Поговорим о культуре общения вы замечали что часто повторяемое слово
Культурное общение: что это и правила этикета
Что такое культурное общение
Первое впечатление формируется достаточно быстро, хватает пары минут. Многие люди моментально вызывают симпатию или антипатию. Зависит это вовсе не от одежды или внешности, а от того, как человек говорит. Культура общения, хорошие манеры и знание правил этикета выходят на первый план при оценивании личности.
Хорошие манеры не даются от рождения, как и многому другому, им нужно учиться. Основу закладывают родители, которые дают первые представления о правильном поведении в обществе. Человек совершенствует в себе эти знания и умения на протяжении всей жизни. И, задавшись такой целью, можно помочь себе облегчить общение с другими людьми, производить приятное впечатление и быстрее добиваться успеха.
Важность этикета
Речь – вовсе не простое формирование мыслей в слова и предложения, это сложнейший механизм в налаживании и установлении социальных связей. Культура общения влияет не только на собеседника, но и на самого человека. Подбор правильных выражений и корректные манеры формируют особый настрой ваших оппонентов.
Особенно ярко видна необходимость владеть этикетом общения в деловой сфере. При соблюдении всех правил хорошего тона сотрудник формирует у окружающих благоприятное мнение не только о себе, но и о компании, которую он представляет. Поэтому при желании достичь определенных вершин, нужно хорошо владеть своей речью.
Правила этикета и общения
Этика общения заключается не только в манере правильно говорить. Важными аспектами являются также интонация, язык, дистанция и поведение индивида. Правильно себя подать может помочь изучение общепринятых правил культуры общения.
На что стоит обратить внимание при коммуникации:
Культура общения диктует свои нормы. Например, для незнакомых или малознакомых людей оптимальной дистанцией принято считать расстояние в 2 вытянутые руки. Помимо соображений личного пространства и комфорта это имеет и практическое значение для этикета общения – любой собеседник может спокойно уйти, никто никому не загораживает проход и не держит за пуговицы.
Если в ходе общения вы перепутали имя или забыли его, достаточно извиниться один раз. Коротко попросить прощения можно и в том случае, если вы споткнулись или затянули паузу в разговоре.
Особый дискомфорт приносят сплетники на мероприятиях. Для того чтобы не попасть в дурную или щекотливую ситуацию, не стоит обсуждать никого из присутствующих. Это является признаком дурного тона и не одобряется этикетом общения.
Правильно подобранная тема беседы – залог успеха. В культуре общения считается недопустимым долгая акцентуация разговора на своих снах, воспоминаниях, детях или супруге, привычках, болезнях, сплетнях, вкусовых или сексуальных предпочтениях.
Религия и политика вообще не должны затрагиваться, так как аспекты мировоззрения являются очень смущающими для большинства людей.
В том случае, если собеседник выражает яркие признаки раздражения от выбранной темы, стоит извиниться и перевести разговор в более нейтральную.
Этика общения накладывает однозначный запрет на использования языка, незнакомого для окружающих вас людей. Даже если вы говорите со своим давним знакомым в компании других. Это вопиющая бестактность!
Следует избегать жаргонных словечек и профессиональной терминологии. При знакомстве с представителем какой-либо профессии (строителем, врачом или юристом), не принято просить у них совет. При возникновении такой необходимости стоит договориться о личной встрече в другое время. Таким образом, этикет общения будет соблюден.
Не всегда тема разговора может быть вам интересна. Если собеседник посчитал нужным донести какую-то информацию, его необходимо выслушать. Если она неприятна, можно незаметно перевести разговор в другое русло. Прерывать собеседника на полуслове – признак дурного тона. Также как и демонстрировать явное раздражение, нетерпение и злость.
Делать замечания не считается корректным и допускается лишь в исключительных случаях. Этими случаями, как гласит этикет общения, является грубость в отношении вас или ваших близких, сплетни, затрагивание личных вопросов без разрешения, критика.
Пристально и непрерывно рассматривать человека нельзя. Особенно смущающим является взгляд на другого во время еды.
Иногда возникает желание разрядить обстановку или подкрепить свои слова чем-то приятным или яркой шуткой. Любые анекдоты, забавные истории, стишки уместны в небольших дозах и только в соответствии с конкретной темой.
