный ножом в шею, а спустя какое-то время — третий, получивший такую же рану на том же перекрестке и при подобных обстоятельствах.
Деревня спрятанных людей
В конце XX века в западной прессе появились сообщения о целой деревне людей-невидимок, живущих в Индонезии. Их называют «оранг буньян», в переводе с малайского «спрятанные люди».
Из того, что удалось узнать репортерам: невидимки живут в глубине леса и обладают сверхъестественной силой. Иногда они похищают детей. Судя по всему, их время течет по-другому: были случаи, когда украденные ранее и уже подросшие дети возвращались в родные места, но никого из их родственников в живых не оставалось, потому что несколько лет жизни похищенных превращались в почти столетие для оставшихся.
Границу с местом, где обитают «оранг буньян», малайцы отметили большими валунами. Сюда приходят те, кто просит у них помощи. Они приносят еду и другие подарки и обращаются к невидимкам, чтобы те решили их проблемы. Иногда это происходит, из-за чего вера в невидимых людей становится сильнее.
Считается, что кто-то из них может поселиться в доме с обычными людьми и устроить там полную неразбериху. Его надо уважать и всячески пытаться задобрить.
Во многих индонезийских гостиницах для такого невидимки оставляют свободный номер. Если селить больше некуда, там могут разместить приезжего, но попросят его соблюдать особые правила.
Войдя в комнату, следует включить все освещение и отдернуть занавески — чтобы «оранг буньян» ознакомился с гостем при максимально возможном свете. Если гость вдруг почувствует холод — он должен покинуть номер, его посещение не устраивает невидимку.
Если этого не происходит, значит, «оранг буньян» согласен на проживание соседа. Но перед сном гостю на всякий случай следует перевернуть один ботинок подошвой вверх: по восточной традиции, такое положение обуви символизирует энергии инь и ян, которые защищают от злых сил.
Побывавшие в Индонезии европейцы приводят многочисленные свидетельства существования «оранг буньян»: они слышали звуки барабанов, раздающиеся на пустых полянах, видели появление и исчезновение еды или посуды, наблюдали движение прозрачных силуэтов под дождем и т.п.
Помощь из параллельного мира
Как же можно объяснить существование людей-невидимок? Популярная точка зрения: они живут рядом с нами, в параллельном мире.
Один из тех, кто разделяет и активно пропагандирует эту версию, — исследователь паранормальных явлений Магнус Скарфединссон из Рейкьявика (Исландия). В его коллекции более 700 свидетельств тех, кто так или иначе контактировал с невидимыми людьми.
Любопытно, что невидимок в Исландии тоже называют «спрятанные люди». По большинству свидетельств, они приходят на выручку, когда кто-то попадает в беду (к примеру, готовы вытащить упавшего из ущелья или вывести заблудившегося из леса). При общении с обычными людьми они могут становиться видимыми — и тогда выглядят так же, как мы, правда, их одежда больше напоминает средневековые наряды.
Скарфединссон утверждает, что невидимки приходят из своего параллельного мира только тогда, когда нужна их помощь. Как-то не сходится со случаями отрезания волос в Китае или Англии, не так ли?
Иные формы материи?
Другая точка зрения: существование людей-невидимок обусловлено тем, что жизнь во Вселенной может иметь самые разные формы — и в том числе состоять из настолько разреженной материи, что человеческий глаз не в силах ее увидеть.
Этого мнения придерживался знаменитый «отец космонавтики» Константин Циолковский, который в книге «Грезы о Земле о небе» отмечал, что нельзя отмахиваться от того, что факты указывают на присутствие в нашей жизни каких-то невидимых разумных существ.
В 1960-е годы академик Влаиль Казначеев, занимающийся вопросами биофизики, высказал предположение, что кроме привычной для нас белковонуклеиновой формы жизнь на планете может быть представлена какими-то энергетическими структурами, которые являются невидимыми для человеческого глаза.
И снова непонятно: зачем представителям иной формы жизни напоминать о себе откровенно хулиганскими выходками?
Почему их не видят
А не может ли феномен невидимых людей объединять явления разного порядка? То есть невидимки, которые наносили удары ножом, — это совсем другие невидимки, чем «оранг буньян», а также те, кто приходит на помощь из параллельного мира или состоит из других форм материи?
