Ласковое слово что солнышко в ненастье смысл
Консультация для педагогов. Образовательная область «Речевое развитие» по ФГОС до. «Ласковое слово, что солнышко в ненастье»
Марина Смирнова
Консультация для педагогов. Образовательная область «Речевое развитие» по ФГОС до. «Ласковое слово, что солнышко в ненастье»
Какой педагог не хочет, чтобы речь его маленьких воспитанников была не только правильной, точной, но и живой, выразительной, чтобы дети чувствовали красоту родного языка и умели пользоваться его богатствами! В этом может помочь знакомство с фольклорными произведениями, которое можно начинать уже в младших группах детского сада.
Вначале дети узнают, что такое эпитеты – образные определения, встречающиеся в сказках, былинах, песнях и других фольклорных жанрах. Эпитеты необычайно оригинальны и красочны, точно характеризуют любой предмет или явление. Например, береза называется моложавой, белоствольной, ручей, высококудреватой; вода – чистой, тихой, хрустальной, изумрудной,студеной,светлой,звонкой,вольной,вешней,золотоструйной,росовой и т. д.Вот так в прибаутке с помощью с помощью эпитетов описываются внешний вид и поведение петушка: «Петушок, красный носок, сметанный лобок, чесаная бородушка, маслена головушка, расписные перышки, серебряные шпорушки. Рано утром он встает, звонки песенки поет, никому спать не дает».
Для изучения образного строя народной речи интересны и загадки. В них часто используются разнообразные сравнения, помогающие создать яркий и выразительный образ.
Стоит в роще молода,
Определения и сравнения в загадке так точны, наглядны и живописны, что мы сразу узнаем березку.
С детьми следует разобрать все признаки этого дерева. Из загадки мы узнаем, что березка молодая и стройная, с белым стволом и зеленой кудрявой кроной. Летом ее тень спасает от жарких лучей солнца, зимой березовые дрова согревают избу, весной дерево поит людей душистым соком.
В песне «Уж как весна-то» любовь к «задушевному» милому другу, трагедия разлуки с ним ассоциируется с образами осенней природы и настроением, которое оно вызывает.
Уж как весна-то да весна красная,
Весна красная, да она рыболовная,
Лето теплое да хлебородное
Да и осень-то, осень богатая,
Осень богатая, да она ветробуйная,
Ветробуйная –то осень, листопадная,
Листопадная – то осень, непрокладная.
У тебя-то, у осени, ночь темная,
Ночка темная, долга осенняя
У тебя ли-то, темной ноченьки,
Нету лунного –то светла месяца,
Нету частых-то да мелких звездочек.
У меня, у красной девушки,
Нет не матушки, ни батюшки.
Есть один задушевный друг.
Да и тот дружок далеко живет…
Важно разобратьс детьми каждую песенную фразу и задать им вопросы: почему весна – красная, рыболовная; почему лето называется хлебородным, осень – богатой, ветродуйной, листопадной, непрокладной? Какими словами описывается осенняя ночь?
Основным материалом в обучении детей пониманию образности фольклорного языка могут стать пословицы – выражения, построенные на образных сравнениях. Короткие, понятные, глубокие по мысли, они так складно сложены, что запоминаются сами собой. Пословицы живут в нашем родном языке и сегодня, украшают разговорную речь. После того как дети познакомятся с этим жанром устно-поэтических произведений, они могут перейти к самостоятельному творчеству. Воспитателю необходимо предлагать различные слова, к которым дети должны придумать образные сравнения. Например, к словам «толстый» и «тонкий» дети обычно подбирают «стертые», заштампованные сравнения (толстый, как бочка; тонкий, как иголка).
Для занятий можно предложить пословицы и поговорки.
Земля –тарелка: что положишь, то и возьмешь.
Без хозяина земля – круглая сирота.
Солнце – князь земли, луна – княжна.
Солнце зимой как мачеха: светит, да не греет.
Зимний денек что комариный носок (то есть короткий)
Зимой тепла, как у нищего добра.