Никому не нравится ощущать себя глупее своего собеседника. Поэтому подавлять своего собеседника эрудицией – не лучший вариант. Переоценивание и восхваление своих возможностей тоже вряд ли найдет своих поклонников.
В случае, если вы в чем-то не разбираетесь, не надо стесняться. Согласно этике общения это можно озвучить и попросить объяснить. Люди любят проявление интереса к ним, а также возможность открыть что-то новое для своего собеседника.
Этика общения предполагает уважительное отношение к собеседнику. В том случае, если случилась беда или недоразумение, очень важны слова поддержки. Но использовать стереотипные фразы и всем известные мудрые советы – признак дурного тона. Попытайтесь войти в ситуацию, найти искренние слова поддержки для человека. Это показывает ваше уважение к нему, заинтересованность в его личности и благодарность за открытость.
Этика общения подразумевает правильное обращение к другому человеку, ведь именно с него начинается коммуникация. Очень важно учитывать возрастные, половые и статусные особенности в таком тонком деле. Иначе есть риск начать общение с неприятной ноты.
Этические нормы общения предполагают обращение на «ты» только к самым близким людям и детям младше 12 лет., а со всеми остальными использовать формулировку «Вы». Даже в том случае, если человек одного с вами возраста.
В обществе не всегда приветствуется чрезмерное акцентирование на близких отношениях двух или более людей. Для того чтобы не привлекать внимание, в обществе посторонних людей, близких друзей или родственников называют по имени.
Совершать переход с «Вы» на «ты» необходимо медленно и очень тактично. Как гласит речевой этикет и культура общения, лучше, если инициатива будет исходить от женщины или человека, старшего по возрасту или социальному положению.
Как правильно отказывать
Иногда случается, что возникает неловкая ситуация, где вам необходимо отказаться от того или иного предложения. Сделать это можно, используя разные тактики. Выбирается форма отказа, исходя из возможности оказать или не оказать помощь, близости общения с человеком, личного отношения к собеседнику, виде просьбы.
Речевые тонкости отказа:
Если ситуация предполагает незамедлительный ответ, не стоит тянуть с отказом. Дрожь в голосе и бегающие глаза дадут понять собеседнику, что вы не уверены в себе. Как следствие, это открывает горизонты для повторного манипулирования.
При обосновании своего отказа повторная просьба или упреки не приемлемы по этике общения. Если такое и возникает, то это свидетельство уровня культуры общения у другого человека, и вы имеете право уйти. Но отказать, не объяснив причину, недопустимо.
Подкреплять свой словесный отказ психологическим блоком в виде скрещенных рук или ног, отдаляться от человека не нужно. Таким поведением можно оскорбить собеседника.
Ни в коем случае нельзя стыдить или обвинять в наглости другого человека за попытку попросить о чем-то. Его право попросить, ваше – отказать. Чаще всего в такой ситуации нотации не нужны. А вот оказать хотя бы моральную поддержку можно.
Общение с незнакомцами
Порой трудности возникают при обращении в транспорте или на улице к незнакомым людям. Привычно использовать слова: женщина, мужчина, мальчик, дедушка. Однако такое обращение недопустимо. Согласно этике общения нужно использовать обезличенные фразы: подскажите, пожалуйста, извините.
Согласно этике общения, первым должен приветствовать мужчина женщину, младший старшего (по возрасту или рангу), опоздавший ожидающего, вошедший уже присутствующих.
В зависимости от обстоятельств, выделяют такие виды обращения:
Этика при публичных выступлениях
В течение своей жизни каждый человек сталкивается с необходимостью публичных выступлений. Это может быть защита дипломной работы, презентация своей книги, проведение конференции или провозглашение тоста на свадьбе. Одним из ключевых аспектов является получение расположения аудитории и правильное общение с ней.
Для этого нужно знать основные правила этики при публичных выступлениях:
Сформировать основные тезисы, сделать презентацию и желательно отрепетировать несколько раз. Так можно избежать непредвиденных ситуаций. Позитивным моментом станет и использование статистики, которая будет являться весомым аргументом в ключе рассматриваемой проблемы.
Публика должна чувствовать вашу эмоциональную причастность к рассматриваемой ситуации. Грамотно подобранные слова и фразы, обращение на равных создаст явное преимущество в их глазах.