В 1998 году в американских газетах была опубликована любопытная история. Несколько подростков Миннеаполиса занимались кражами в супермаркетах. Однажды их задержали и передали в руки полиции. В участке их допросили — всех, кроме девушки по имени Дженнис.
На нее никто не обращал внимания, как будто ее не было. Девушка сначала удивилась, а потом беспрепятственно вышла из помещения участка. Позже она разговаривала на эту тему со своими подельниками — и те тоже подтвердили, что Дженнис на какое-то время превратилась в невидимку.
Этот случай стал отправной точкой для исследований психотерапевта Донны Хигби. Она разместила в нескольких популярных журналах объявление с просьбой сообщать о происшествиях, когда обычный человек на время становится невидимым. Отклики не заставили себя ждать.
Женщина из Вентуры (Калифорния) рассказала о ситуации, когда была на почте и пыталась обратить на себя внимание — но ни служащие, ни другие посетители ее не видели и не слышали. Другая женщина, живущая в Роаноке (Техас), сообщила, что с ней случались приступы невидимости в ресторане и аэропорту. Еще один техасец из Форт-Уэрта написал о том, как неожиданно пропал для окружающих в кинотеатре.
Письма с похожими рассказами приходили не только из США, но также из других стран. Донна Хигби отмечает: после личных встреч с этими людьми она полностью уверена в их адекватности.
В 2001-м во время церемонии инаугурации Джорджа Буша — младшего рядом с ним вдруг оказался мужчина небольшого роста. Этот человек не имел приглашения — но работники службы безопасности, по их утверждениям, его не видели до тех пор, пока он не пожал руку президенту.
Эти примеры говорят о явлении совершенно другого порядка — о том, что человек каким-то образом может блокировать свое зрительное восприятие другими людьми. Он не невидим сам по себе, а каким-то образом заставляет не видеть себя. Это что-то сродни гипнозу — но может происходить неожиданно для самого невидимки.
Такую точку зрения подтверждают исследования психотерапевта В. Исакова, под чьим руководством в лабораторных условиях проводились опыты, в результате которых загипнотизированные люди не видели кого-то из присутствующих.
Эта версия вполне объясняет агрессивное поведение некоторых невидимок, которые, пользуясь обретенными сверхъестественными способностями, могли наслаждаться своей властью, пугая других людей.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
«Невидимые люди». Записки психотерапевта
Среди моих клиентов встречаются иногда невидимые люди. На самом деле, они, конечно, видимые. Но не совсем так, как другие. Если не предложить им пройти в кабинет, они останутся на пороге. Если не предложить попить, никогда не попросят. Они сидят у меня на диване, и ноги у них обычно не достают до пола. Поэтому очень часто они сидят, поджав их под себя. Садятся на диван с ногами, и ноги под ними исчезают. И если спросить: «Вам удобно?» — они отвечают: «О, да!» А если через полчаса спросить: «Вы чувствуете свои ноги?» — они скажут: «О, уже нет», — а ноги на пол не опустят. Сядут в позу лотоса. Такие люди вообще хорошо складываются: вдвое, втрое, в позу эмбриона. При необходимости они, кажется, могли бы даже лечь в чемодан, как Ури из «Приключений Электроника». Помните?
Если предлагать им разные вещи: чаю, плед, сесть поудобнее, подложить под себя подушки, чтобы не опираться спиной о яму, окажется, что им от всего этого становится лучше. А если не упоминать ничего, что они могли бы хотеть, их желания не появятся, ни для меня, ни для них. Как будто, им нужно время от времени напоминать, что они есть, и что они даже могут чего-то хотеть. Сами они в этом не уверены, и довольствуются во всём самым минимумом. Иногда я могу сказать: «У вас руки белые», — и тогда они говорят «О, да!» — и размыкают сцепленные пальцы, и добавляют: «Я даже не заметил» или «не заметила». Или я могу спросить: «Что с вами, когда вы говорите обо всём этом?» — и они говорят: «Ничего, всё нормально», — но дышать перестают через секунду после того, как прозвучал мой вопрос.
Это очень понятный бессознательный механизм: чтобы отрезать верхушку любого чувства, помогает остановить дыхание. Потому, что дыхание — одна из самых важных телесных функций. Если не дышать какое-то время, тело перестаёт быть чувствительным, остаётся только лёгкий туман в голове. А когда тело слабо чувствует, что с ним происходит, эмоционально человек тоже становится ровный и гладкий. То есть, если дышать с большими паузами и очень поверхностно, то можно таким образом регулировать свою эмоциональную жизнь. Мы все научились этому в тех ситуациях, когда иначе было невозможно.