Работает как Демид: весь день на солнышке лежит.
Отговорки как у нашего Егорки.
От него дела, как шерсти от стриженого барана.
Силы как у быка, а работы как у воробья
Хлеб – батюшка, водица – матушка.
Гречневая каша – матушка наша, а хлебец ржаной – отец родной.
Горек да зелен, как полынь.
Человек силен едой, как мельница – водой.
Все в охоту, как голодному Федоту.
Человек без друзей, что дерево без корней.
Дружба как стекло: разобьёшь – не сложишь.
Друг неиспытанный что орех нерасколотый.
Плохой друг что тень: в солнечный день не отвяжешься, в ненастный – не найдешь.
Один, как в поле обсевок.
Один, как маков цвет, как верста в поле.
Торчит меж людей, как пугало в огороде.
Как бирюк, в нору забился.
Богатый в деньгах что мышь в крупах.
Плавает, как вареник в масле.
Богатство что вода: пришло и ушло.
Беден, как церковная мышь.
Убогий,что осиновый лист: везде дрожит.
Грызутся, как собака за кость.
Не ужились, как два медведя в одной берлоге.
Спихан, как с печи Тихон.
Счастье с несчастьем что вёдро с ненастьем: живут переменчиво.
Горе что море: не переплыть, ни выплакать.
Горе что годы: бороздки прокладывает.
Тоска не солнце, а сушит.
Плачет, как соловушек по разоренному гнездышку.
Скользкий, как груздь
Он как сорока: где ни посидит, там и напакостит.
Надулся, словно сыч на ветер.
Надулся, как мышь на крупу.
Прост, как свинья, а лукав, как змея.
Силен, как бык, а смирен, как корова.
Кланяется, как весы в обе стороны.
Ровно его водой принесло.
Пропал как пузырь на воде.
Как волк, хвостом мелькнул.
Заблудился как теленок на ярмарке.
Как из яичка вылупился.
Является как жаворонок к теплу.
Жадность что река: чем дальше, тем шире.
Как собака на сене: сама не ест и другим не дает.
Как гусь, до воды жаден.
Таскает, словно рак клешнёй.
С умным разговориться что меду напиться.
Ошибся,что ушибся: вперед наука.
Оделся как пан, а глуп как баран.
С дураком говорить что в стену горох лепить.
Дюжий как медведь: с ним, что с медведем, не сладишь.
Не удержать, как ветер в поле.
Проворный (прыткий, как блоха.
Боится, как пуганая ворона.
Пугается, как заяц бубна.
Живет, как заяц на слуху.
Голос как в тереме, а душа как в венике.
Присмирел, что волк под рогатиной.
Прячется, как лягушка в камышах.
Ласковое слово что солнышко в ненастье.
Доброе слово человеку что дождь в засуху.
На словах – как на гуслях, а на деле – как на бубне.
Сыплет словами, как горох об стену.
Гогочет как гусь на проталине.
Шумят, как воробьи на дождь.
Брюзжит, что худая муха в осень.
Шипит, точно гадюка с-под куста.
Шелестит, как веник в избе.
Тарахтит, как порожняя мельница.
Конспект НОД по речевому развитию и экспериментированию для детей младшего дошкольного возраста «Мяч» Возрастная группа: первая младшая группа №4 Тема НОД: «Мяч» Интеграция видов детской деятельности: речевая, познавательно-исследовательская.
Конспект образовательной ситуации «Удивительное письмо» Образовательная область «Речевое развитие» Тип образовательной ситуации: «Открытие нового знания» Тема: «Удивительное письмо» Цель: создать условия для формирования у детей навыка.
Консультация для педагогов. Речевое развитие дошкольников (6–7 лет) по ФГОС. Консультация для педагогов. Подготовила Никитина В. В. Речевое развитие дошкольников (6-7 лет) по ФГОС Правильное формирование личности ребенка.