Следует избегать употребления заезженных фраз, они делают ваши слова неубедительными, создавая впечатление некомпетентности. Длительное вступление тоже не сыграет на руку.
Не все люди могут одобрять вашу позицию. Даже в том случае, если вам отвечают грубо или резко, нужно быть сдержанным и отвечать вежливо, несмотря на бурлящие внутри эмоции. Иначе это будет нарушение этикета общения. Использовать нецензурные выражения так же недопустимо. Соблюдая эти правила, будет легче добиться поставленной цели.
Таким образом, следование элементарным нормам общения поможет избежать множества неприятных ситуаций, а также сложить максимально приятное мнение о своей личности. Этика общения многогранна, что открывает перед каждым внушительные возможности признания и влияния.
Классный час о культуре общения
Беседа «Слово лечит, слово ранит».
показать учащимся значение слова в общении, в отношении людей;
закрепить знания о том, что слова могут приносить радость, и могут обидеть другого человека;
развивать умения анализировать свои поступки;
развитие памяти, мышления, внимания.
II. Тема нашего с вами сегодня занятия «Слово лечит, слово ранит».
— Как вы думаете, о чём мы будем сегодня говорить?
Мы сегодня будем говорить о том, как надо общаться, разговаривать с людьми. О том, какие слова нужно использовать в общении. О словах, которые могут помочь, «вылечить», и которые могут «ранить», обидеть, унизить человека.
— Что значит общение?
— Общение – это форма взаимодействия людей.
Общаться – значит быть заодно, с кем-либо общаться, делиться сообща.
— Что человеку необходимо для общения?
Прежде всего – слово…
Слово – это дорожка от сердца к сердцу, в нём заключена, большая сила.
Словом можно спасти,
Словом можно за собой войска повести.
О том, как нужно осторожно обращаться со словом, высказывались мудрецы и писали поэты.
Когда ты хочешь молвить слово,
Мой друг, подумай, не спиши,
Оно бывает то сурово,
То рождено теплом души,
Оно то жаворонком вьётся,
То медью траурной поёт.
Покуда слово сам не взвесишь,
Не выпускай его в полёт.
Как вы понимаете смысл этого стихотворения?
Объясните смысл поговорки: « Слово не воробей – вылетит, не поймаешь ».
Иногда человека ранят, казалось бы, самые обычные слова.
— Как вы думаете, почему?
Чтобы правильно определить такой ответ, необходимо понять, почему подруга так ответила.
Она не вдумалась в смысл сообщения своей подруги; не заметила того, что это для неё важно, ей непонятно, что можно радоваться, быть счастливой по поводу выздоровления мамы.
— А теперь вспомните случаи, когда доброе слово вас поддержало.
— А когда словами вас обижали.
— Какой вывод можно сделать?
Словом можно вылечить, а можно ранить.
— Как можно назвать человека, который умеет общаться с людьми, использует в своей речи «вежливые слова»? (вежливым)
— Давайте вспомним «вежливые слова», которые вы знаете с детства.
— Часто ли вы используете в своей речи «вежливые слова»?
А теперь попробуйте произнести слово, например, «здравствуйте» с разной интонацией.
Интонация – это тон, манера произношения слова, выражающего отношение говорящего к тому, что он произносит.
Вы, наверно, заметили, что одну и ту же фразу или слово… можно сказать так, что человек будет уверен, что вы рады его видеть и желаете ему здравия, а можно это же самое слово произнести совершенно равнодушно.
Поэтому очень важно следить не только за тем, что вы говорите, но и с какой интонацией вы обращаетесь к человеку.
Так же очень важно следить за своей позой, мимикой, жестами.
Например: Как выглядит ученик, здороваясь с учителем, не глядя на него, опустив голову, и иначе он выглядит, когда сморит прямо, бодро, улыбаясь.
— А всегда ли вы здороваетесь со взрослыми?
— А не забываете ли вы здороваться с друзьями и сверстниками?
Глядя со стороны, легко обнаружить, что кто отвечает грубостью на грубость, спорят, ругаются, напоминают двух встретившихся на узкой дорожке баранов, оба шумят, кричат, машут руками, забыв обо всём на свете.
Ведь такие ситуации возникают из-за того, что мы не умеем общаться, уступать друг другу, не хотим сдерживать свои эмоции. И вот уже полетели искры, вспыхнул гнев, неприязнь. Возникла ссора.