Например, ты бежал изо всех сил и спрятался от кого-то большого и страшного. (Ты ещё маленький, и когда ты сидишь на диване, ноги у тебя не достают до пола). От страха твоё дыхание сбивается, но ты сидишь в углу этого большого дивана, в чулане, за деревом, в высокой траве или просто стоишь за углом и пытаешься справиться с дыханием. И если стараться не дышать, то, вроде бы, не так страшно. И, возможно, тебя не найдут.
Или — ты провинился и знаешь, что сейчас будут наказывать. Беда близко. У мамы характерным образом искривился рот. Или отчим очень знакомым тоном как бы переспрашивает тебя: «Что-что?» — и ты знаешь, затрещина — в следующем кадре. «Что-что» ему нужно для разгона, вообще его совершенно не интересует, «что» у тебя там. Он уже занёс руку. Сейчас она резким движением прилетит тебе по щеке. Представляешь, что с твоим дыханием?
Они никогда не говорят прямо, чего хотят от меня или от наших встреч. Сначала это кажется странным. Но потом я начинаю догадываться. Они с детства хорошо знают, что они — проблема. Что сам факт того, что они есть — уже плохая новость. Поэтому возникновение у них желаний — это двойная проблема, они знают это очень хорошо. Как же они могут сообщить мне, чего ждут или в чём нуждаются? Прийти, сесть, замереть и исчезнуть в диванном углу — это и есть подвиг.
Невидимый человек обычно владеет разными удивительными способами уменьшаться, становиться менее заметным, более тихим, необязательным. Если он рассказывает вам жуткую историю про то, как он еле выжил, то это будет история, рассказанная ровным голосом на грани слышимости. Вы согнётесь вперёд, чтобы лучше понимать рассказ, а человек, поджав под себя ноги, ровным-ровным голосом будет тихо-тихо говорить о том, как он сидел в слезах на крыльце горящего дома и не мог уйти, потому что в доме осталась кошка. И войти внутрь за кошкой тоже боялся, и это его спасло, потому что очень скоро дом рухнул.
Передать человеку знание, что он — проблема, можно по-разному. Можно всегда ругать его, когда он появляется в поле зрения. И тогда он научается не попадаться на глаза. Можно всегда добиваться от него согласия, и хвалить только тогда, когда он полностью «совпал» с родителями. Можно нападать на его идеалы и увлечения, критиковать всё, к чему он имеет привязанность и склонность. Можно не уважать его частное физическое пространство: входить к нему в туалет, рыться в его ящиках и портфеле, грубо будить его или не слушать, что он говорит. Можно не выполнять своих обещаний, обманывать и не просить за это прощения. Не обязательно бить ребёнка, чтобы он вырос сомневающимся в необходимости своего существования. Достаточно своим поведением сообщать ему переживание необязательности его присутствия.
Одно из главных открытий с такими людьми состоит в том, что исчезать они научаются примерно похожими способами, а когда появляются, обнаруживаются совершенно разные люди. Это нормально, люди и должны быть разными, быстрыми и медленными, вдумчивыми и темпераментными, весёлыми и не очень. С разными вкусами, привычками, пристрастиями. Но для того, чтобы индивидуальность могла обнаруживаться, необходимо позволение быть, а его у таких людей нет. Поэтому на первый взгляд такие люди удручающе похожи между собой.
В этом эссе я не буду рассказывать, как работать с такими людьми: мы учимся этому годы. Но общий смысл работы с остановленными переживаниями и следствиями этих остановок всегда состоит в том, чтобы запустить процесс собственного отступления в обратном направлении. Красота такой работы обычно состоит в том, что, поворачиваясь в обратную сторону, переживание отступления показывает нам весь исторический ход событий, только наоборот.
Так, сначала мы видим в терапии совершенно ровную поверхность (не)жизни человека, который сомневается в самой необходимости своего существования. Единственное, с чем мы вначале имеем дело — это с самой этой «ровной поверхностью». Я совершенно уверена, что терапевт, понимающий суть дела, может работать в любых парадигмах, и каждый сделает немного разные вещи по форме, а по сути — одно и то же. Телесный терапевт, наверное, попросит рассказать подробнее, как чувствует себя тело, когда человек сидит и не чувствует ног. Психодраматист поставит сценку, где главного героя сыграет другой, такой же замерший, потерянный, нелегальный, и протагонист (так зовётся главный герой в психодраме) сможет спросить его, как он себя чувствует. Гештальт-терапевт (как я) скажет: «Всякий раз, предлагая вам что-то, я замечаю, что вы перестаёте дышать. И всякий раз, замечая это, я гадаю, стало вам хуже или лучше от моего предложения». Как можно догадаться, во всех трёх случаях ответ будет еле слышен, и он будет таким: «Я и сам не знаю, что для меня лучше».