«Тайны песка». НОД (вторая младшая группа). Образовательная область «Познавательно-речевое развитие» Тема: «Тайны песка» Цель: 1. Развивать произвольное внимание, зрительно-моторную координацию, гармонизировать внутреннее состояние. («Физическое.
Образовательная область «Речевое развитие» Чтение художественной литературы № Тема недели. Программные задачи. Дата Тема недели: «День знаний» (1.09-9.09) 1. Тема: Рассказ В. Драгунского «Тайное становится явным».
Конспект НОД по развитию речи с детьми младшей группы «Путешествие к трем медведям» Цель: Развитие речи и обогащение активного словаря детей младшего дошкольного возраста в процессе рассказывания русской народной сказки.
Перспективный план работы Образовательная область «Речевое развитие» Развитие речи Месяц, неделя Тема, литература Программное содержание Материалы, оборудование Методы, приёмы Совместная деятельность с детьми Совместная.
Перспективный план средней группы. Образовательная область «Речевое развитие» ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН СРЕДНЕЙ ГРУППЫ Образовательная область «Речевое развитие» Составила Козловцева Таисия Николаевна Сентябрь.
План-конспект ННОД в подготовительной группе. Приоритетная образовательная область: речевое развитие. Тема: «Зверигород» Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное.
ПЛиз прошу помогите пожалуйста выполнить контрольную по русскому
« Второстепенные члены предложения»
Грамматические задания
1. Выделить грамматические основы предложений.
2. Подчеркнуть второстепенные члены предложений; указать, чем они выражены, их вид или значение.
1) Через минуту попадья вышла ко мне в сени.
2) Я горько заплакал и громко произнес имя моей любимой.
3) Ты едешь в Оренбург служить под его начальством.
4) От усталости он еле держался на ногах.
5) При сильном ветре выходить в море опасно.
6) Маша была необыкновенно хороша в этот миг.
7) В нашу гавань заходили корабли.
1) На закате солнце кажется огромным красным шаром.
2) Утомившись от долгой дороги, я тотчас уснул.
3) Несмотря на оттепель, многие еще одеты по-зимнему.
4) Енот-полоскун – цирковой артист от природы.
5) Ласковое слово что солнышко в ненастье.
6) Внизу, как муравьи, сновали люди.
И здесь в 4-м предложении подлежащим является только слово енот. Енот какой? полоскун. Это особый вид определения – приложение (определение, выраженное согласованным с определяемым словом именем существительным).
Ласковое слово что солнышко в ненастье смысл
Конспект НОД в средней группе
Зябликова Ольга Юрьевна,
воспитатель ГБДОУ № 122
Невского района Санкт-Петербурга
Интеграция образовательных областей : «Коммуникативно-личностное развитие» и «познавательное развитие», «речевое развитие».
Содержание организованной деятельности детей.
Звучит песня Марка Минкова на слова Юрия Энтина «Дорога Добра». Дети с воспитателем входят под нее в комнату.
Воспитатель: пока мы шли, я слышала чей-то стон. Что могло случиться? Посмотрите по сторонам. Может, кому-то нужна наша помощь?
(У ежика перевязан нос, а у щенка – ухо).
Что случилось? Как вы думаете?
Дети: подрались и т.п.
В-ль: А почему звери подрались? Как вы считаете? Да, они поссорились, потому что не поделили мяч. Заяц говорит: «Мой мяч! Я буду играть!» А медведь: «Мяч – общий, я буду играть!» И начали друг друга бить и кусать! А вы как думаете, что зверятам надо было сделать? Я тоже думаю, что им лучше было договориться играть вместе.
Щенок: А я не хочу с ним ВМЕСТЕ играть.
Ежик: И я не хочу. Не хочу! Не буду.