— А что может ещё нарушить красоту нашего общения?
Это «плохие слова», которые как сорняки засоряют нашу речь.
— Какие слова можно назвать плохими?
Это жаргонные словечки, матерные слова, непристойные слова. Всё это называется сквернословие .
— А часто ли вы используете в своей речи такие слова?
Такие слова на Руси чаще всего называли «гнилыми». Как всякий гнилой предмет издаёт неприятный запах, заражая ядом окружающие его предметы, оскверняя уста говорящего.
Так же такие слова истолковываются как мерзость, гадость, пакость, всё гнусное, отвратительное.
Было время (например, при царях Михаиле Фёдоровиче и Алексее Фёдоровиче), когда за сквернословие было положено телесное наказание: на рынках и площадях ходили переодетые чиновники, хватали ругателей, и тут же, на месте преступления наказывали розгами на глазах у всех, для примера прочих.
Сейчас сквернословие по юридическим законам рассматривается как нарушение общественного порядка, оскорбление личности. Может повлечь за собой ряд наказаний: гражданский суд и суд собственной совести.
— Как со стороны выглядит человек, который сквернословит?
Во все времена было приятно общаться с людьми воспитанными, вежливыми, скромными, сдержанными, культурными.
— Что же такое «культурная речь»?
Культурная речь – это признак интеллигентности, воспитанности человека.
Жаргонные словечки, грубые обороты – всё это лишь демонстрирует отсутствие правильного воспитания.
Очень хочется, чтобы вы в своей речи не использовали такие слова, и тогда с вами будет приятно общаться, окружающие будут вас всегда понимать.
От добрых слов, красивых слов
Лица озаряются и, если есть,
Тебе дано, а люди пользуются.
Без чего человек не может жить. (имя)
Очень важно при общении со сверстниками называть их по имени, а не использовать обидные прозвища и клички.
— А всегда ли вы называете друзей, одноклассников, сверстников по имени?
— А кто любит давать людям «клички», прозвища»?
— А что приятнее слышать?
У людей – имена, а у животных – клички
Человек – существо разумное, прозвища и клички его унижают, обижают.
Имя – это особое слово. И только на первый взгляд, кажется, что в нём нет никакого смысла.
Имя для человека – это самое главное. Недаром существует такое мнение, что если ты хочешь расположить человека к себе, то называй его по имени во время беседы.
Многие наши имена пришли к нам из разных языков. Они указывают на разные достоинства человека.
Давайте поговорим о том, что означают наши имена.
Например, моё имя Светлана – с греческого оно означает – светлая.
Теперь выслушаем каждого из вас.
Татьяна – (с греч.) устроительница.
Нина – от Нин – основатель Ассирийского государства.
Геннадий – (с греч.) благородный.
Наталья – (с римск.) родная.
Ольга – (от скандинавск.) святая.
Роман – (с римск.) римлянин.
Надежда – надежда (слово говорит само за себя).
— Всем нравятся свои имена?
— А вам нравится, когда вас называют ласковыми именами?
Предлагаю вам поиграть в игру.
Представьте, что злой огромный паук (им буду я) заловит всех вас в свою паутину. Встаньте в круг. А я пройду с клубком ниток и обмотаю ваши руки ниткой. Вам нужно выбрать одного из вас самого культурного, доброго человека, который поможет вас освободить. Паутина злого отлипнет только в том случае, если его назовут ласково. Ваш спаситель возьмёт клубок и начнёт его сматывать. Добравшись до кого-нибудь из вас, он должен назвать ваше ласковое имя и только потом сможет распутать ваши руки. Если он затрудняется, мы все ему поможем.
— Какое у вас было чувство, когда вас называли ласковыми именами?
— А сложно ли было вам называть друг друга ласково?
Вот видите, как приятно и радостно на душе от ласковых слов.
— Как вы понимаете пословицу: «Ласковое слово и кошке приятно»?
Немного отдохнули, поиграли. А теперь послушаем ещё одно стихотворение.
Простого слова «извините» не одолел его язык.
Ему бывает часто лень сказать при встрече «Добрый день!»
Казалось бы простое слово, а он стесняется, молчит.
И в лучшем случае «здорово» он вместо
Слова «здравствуйте» бурчит.
А вместо слова «до свидания»
Не говорит он ничего.
Или заявит он на прощанье:
«Ну. Я пошёл… Пока! Всего!»
«Спасибо», «здравствуйте», «простите»
Произносить он не привык.
Простого слова «извините»
Не одолел его язык.
Не скажет он друзьям по школе:
Алёша, Витя, Ваня, Толя.
Своих друзей зовёт он только
Алёшка, Витька, Ванька, Толька.
— Как разговаривает герой этого стихотворения?
— Каких слов он не знает?
— Как вы думаете, тот, кто так говорит, уважает своих друзей или нет?
— Хотели бы вы походить на этого человека?
Песня о вежливых словах
III. Итог. Вот и закончилось наше занятие.
— Как называлось наше занятие?
— О чём мы с вами говорили?
— Какие выводы для себя сделали?
Итак, давайте подведём итог нашей беседы.
Правила культурного общения:
Умей слушать другого, старайтесь его понять.
Культурный человек не отвечает грубостью на грубость.
Культурный человек приветлив и внимателен к другим.
Не давайте людям «клички» и «прозвища».
Называй людей по имени.
Чаще используй в своей речи «вежливые» слова.
Учиться жить среди людей, уметь общаться, так же важно, как изучать математику или биологию, покорять горные вершины или исследовать морские глубины.
И если вы хотите прожить нормальную, полноценную жизнь, без умения жить в согласии с другими людьми, не обойтись, а для этого нужно учиться общению, быть культурными и всегда следить за своей речью.
Итог классного часа. Сценка «Слушай хорошенько».
Практическое занятие на тему: «Поговорим о культуре речи»
МБОУ «Усть-Сосновская ООШ
Подготовила: Грибанова Н.И.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ НА ТЕМУ:
«ПОГОВОРИМ О КУЛЬТУРЕ РЕЧИ»
(Для учащихся 12 — 13 лет)
Задачи: познакомить учащихся с основными требованиями к культуре речи, установить зависимость между речевой культурой человека и его общей культурой; воспитывать любовь и уважение к родному языку, формировать навыки речевого общения.
1. Предложить учащимся выполнить следующие задания: подобрать меткие и образные высказывания о русском языке, пословицы, поговорки, афоризмы, подготовиться к конкурсу выразительного чтения.
2. С помощью учителя русского языка и литературы отобрать лучшие сочинения учащихся класса, выписать из неудачных сочинений смешные обороты речи, неправильные выражения; понаблюдать за тем, как говорят ученики, много ли слов-сорняков в их речи (подготовить на эту тему небольшую театрализованную сценку).
«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, — это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками!»
1. Вступительное слово классного руководителя (тезисы):
Язык — это наша история, наше богатство, культура, это язык А. С. Пушкина, И. С. Тургенева, Л. Н. Толстого, К. Г. Паустовского и других великих хранителей красоты, могущества и образности родного языка.
В речи человека, как в зеркале, отражается его культура, воспитанность. Эстетика речи состоит в ее нормированности, то есть в подчинении определенным нормам (правилам) произношения, ударения, построения слов, словосочетаний, предложении; в ясности, эмоциональности и доступности; в чистоте, то есть в отсутствии слов-паразитов, словесных штампов; в яркости, образности, выразительности. Большое значение имеют темп речи, интонация, владение мимикой и жестами, которые помогают передать эмоциональную окраску, смысл сказанного. Великий французский философ Вольтер говорил: «Прекрасная мысль теряет всю свою цену, если дурно выражена».
2. «Как мы говорим». Театрализованная сценка, подготовленная учениками.
3. Культура речи, мышления, чувств.
О культурном облике человека мы судим не только по тому, как он выражает свои мысли и чувства. В устной и письменной речи раскрываются содержание и глубина мыслей, эмоциональная культура человека. Прослушайте, пожалуйста, выдержки из ваших сочинений и ответьте на вопросы: какое значение имеет четкость, последовательность, простота изложения мыслей в письменной и устной речи? Можно ли излагать материал четко и ясно, если он неглубоко усвоен?
В. А. Сухомлинский писал, что мудрое и доброе слово доставляет радость, глупое и злое, необдуманное и бестактное — приносит беду. Подкрепите это высказывание примерами из жизни. Ответьте на вопросы: как связана культура речи с культурой чувств? По каким признакам можно судить об эмоциональной культуре человека? Какова взаимосвязь между чувствами, речью и воспитанностью человека? От чего зависит способность управлять своими чувствами? Какими чувствами должен руководствоваться человек во взаимоотношениях с другими людьми? Придерживаетесь ли вы требований речевого этикета в общении с людьми? Назовите их (сдержанность, предупредительность, умение управлять своим настроением, приглушать отрицательные и тактично проявлять положительные эмоции, наличие чувства юмора и умение им пользоваться, доброжелательность и т. п. ). Как бы вы реагировали на слова товарища, поделившегося с вами своим горем (радостью)? (Рекомендации по развитию способности к сопереживанию, сочувствию, умению соотносить свои поступки с эмоциональным состоянием окружающих людей см.: Гиппиус С. В. Гимнастика чувств. М. — Л., 1967, с. 173; Добрович А. Общение: наука и искусство. М., 1978, с. 89; Леви В. Искусство быть собой. М., 1977, с. 43; Учитесь властвовать собою. М., 1975, с. 139).
4. Как повысить культуру речи.
Речь служит средством общения людей. Чтобы выработать умение говорить просто, образно, живо, с правильными интонациями, полезно выполнять такие задания, как составление словесного портрета, театральная импровизация и др.
5. Как стать интересным собеседником.
Классный руководитель обращается к учащимся с вопросами: какими качествами, на ваш взгляд, должен обладать хороший собеседник? Легко ли вы находите контакт с людьми? Какие трудности испытываете вы в речевом общении? Какая тема чаще всего является предметом вашего разговора? Затем он предлагает учащимся «проиграть» сценки разговора с товарищем или мамой по телефону, ситуации встречи и приветствия одноклассников, соседей по дому и т. п. Школьников необходимо подвести к мысли, что глубина и душевность человеческих контактов зависит не только от правильности, уместности слов и выражений, но и от манеры обращения, интонации голоса, употребляемых жестов и мимики. Можно рекомендовать учащимся книги по культуре речевого общения: Матвеев В. М., Панов А. Н. В мире вежливости. Изд. 2-е. М., 1976, с. 113; Казимирская И. И. Учись быть культурным. Минск, 1982, с. 24; Камычек Я. Вежливость на каждый день. М., 1975, с. 82; Формановская Н. И. Вы сказали: «Здравствуйте!» (Речевой этикет в нашем общении). М., 1982.
6. Учись искусству спорить, думать, обсуждать!
Умение анализировать жизненные ситуации, обоснованно выражать свое суждение по поводу тех или иных событий, выступать в защиту человека, отстаивать свои взгляды — все это важные показатели речевой культуры. Придерживайтесь следующих правил: давая оценку поступку, охарактеризуйте обстоятельства, при которых он совершен, попытайтесь уяснить себе мотивы поступка, причины, которые его вызвали. Подумайте, почему тот или иной поступок имел место, какие варианты поведения в данной ситуации явились бы более правильными, целесообразными, соответствующими нормам коммунистической морали
Учащиеся анализируют конкретные жизненные ситуации.
Классный руководитель обращается к учащимся с вопросами: часто ли у вас вспыхивают ссоры с товарищами? В чем вы видите их причину? Приходилось ли вам отстаивать свою точку зрения? Если да, то в связи с чем? Удалось ли вам убедить собеседника в своей правоте? Можно ли по разговорной речи судить о культуре человека? Предложите свои рекомендации, как надо вести спор, чтобы он не превратился в ссору
Далее классный руководитель знакомит учащихся с правилами ведения разговора- настойчиво отстаивай свое мнение, если уверен в его справедливости, правильности, уважительно относись к чужому мнению, будь тактичен с собеседником и т д
7. Подведение итогов занятия
План дальнейшей работы:
1. Головин Б. Н. Основы культуры речи: Учеб. пособие. М: Высшая школа, 1980 335 с
3. Розенталь Д. Э. А как лучше сказать?: Кн. для внеклас. чтения (VIII — Х кл) М.: Просвещение, 1979. 207 с, ил
4. Розенталь Д Э, Теленкова М А Словарь трудностей русского языка 3-е изд, испр М.: Рус. яз, 1981. 696 с.