Механизм, при помощи которого такие люди научились «не быть», (не хотеть, не злиться, не защищаться, не чувствовать радости, не сообщать важного, не предъявлять своих прав) распаковывается, как кочан капусты. Так, в ответ на мои вопросы о том, есть ли что-то, что они чувствуют (или что они думают о том, что ничего не чувствуют), они начинают чувствовать хотя бы удивление. Замечая, что не дышат, начинают дышать. Замечая, что дышат поверхностно, делают пару глубоких вдохов, и вдруг чувствуют, как в кадр этого мгновения просачиваются краски.
Мир входит в сознание, как волна нового воздуха входит в комнату. Хочется пошевелиться: вдруг понимаешь, что сидишь, втянув голову в плечи, как в ожидании подзатыльника. Пошевелившись раз-другой, садишься иначе. Спускаешь ноги вниз, находишь носками пол: пальцы приятно щекочет высокий ворс ковра.
Вдруг выясняется, что за радостью оживания маячит страх. Чем глубже позволяешь себе дышать, тем становится страшнее. Но если не переставать дышать, то можно набраться достаточно смелости, чтобы начать этот страх понемногу рассматривать. В это время внутренний план сознания обычно начинают атаковать картины из прошлого. Все детские потери и горести, все юношеские метания, все обиды, все слезы и вся боль — теперь здесь. Знакомые лица заговаривают с нами: иногда это вспоминается именно, как звуки знакомых голосов («Моя дочь не может учиться на четвёрки»; «Желаю, чтобы тебе было так же тяжело, как мне»; «Иди сюда, я поговорю с тобой»; «Иди отсюда, я не желаю тебя видеть»; «Верни своё имя назад, ты мне больше не сын», «Лучше бы тебя вообще не было, жертва аборта»…).
Иногда мы видим картины без слов: мерцающий свет и тени, хлопки входных дверей, чьи-то уходы и приходы, синяя зимняя мгла с одним фонарём в левом нижнем углу окна, кто-то сдавленно плачет, и ты знаешь, кто и почему, но понимаешь, что нем и мал, и не можешь пошевелиться, как в дурном сне. И страх сковывает, мешая понять, что же тут можно сделать. Если не отступать и всматриваться в этот страх всё более пристально, выяснится главное: всё самое ужасное уже произошло. Тебя не всегда любили, тебе не разрешали высказываться. Возможно, тебя унижали, пугали или даже били, но ты выжил. И если ты дышишь, и, удивляясь этому, дышишь всё глубже, тут ты начинаешь чувствовать, что твои руки сжимаются в кулаки: злость.
Злость — это благая весть, первое, что делает невидимых людей видимыми. Самое время приостановить эту длинную историю. Вы и так, наверное, понимаете, что в эти восемь тысяч знаков упаковано около двух лет еженедельных встреч. Когда-нибудь я напишу продолжение этого текста, хотя прямо сейчас я совсем не знаю, о чём он мог бы быть.
Люди-невидимки существуют!
Фото из открытых источников
В 1897 году Г. Уэллс написал своего знаменитого «Человека-невидимку» и заразил человечество мечтой изобрести способ делать человека невидимым. Но для того, чтобы стать невидимым, никакие сверхсложные машины не нужны. Невидимкой может стать любой человек, если только…
Человек-невидимка в полицейском участке
В 1988 году в Миннеаполисе несколько подростков взяли себе за развлечение гулять по супермаркетам. Остроту походам придавали кражи товаров с полок магазинов. Каждый раз после визита в очередной торговый центр, они хвастались своими «трофеями» и определяли победителя в очередном воровском набеге.
Но все хорошее когда-то кончается, воришек взяли на заметку, задержали при выходе из очередного магазина и вызвали полицию. Среди задержанных была девушка по имени Дженис, у которой были очень строгие родители. Она понимала, что дома, когда родители узнают, что их дочь попала в полицию как воровка, ее ждет дикий скандал. Дженис колотило от ужаса, тело покрылось холодным потом.