Что же нам делать? Как нам быть? Видно, медведю и зайцу не хватает чего-то, чтобы помириться. Чего же им не хватает? Доброты. Доброжелательности. И где же она живет? Может, в лесу? Пойдемте ее искать в зимний лес. (На экране при помощи мультимедийной установки появляется изображение зимнего леса). Шли мы, шли. давайте, как будто мальчики зашли на одну полянку, а девочки на другую. А рядом берлога медведя. А мы хотим позвать друг друга, но тихо-тихо, чтобы Мишу не разбудить. Я буду смотреть на девочек и звать их по очереди, а та девочка, которую я позову, позовет мальчика, так мы окажемся снова все вместе!
Проводится игра «Иди ко мне» (дети по очереди зовут друг друга шепотом или вполголоса: «Иди ко мне», пока все не соберутся вместе, задача: поймать взгляд другого человека и подойти на зов).
На экране изображение воздушных шариков с разными настроениями: у шариков нарисованы лица. Их можно нарисовать самостоятельно, а потом включить в презентацию, но мы использовали шарики, нарисованный художником Алексеем Банных в книге «Учимся понимать друг друга».
Воспитатель подводит детей к фланелеграфу, закрытому белой гофрированной бумагой, снимает бумагу.
На фланелеграфе изображение солнышка без лучиков.
Посмотрите, что это это может быть? (Ответы). Почему вы так думаете? …Да, это солнышко, но я вижу, ему чего-то не хватает. Чего? Как вы считаете? (Лучиков). Давайте подарим ему лучики, а заодно развеселим и Нику, и самих себя. Скажите, как вас мамы ласково называют? А тебя, Дима, а тебя, Герман, а тебя Максим? Каждое ласковое слово – как лучик. Вы будете говорить слова, а я буду давать вам лучик, а вы подарите его нашему солнышку. Давайте вспомним ласковые слова, которыми вам называют мамы. Дети называют ласковые слова (котенок, солнышко, зайка, бусинка и т.п) и прикрепляют по лучику к солнышку. Ну, вот, наше солнышко теперь сияет во всю! И наша Ника тоже заулыбалась. Помните пословицу: «Ласковое слово – что солнышко в ненастье»? А что такое ненастье? (ответ-картинка). А бывает ненастное настроение? А что делает солнышко? Светит, греет. И ласковое слово нас согревает, делает добрее. Пойдем дальше? Ой, снег стал таять. Везде мокро. Только на маленьком пригорке сухо. Но поместимся ли мы? («Прячутся в обруче, на носочках, обняв друг друга). Ну вот, вроде суше стало. И вышли мы к дому. Бабы-Яги! (на экране Баба Яга). Ох, кто это?
На следующем слайде в разном настроении: белка, сова, попугай, улитка. Как вы думаете, это зверюшки? А на самом деле это заколдованные дети! Баба-Яга их заколдовала! Превратила в зверят, птиц. Что же делать? Да, надо их расколдовать).А расколдуются они только тогда, когда вы догадаетесь, какой ребенок в кого превратился. Мальчики, посадите девочек за столы, а потом садитесь сами. Посмотрите на зверей и детей. Похожи дети на зверей? Чем? На каких картах выражение лица и движения похожи? Положите их друг под другом. В кого превратился мальчик? На экране последовательно появляются дети в том же настроении, что и животные.
Кто превратился в попугая? (Ответы детей проверяются на экране, куда выводятся соответствующие слайды презентации). Кто превратился в улитку и т.д. Кыш-кыш-кы (3 раза), чары больше не страшны. Всех расколдовали? Молодцы! А я вам подарю еще поговорку: «Зло – что лед – до тепла живет». Что становится со льдом, когда тепло? Тает. А со злом, когда мы говорим теплые, ласковые слова? Тоже тает. Исчезает. На душе становится радостно. Скажите, а зачем мы с вами пошли в лес? Что мы искали? Да, добро, доброжелательность. Нашли мы ее? Она жила в лесу? Если да, то где? Под кустом? В душе, в нашем сердечке, вот, где мы ее нашли. Скажите, а кто желал добра? Мы. Значит, доброжелательность живет в нас, внутри нас. Внутри мишки и зайчика тоже. Давайте помирим их и подарим их наш хоровод.