В полицейском участке подростков допросили – всех, кроме нее. Более того, полицейские не обращали на нее никакого внимания, будто ее и не было. Тишком-тишком девушка двинулась к выходу и покинула участок, пройдя мимо стоящих полисменов. Впоследствии подельники подтвердили, что и для них она тоже в какой-то момент пропала.
Донна Хигби ищет невидимок
Этот случай стал известен психотерапевту Донне Хигби. Заинтересовавшись, она дала объявление в газету с просьбой рассказать о случаях, когда человек становился невидимым. И пошли отклики.
Женщина из Калифорнии писала, что однажды на почте попала в странную ситуацию: ни служащие, ни посетители не обращали на нее никакого внимания, не видели ее и не слышали. Другая женщина писала, как «пропала» в ресторане. Мужчина из Техаса рассказывал, как стал «невидимкой» в кинотеатре. Столкнувшись с ним, люди с удивлением оглядывались и смотрели сквозь него.
Донна Хигби встретилась с некоторыми авторами писем и убедилась, что это психически здоровые люди и не страдающие манией стать известными благодаря журнальной публикации. Некоторые вспоминали о произошедшем как о веселом приключении, для некоторых это было тяжелым психическим испытанием. Одна женщина писала, что ее просто обуял ужас, когда она подумала, что останется невидимой навсегда.
О нечто подобном писали и в российской прессе. Один студент из Санкт-Петербурга, у которого украли деньги, почти месяц ездил в электричке без билета. Контролеры и попутчики словно не видели его. «Невидимость» исчезла, когда проблема с деньгами разрешилась.
Фото из открытых источников
Значит, человек может при определенных условиях становиться невидимым для окружающих, блокировать зрительное восприятие себя другими людьми? Все вышеописанные случаи происходили неожиданно для самих «невидимок». А может ли человек становиться невидимкой намеренно?
Рассказ участкового
Пришла бабушка и жалуется: кто-то постоянно в ее квартиру заходит, то борщ из кастрюли съест, то вещи переставит, то ванна мокрая – купаться приходил. Приходим к ней – дверь целая, замки не взламывались. Проходим в квартиру – сидит мужик какой-то на диване. Спрашиваю «Вы кто?» А бабушка: «С кем это Вы говорите?»
Взял я этого «невидимку» за шкирку, вытащил в коридор. Он и кается: жить негде, вот пристроился у старушки, на вопрос как это так получается, что она его не видит, только ухмыляется. Ну объяснил ему, что если старушка еще хоть раз пожалуется на «домового», я этого «барабашку» прямо в квартире «отоварю» и бабушка как всегда ничего не увидит.
Люди-невидимки
Этот случай вовсе не уникален. В 2001 году такой вот «невидимка» во время церемонии инаугурации Джорджа Буша прошел сквозь все линии оцепления чтобы просто пожать президенту руку. В Индонезии живет целое племя «оранг буньян» (спрятанные люди), умудряющиеся быть невидимыми для других людей.
Фото из открытых источников
Каким образом эти «невидимки» воздействуют на наше сознание, чтобы пропасть из нашего поля зрения неизвестно, но очень интересно. Есть правда еще одна категория невидимок – это существа, живущие рядом с нами, но в параллельном мире, впрочем, это уже отдельная история.
НЕвидимые люди
Такие люди вообще хорошо складываются: вдвое, втрое, в позу эмбриона. При необходимости они, кажется, могли бы даже лечь в чемодан, как Ури из «Приключений Электроника». Помните?
Записки психотерапевта
Среди моих клиентов встречаются иногда невидимые люди. На самом деле, они, конечно, видимые. Но не совсем так, как другие.
Если не предложить им пройти в кабинет, они останутся на пороге.
Если не предложить попить, никогда не попросят.
Они сидят у меня на диване, и ноги у них обычно не достают до пола. Поэтому очень часто они сидят, поджав их под себя. Садятся на диван с ногами, и ноги под ними исчезают. И если спросить: «Вам удобно?», они отвечают: «О, да!». А если через полчаса спросить: «Вы чувствуете свои ноги?», они скажут: «О, уже нет», а ноги на пол не опустят. Сядут в позу лотоса.
Такие люди вообще хорошо складываются: вдвое, втрое, в позу эмбриона. При необходимости они, кажется, могли бы даже лечь в чемодан, как Ури из «Приключений Электроника». Помните?
Если предлагать им разные вещи: чаю, плед, сесть поудобнее, подложить под себя подушки, чтобы не опираться спиной о яму, окажется, что им от всего этого становится лучше.
А если не упоминать ничего, что они могли бы хотеть, их желания не появятся, ни для меня, ни для них.
Как будто им нужно время от времени напоминать, что они есть, и что они даже могут чего-то хотеть. Сами они в этом не уверены, и довольствуются во всем самым минимумом.
Иногда я могу сказать: «У вас руки белые», и тогда они говорят «О, да!», и размыкают сцепленные пальцы, и добавляют: «Я даже не заметил».
Или я могу спросить: «Что с вами, когда вы говорите обо всем этом?», и они говорят: «Ничего, все нормально», но дышать перестают через секунду после того, как прозвучал мой вопрос.
Это очень понятный бессознательный механизм: чтобы отрезать верхушку любого чувства, помогает остановить дыхание. Потому, что дыхание – одна из самых важных телесных функций. Если не дышать какое-то время, тело перестает быть чувствительным, остается только легкий туман в голове. А когда тело слабо чувствует, что с ним происходит, эмоционально человек тоже становится ровный и гладкий. То есть, если дышать с большими паузами и очень поверхностно, то можно таким образом регулировать свою эмоциональную жизнь. Мы все научились этому в тех ситуациях, когда иначе было невозможно.
Например, ты бежал изо всех сил и спрятался от кого-то большого и страшного. (Ты еще маленький, и когда ты сидишь на диване, ноги у тебя не достают до пола). От страха твое дыхание сбивается, но ты сидишь в углу этого большого дивана, в чулане, за деревом, в высокой траве или просто стоишь за углом и пытаешься справиться с дыханием. И если стараться не дышать, то, вроде бы, не так страшно. И, возможно, тебя не найдут.
Или – ты провинился и знаешь, что сейчас будут наказывать. Беда близко. У мамы характерным образом искривился рот. Или отчим очень знакомым тоном как бы переспрашивает тебя «Что-что?», и ты знаешь, затрещина – в следующем кадре. «Что-что» ему нужно для разгона, вообще его совершенно не интересует, «что» у тебя там. Он уже занес руку. Сейчас она резким движением прилетит тебе по щеке. Представляешь, что с твоим дыханием?
Они никогда не говорят прямо, чего хотят от меня или от наших встреч. Сначала это кажется странным. Но потом я начинаю догадываться. Они с детства хорошо знают, что они – проблема. Что сам факт того, что они есть – уже плохая новость. Поэтому возникновение у них желаний – это двойная проблема, они знают это очень хорошо. Как же они могут сообщить мне, чего ждут или в чем нуждаются? Прийти, сесть, замереть и исчезнуть в диванном углу – это и есть подвиг.
Невидимый человек обычно владеет разными удивительными способами уменьшаться, становиться менее заметным, более тихим, необязательным. Если он рассказывает вам жуткую историю про то, как он еле выжил, то это будет история, рассказанная ровным голосом на грани слышимости. Вы согнетесь вперед, чтобы лучше понимать рассказ, а человек, поджав под себя ноги, ровным-ровным голосом будет тихо-тихо говорить о том, как он сидел в слезах на крыльце горящего дома и не мог уйти, потому что в доме осталась кошка. И войти внутрь за кошкой тоже боялся, и это его спасло, потому, что очень скоро дом рухнул.
Передать человеку знание, что он – проблема, можно по-разному.
Не обязательно бить ребенка, чтобы он вырос сомневающимся в необходимости своего существования. Достаточно своим поведением сообщать ему переживание необязательности его присутствия.
Одно из главных открытий с такими людьми состоит в том, что исчезать они научаются примерно похожими способами, а когда появляются, обнаруживаются совершенно разные люди. Это нормально, люди и должны быть разными, быстрыми и медленными, вдумчивыми и темпераментными, веселыми и не очень. С разными вкусами, привычками, пристрастиями. Но для того, чтобы индивидуальность могла обнаруживаться, необходимо позволение быть, а его у таких людей нет. Поэтому на первый взгляд такие люди удручающе похожи между собой.
В этом эссе я не буду рассказывать, как работать с такими людьми: мы учимся этому годы. Но общий смысл работы с остановленными переживаниями и следствиями этих остановок всегда состоит в том, чтобы запустить процесс собственного отступления в обратном направлении. Красота такой работы обычно состоит в том, что, поворачиваясь в обратную сторону, переживание отступления показывает нам весь исторический ход событий, только наоборот.
Так сначала мы видим в терапии совершенно ровную поверхность (не)жизни человека, который сомневается в самой необходимости своего существования. Единственное, с чем мы вначале имеем дело – это с самой этой «ровной поверхностью».
Я совершенно уверена, что терапевт, понимающий суть дела, может работать в любых парадигмах, и каждый сделает немного разные вещи по форме, а по сути – одно и то же.
Телесный терапевт, наверное, попросит рассказать подробнее, как чувствует себя тело, когда человек сидит и не чувствует ног.
Психодраматист поставит сценку, где главного героя сыграет другой, такой же замерший, потерянный, нелегальный, и протагонист (так зовется главный герой в психодраме) сможет спросить его, как он себя чувствует.
Гештальт-терапевт (как я) скажет: «Всякий раз, предлагая вам что-то, я замечаю, что вы перестаете дышать. И всякий раз, замечая это, я гадаю, стало вам хуже или лучше от моего предложения». Как можно догадаться, во всех трех случаях ответ будет еле слышен, и он будет таким: «Я и сам не знаю, что для меня лучше».
Механизм, при помощи которого такие люди научились «не быть», (не хотеть, не злиться, не защищаться, не чувствовать радости, не сообщать важного, не предъявлять своих прав) распаковывается, как кочан капусты. Так, в ответ на мои вопросы о том, есть ли что-то что они чувствуют (или что они думают о том, что ничего не чувствуют) они начинают чувствовать хотя бы удивление. Замечая, что не дышат, начинают дышать. Замечая, что дышат поверхностно, делают пару глубоких вдохов, и вдруг чувствуют, как в кадр этого мгновения просачиваются краски.
Мир входит в сознание, как волна нового воздуха входит в комнату. Хочется пошевелиться: вдруг понимаешь, что сидишь, втянув голову в плечи, как в ожидании подзатыльника. Пошевелившись раз-другой, садишься иначе. Спускаешь ноги вниз, находишь носками пол: пальцы приятно щекочет высокий ворс ковра.
Вдруг выясняется, что за радостью оживания маячит страх. Чем глубже позволяешь себе дышать, тем становится страшнее. Но если не переставать дышать, то можно набраться достаточно смелости, чтобы начать этот страх понемногу рассматривать.
В это время внутренний план сознания обычно начинают атаковать картины из прошлого. Все детские потери и горести, все юношеские метания, все обиды, все слезы и вся боль – теперь здесь. Знакомые лица заговаривают с нами: иногда это вспоминается именно, как звуки знакомых голосов («Моя дочь не может учиться на четверки»; «Желаю, чтобы тебе было так же тяжело, как мне»; «Иди сюда, я поговорю с тобой»; «Иди отсюда, я не желаю тебя видеть»; «Верни свое имя назад, ты мне больше не сын», «Лучше бы тебя вообще не было, жертва аборта»…).
Иногда мы видим картины без слов: мерцающий свет и тени, хлопки входных дверей, чьи-то уходы и приходы, синяя зимняя мгла с одним фонарем в левом нижнем углу окна, кто-то сдавленно плачет, и ты знаешь, кто и почему, но понимаешь, что нем и мал, и не можешь пошевелиться, как в дурном сне. И страх сковывает, мешая понять, что же тут можно сделать.
Если не отступать и всматриваться в этот страх все более пристально, выяснится главное: все самое ужасное уже произошло. Тебя не всегда любили, тебе не разрешали высказываться. Возможно, тебя унижали, пугали или даже били, но ты выжил. И если ты дышишь, и, удивляясь этому, дышишь все глубже, тут ты начинаешь чувствовать, что твои руки сжимаются в кулаки: злость.
Злость – это благая весть, первое, что делает невидимых людей видимыми. Самое время приостановить эту длинную историю. Вы и так, наверное, понимаете, что в эти восемь тысяч знаков упаковано около двух лет еженедельных встреч. Когда-нибудь я напишу продолжение этого текста, хотя прямо сейчас я совсем не знаю, о чем он мог бы быть. опубликовано econet.ru
Автор: Полина Гавердовская
Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Подпишитесь на наш ФБ: