Саттва раджас и тамас что это
Три гуны: саттва, раджас, тамас
С лово гуна в переводе с санскрита значит «качество». Также одним из значений этого слова является «веревка». Таким образом, понятие гуны относится к характеристикам того или иного объекта, которые связывают или сковывают этот объект, не позволяя ему полностью проявить свое предназначение.
Следует сразу заметить, что, поскольку в духовном мире все объекты в абсолютной степени проявляют свою изначальную природу, гуны являются атрибутом исключительно мира материального.
Эти качества необходимы для созидания всех вещей в материальном мире. Понятие Гун имеет довольно широкое значение, применимое к жизни во Вселенной и ко всем сторонам нашей материальной жизни. Любое явление в окружающем мире имеет свое преобладающее качество – Гуну, с небольшими вариациями. Мы можем рассортировать людей, животных, растения, еду, отношения на группы, подходящие по качествам к одной из Гун. Все три Гуны обязательно присутствуют вокруг нас, но в разных пропорциях. Эти пропорции изменяются от многих факторов, таких как погода, время года, время суток, диета, возраст и многих других. Гуна пищи переходит в организм и становится Гуной нашего состояния, Гуна физического окружения влияет на наше ментальное состояние.
Наше физическое тело состоит из 5-ти Элементов:
А наш разум характеризуется 3-мя Гунами:
Гуны еще называют “Ментальными Дошами”, так как они описывают особенности и деятельность мозга человека и определяют его характер. Если человек спокоен, доброжелателен, терпимый ко многому – то он находится в состоянии Саттвы. Если же человек материалистичный, страстный, стихийный, алчный, использующий окружающих в своих целях, стремящийся к удовлетворению похоти – он находится в состоянии Раджаса. Состояние невежества, лени, равнодушия, лживости – это состояние Тамаса.
Человек, стремящийся жить в балансе, нуждается в балансе Саттвы, Раджаса и Тамаса. В разбалансированном состоянии Гун человек чувствует себя тревожно, возбужденно или угнетенно, что может привести к недомоганиям и в дальнейшем – к заболеваниям. Наше состояние очень зависит от нашего окружения – контактируем ли мы с чересчур активными, взвинченными до предела людьми, или сидим в медитационной позе и тихо размышляем. Несбалансированность приводит в стрессу, умственному и физическому. И это будет в дальнейшем вести к заболеваниям.
Далее приводятся признаки каждой из гун.
1. Саттва-гуна
1. Три типа энергий сознания.
Мы ведем исследования, опираясь, с одной стороны, на современные естественнонаучные методы исследования энергетических объектов, а с другой — на древние философские и религиозные системы, которые свидетельствуют о том, что в древности существовали знания, позволяющие человеку более ясно понимать мир и самого себя. К таким знаниям относится знание о трех гунах природы.
Тема, связанная с энергетическим устройством человека, очень важная и очень трудная. Три типа энергий сознания человека, или Саттва, раджас, тамас, — это одна из труднейших тем, потому что она открывает возможность получить реальные представления о том, в чем сегодня люди меньше всего понимают, — в чем причина периодически появляющихся страданий и болезней, почему все люди такие разные, почему существует такое огромное разнообразие уровней сознаний — от человека-животного до высочайших ступеней сознания, которого достигали Платон, Пифагор, Лао-Цзы, Конфуций, Аполлоний Тианский, Плотин, Ямвлих, Сергий Радонежский, Григорий Сковорода и многие другие, кто обладал знанием Разумности, сегодня утраченным.
Изучая и исследуя различные философские системы, можно увидеть сходство фундаментальных представлений об энергетическом устройстве мира и человека. В соответствии с философией санкхьи (одна из систем классической индийской философии) вся природа есть взаимодействие трех сил, которые на санскрите называются Саттва, раджас, тамас. То есть это три типа энергий, которыми наполнена природа и все существа на земле: «Нет существа на земле, свободного от этих трех гун (качеств, свойств, энергий), рожденных природой», — утверждает философия санкхьи.
Саттва (санскр. — чистота) — это созидательные, чистые, светлые энергии;
Раджас (санскр. — «свойство загрязненности») — это разрушительные энергии, связанные с качествами хитрости, лживости, ярости; они еще обладают такой общей характеристикой, как навязчивость;
Тамас (санскр. — качество тьмы, «загрязненности») — это энергии очень разрушительные, обладают они такой общей характеристикой, как инерция, и проявляются через вялость, тупость, лень.
2. О причинах болезней и страданий.
С позиций энергетического представления о мире и человеке, для того, чтобы понимать механизмы возникновения причин болезней и различных неприятностей, важно понимать двойственность тонкоэнергетического человека, понимать, как, где и почему в нем накапливаются различные типы энергий.
Санкхья утверждает, что накопление во внутреннем тонкоэнергетическом человеке Саттвы ведет к здоровью, к развитию сознания, к восхождению по Ступеням Познания, а накопление в человеке раджаса и тамаса ведет к деградации здоровья и сознания, к несчастьям и страданиям.
Конечно, никто не хочет обрекать себя на страдания. Но ведь страдания возникают! Периодически возникают! А раз они возникают, значит, очень важно установить причины страданий. Потому что, если правильно установить причины страданий, тогда можно осуществить какие-то правильные действия, чтобы не создавать этих причин. То есть нужны правильные воззрения, позволяющие объяснить причины страданий.
Можно сказать, что Саттва соответствует Высшей части сознания человека, а накопления раджаса и тамаса в человеке соответствуют низшей части его сознания.
Если бы люди понимали, что все проблемы, все страдания, все несчастья, все кризисы, все катаклизмы, все болезни, все травмы от того, что проявляется низшее «я», если бы люди могли вместить, что именно свойством их низшей природы является притяжение к тамасу и раджасу, они бы начали строить более разумно свою жизнь, стараясь контролировать и не допускать проявления низшего «я».
Саттва — это активность в добре; раджас — это активность во зле, то есть активность, которая приносит вред и себе, и другим, хотя этот вред может стать очевидным не сразу; тамас — это пассивность, вялость, инертность, состояние человека, опустившегося в своем мироощущении почти до уровня животного.
3. Саттва, раджас и тамас.
Проводя ознакомительные лекции, мы увидели, что одним из препятствий в познании и, соответственно, в применении древнейших и важнейших знаний для улучшения своей собственной жизни является несколько непрактичное отношение к познаниям и утверждениям Великих мыслителей и Мудрецов Древности. Часто считают, что это нечто интересное, не более того, то есть отношение больше отвлеченное, которое вряд ли пригодится в собственной жизни, разве лишь послужит для пополнения багажа представлений и роста эрудиции. Но мы надеемся, что ваш интерес к этим лекциям будет не поверхностный, а более глубокий и практический.
На наш взгляд, наиболее яркое описание важности и значимости знания об устройстве мира и человека можно встретить в великом древнеиндийском эпосе «Махабхарата». В «Махабхарате» есть часть, которая называется «Бхагавадгита».
Она содержит диалог, в котором Кришна, Великий Мудрец Индии, объясняет своему ученику Арджуне важнейшие понятия высшей духовной философии. Этот труд считается исключительно оккультным и исключительно эзотерическим, но в каком-то приближении целесообразно пытаться его понять и приложить к жизни.
Процитируем небольшой отрывок из перевода академика Смирнова.
«Кришна сказал:
1. Далее возвещу тебе высочайшее знание, превосходнейшее из знаний,
Познав его, мудрецы достигали запредельного совершенства.
5. Саттва, раджас и тамас – вот качества, возникшие из Природы (Пракрити).
6. Из них Саттва – ясное, здоровое качество, своей незапятнанностью вяжет узами счастья и узами Знания.
7. Знай, раджас – страстное качество: от вожделения оно возникает и вяжет воплощенного узами [неразумных] действий.
8. Знай, от неведенья рождается тамас, влечет к заблуждению всех воплощенных, вяжет беспечностью, ленью, тупостью, сном.
9. Саттва привязывает к счастью, раджас к [неразумному] действию, тамас привязывает к беспечности, окутав знание…».
«. Саттва привязывает к счастью. » — т.е. человек, накапливая чистые созидательные энергии, не создает причин для болезней и страданий. Он действует Разумно, проявляя альтруизм, доброжелательность, стойкость.
У Платона в его типологизации личности мы находим соответствие трех типов личности трем гунам природы. Саттвическим сознанием обладает разумная личность, раджасическим — яростная, а тамасическим — вожделеющая. Так что вожделение, которое сегодня воспевается шоубизнесом как нечто наиболее ценное для человека, является грубым и примитивным проявлением похоти, что неизбежно создает причины физических и психических страданий.
4. Качества сознания в трех гунах природы.
Адаптируя древние знания к современным представлениям о человеке, можем перечислить некоторые качества характера, определяющие энергетический состав психо-ментального поля человека, соответствующие проявлениям низшей (тамас и раджас), и Высшей природы (Саттва).
Тамас
(качества-состояния статической инерции, пассивные разрушительные энергии):
апатия; безволие; безынициативность; безразличие; беспечность; вялость; глупость; грубость; жадность; жестокость; заносчивость; злопамятство; злобность; леность; лживость; небрежность; невоздержанность; неискренность; неподвижность; неряшливость; неумеренность; неустойчивость; нечувствительность к низкому; обжорство; обидчивость; плаксивость; похотливость; предубежденность; привязанность к чувственным удовольствиям; раздражительность; самомнение; страх; тупость; трусость; тревожность; уныние; утомляемость; эгоцентричность.
Раджас
(качества-состояния динамической инерции, активные разрушительные энергии):
агрессивность; активность в осуществлении эгоистических целей; алчность; амбициозность; бахвальство; болтливость; беспокойство; бесстыдство; бравада; властность; вожделение; воинственность; возбужденность; высокомерие; гневливость; гордость; «дурак с инициативой»; зависть; злорадство; злонамеренность; злотворчество; истеричность; коварство; корыстолюбие; красование; легкомыслие; лицемерие; любопытство; мудрствование; наглость; насилие; насмешливость; неблагодарность; невоздержанность; ненависть; непостоянство; неумеренность; опрометчивость; острословие; поверхностность в суждениях; подверженность низким влияниям; поспешность; предвзятость; привычка к спорам; пустословие; пьянство; развязность; раздражительность; расточительность; самомнение; самовозвеличивание; спесь; сребролюбие; стяжательство; суетливость; тщеславие; умничанье; умствование; упрямство; хитрость; честолюбие; эгоцентричность.
Саттва
(качества-состояния динамического равновесия, благотворные созидательные энергии):
активность в добротворчестве; альтруизм; бережность; бескорыстие; бесстрашие; благодарность; великодушие; верность; воздержанность; гармоничность; глубокомыслие; доброжелательность; искренность; крепость; легкость; любознательность; милосердие; мужество; мягкость; надежность; невреждение; нежадность; ненасилие; непоколебимость; непредубежденность; неприсвоение чужого; незлобливость; ответственность; организованность; основательность; остроумие; подвижность; пытливость; правдивость; разумность; решительность; самоконтроль; самообладание; самообуздание; самоотверженность; скромность; совестливость; соизмеримость; сострадательность; спокойствие; справедливость; твердость; терпение; терпимость; тщательность; умеренность; умиротворенность; упорство; уравновешенность; устремленность: к Истине, к Знанию, к Гармонии, к Красоте, к Самосовершенствованию, к Мудрости; честность; чувство меры; чувство собственного достоинства; щедрость; энергичность.
Именно с проявлениями качеств раджаса и тамаса связаны как самая грубая бездуховность, так и утонченная псевдодуховность. Проявление истинной духовности, то есть Духа, искра которого присутствует в каждом человеке, сковывается раджасом и тамасом и становится возможным лишь на пути самопреобразования сознания в Саттву.
Перечисленные качества Саттвы, раджаса и тамаса – это не просто названия, это энергии, это определенные вибрации. Обладает ли человек этими качествами и в какой степени, определяется только наличием соответствующих вибраций в его тонкоэнергетическом внутреннем человеке, или в его собственном объективно-субъективном психо-ментальном поле.
В свете изложенных представлений возникает возможность говорить о качественной стороне мышления, определяемой тремя типами энергий, пропитывающих сознание человека.
5. О качествах Саттвы.
В качествах Саттвы – уравновешенность, спокойствие. Но Саттва не есть пассивность, напротив, это состояние повышенной, но разумной активности. У индийского философа Вивекананды можно встретить: «Спокойствие – величайшее проявление силы. Легче проявлять [суетливую] активность. Отпустите поводья и кони понесут вас. Это может каждый, но гораздо сложнее остановить разгорячившихся коней». Достигнуть саттвического спокойствия совсем непросто. Если не уметь тщательно анализировать свое состояние, можно принять внешнее спокойствие, достигаемое внутренним раждасическим усилием, за внутреннее саттвическое спокойствие, которое таковым не является. Но и не надо путать Саттву с душевной вялостью или леностью. Саттва – это разумная активность, это готовность к разумному действию, это ясность ума, ведущая человека к мудрости.
Но говорить о качествах Саттвы и быть носителем этих качеств — это, как говорят в Одессе, две больше разницы. Человек может много говорить о доброте, но реально являет только те качества сознания, которые накопил по жизни, а точнее, по многим жизням. Энергетическое Сердце человека и является носителем накопленных энергий добра и зла.
Вот что говориться об этом в книге Нового Завета:
«Нет доброго дерева, которое приносило бы худой плод; и нет худого дерева, которое приносило бы плод добрый. Всякое дерево познается по плоду своему [т.е. не по словам, а по делам]. Добрый человек из доброго сокровища сердца выносит доброе, а злой человек из злого сокровища сердца выносит злое; ибо от избытка сердца говорят уста его».
Блез Паскаль, философ и ученый 17 века, обладая тонким даром философской интуиции, утверждал: «Чем разумнее и добрее человек, тем больше он замечает добра в людях». То есть чем больше в человеке накоплено Саттвы, тем он лучше понимает, сколько ее накоплено у других людей.
Ведь недаром часто говорят, что человек судит по себе. Например, человек, наблюдая за действиями другого, может подумать: «Я бы на его месте не упустил возможности добиться цели вот такой уловкой, как раз подходящая ситуация схитрить. Значит, и действия этого человека, хоть с виду и благородные, но это он просто такой изощренный хитрец».
Вспомните ставшее «крылатым» выражение Григория Сковороды: «Всяк есть то, чье сердце в нем. Всяк есть там, где сердцем сам».
«Всяк есть то, чье сердце в нем: волчье сердце есть истинный волк, хотя лицо человечье; сердце боброво есть бобр, хотя вид волчий; сердце вепрево есть вепрь, хотя вид бобров. Всяк есть то, чье сердце в нем».
Какими энергиями человек наполняет свой ум, свое сердце, из каких энергий он формирует свои желания и эмоции, таким он и становится.
Отсюда следует, что можно говорить о правильных и неправильных действиях человека, причем в правильности заинтересован сам человек, а не сторонний наблюдатель, поскольку неправильные поступки, действия, мысли, эмоции, желания ведут к разрушению здоровья и будущим неприятным следствиям. Смысл всех воплощений человека ;— научиться понимать, что есть добро, ведущее по пути развития сознания, а что — зло, толкающее к разрушению и деградации.
Таким образом, в каждой жизненной ситуации у человека есть выбор и возможность поступить в соответствии с одной из гун природы: или Саттвично, или раджасично, или тамасично. И что человек проявляет, то и накапливает в своем сознании, или тонкоэнергетическом теле, в ауре, в сердце.
В этом смысле можно каждую жизненную ситуацию рассматривать как некоторое маленькое испытание — ты сможешь поступить как Человек, то есть Саттвично, или будешь действовать, не задумываясь, по инерции, что свойственно раджасу-тамасу, или низшему «я» человека.
Материальная природа — 3 гуны. Саттва, раджас и тамас. Что это такое и как на нас влияют
Время один из ключевых и неуловимых элементов этого мира, которое влияет на нас. Без времени, сама по себе материя невозможна, поскольку создание чего-либо в этом мире требует времени. Есть еще один влияющий фактор, — материальная природа — 3 гуны. Гуны, простыми словами, значит веревка, или то, что прочно и незримо связывает нас в этом мире.
Материальный мир прошит этими невидимыми нитями. Это также вариант матрицы. Мы сегодня более подробно разберем, как это происходит, как 3 гуны материальной природы, влияют на нас, каковы последствия.
Благость, страсть и невежество (саттва, раджас, тамас)
3 гуны материальной природы — это благость, страсть и невежество. С санскрита саттва, это благость. Страсть, это раджас. И невежество, это тамас. По сути, мы являемся их заложниками. Ведь всегда, подчеркну, — всегда поступаем, в благости, в страсти, или в невежестве. Или в смешанном варианте.
Если человек претендует на глубокое понимание тонких законов этого мира, то просто обязан разбираться и видеть работу этих трех гун. Всегда полезен взгляд со стороны.
Не понимая, как действует материальный мир, три гуны материального мира, человек также не сможет понять и самого себя.
Каждая гуна, она же веревка, имеет свои характеристики или качества. Они общеизвестны, но кратко зафиксировать их мы должны, чтобы лучше воспринять последующий материал. Начнем с благости.
Качества и признаки 3 гун материальной природы
Качество благости: з нание, скромность, доброта, честность, добропорядочность, миролюбие, сострадание, терпение, стремление к истине, безвозмездная помощь, самообладание, справедливость и тому подобное.
Качества страсти: л ичная выгода, стремление выделиться, желание почета и славы, жизнь на показ, вожделение, гнев, стремление достижения материального успеха, желание получить плоды своего труда, азарт.
Качества невежества: л ень, глумление над высокими знаниями и духовная необразованность, нечистоплотность, хамство и грубость, погружение в наркотическую или алкогольную зависимость, неуважение к другой личности, полное нежелание развиваться, ненависть, злоба, зависть.
Абсолютно все в этом мире связано этими качествами, так как материальный мир состоит из этих трех компонентов, то есть гун.
Если мы говорим только о человеке, в силу своего опыта и наблюдательности, видим эти проявления ежедневно. Ничего особенного, скажете Вы? Да, мы часто принимаем это, как должное. Правда никогда не задумываемся, как мы связаны этими веревками, каковы последствия той или иной гуны, к чему приводят нас поступки в этих гунах.
Гуна невежества
Итак, как мы понимаем, у каждого нашего действия есть противодействие и последствия. Чем больше у нас выражена та или иная гуна, тем яснее будет проявлено наше будущее. В каком-то смысле слова, мудрый и наблюдательный человек, выступает в качестве ясновидящего. Разобравшись в этом вопросе, каждый человек может проложить себе “дорожную карту жизни”. Сделать достаточно точный прогноз, как своей, так и чужой жизни.
Человек всегда имеет свободу выбора.
Сначала очень кратко рассмотрим очень простой и хорошо знакомый нам пример. Некий человек начинает употреблять наркотики. Это прямое и быстрое затуманивание сознания, быстрая деградация. Вполне предсказуемый тяжелый финал. Здесь яркий пример гуны невежества, когда каждый может понять, чем все скоро закончится.
У гуны невежества всегда печальный исход.
Гуна невежества характерна большими страданиями, болезнями, апатией.
Другими словами, чем больше у человека страданий, тем в большем невежестве он находится.
Страдания — это следствия жизни в гуне невежества. Если тема с наркоманом служит стремительным развитием событий, то иные качества, как лень, самообман, инертность, полное нежелание ни в чем развиваться, несет постепенное развитие событий. Неиспользуемый объект, вещь, порастет мхом, и разрушится.
В этом мире все движется: планеты, облака, времена года и даже континенты. Движение — это качество страсти, страсть всегда куда-то направлена, на то она и страсть (об этом чуть позже). Жизнь без движения, без работы и развития сознания, всегда приводит к унынию, закисанию, страданиям, депрессии.
Любой механик скажет, что, если механизмы долго не работают, техника быстрее выходит из строя.
Наша психология ничем не отличается. Все, что стоит на месте, падает, как велосипед без движения.
Время здесь играет особо зловещую роль. Бездействующий или ограниченный человек, обделенный знаниями и смыслом жизни, медленнее, чем наркоман, но также, верно, идет к погибели своей личности на протяжении всей своей жизни.
Классический пример
И чем больше человек страдает, тем больше озлоблен на мир и окружение. Больше грубости и ненависти исходит от него, от этого его внутренне страдания еще больше увеличиваются. От этого развиваются болезни.
При отсутствии живой энергии происходит застой всех положительных потоков в организме, что обязательно приводит к болезням.
Горе от ума. Коротко, но прямо в цель. Страдания человека по началу мало заметны, но со временем все более и более явны. Человек просто повязан в созданном им же тупике. Он связан, повязан веревкой, гуной невежества, но почти никогда не понимает этого. В том числе, потому что, чем больше человек находится в невежестве, тем глубже он находится в иллюзии.
Иллюзии того, что все вокруг виноваты в его несчастьях, но никак он сам.
Резюме — невежество это прямой, и самый быстрый путь к страданиям. Как говорится — невежество — тьма.
Гуна страсти
В отличие от невежества, здесь все интереснее. Ка мы говорили, страсть, это движение, по жилам течет и кипит кровь.
Сверхэнергичный, страстный человек, олицетворение гуны страсти (раджас)
Деятельность на первом месте. Чем больше у человека страсти, тем сложнее ему усидеть на месте. Мы так и говорим, у него есть страсть к делу, жизни, другому человеку и так далее. Все хорошо, скажете вы? Относительно невежества — отлично, отвечу я! =)).
Давайте и здесь разберемся.
Человек в страсти никак не может по-иному. Его просто несет.
В каком-то смысле слова, он больше связан, чем человек в гуне невежества, поскольку из невежества, порой, бывает проще выйти; встряхнуться, очнуться самостоятельно. Или его вовремя встряхнут друзья, родственники. В конце концов, жизненная тяжелая ситуация может дать и положительную реакцию. Человек вынужден начать что-то делать.
Страсть — это определенный вкус к ритму жизни. Ведь страсть дает наиболее яркие эмоциональные и телесные удовольствия.
Страсть — это белка в колесе, бег по кругу.
Проявил энергию, получил результат (в том числе в виде денег), потратил деньги на удовольствие, вновь проявил активность ради поддержания удовольствия или его увеличения.
Но белке из колеса вырваться нереально.
Сначала ей это нравится, затем она вынуждена бежать, так как все бегут и нельзя быть хуже других (помните, из перечисленных качеств в гуне страсти; жизнь на показ, желание материального успеха и т д). Но потом белка выдыхается. Обязательно выдыхается, это только вопрос времени.
А бежать надо. Через силу, через не хочу. То, что приносило нам удовольствие, уже не так сладко. Это сравнимо со жвачкой. Чем больше жуем, тем меньше получаем от этого удовольствие и выплёвываем ее.
Материальная природа — 3 гуны. Примеси гун
А дальше самое интересное. Человеку невозможно быть только в невежестве, страсти или благости. Всегда есть, своего рода, примеси, в тех или иных пропорциях.
Если у человека, второй по “весу” к ведущей своей гуне страсти является невежество, то он делает следующий вывод. Я недостаточно достиг в материальном плане, у меня нет достаточного статуса. Вот если я был бы на более высоком уровне материального успеха, то все мои проблемы были бы решены. Как мы уже знаем, невежество, это и отсутствие мудрости, знания.
Такой человек принимает решение трудиться в гуне страсти еще больше. Ведь все логично — больше трудишься, больше получаешь.
Так и есть.
Труд — дело хорошее, но мы ни в коем случае не можем сказать, — труд само по себе дело хорошее. Здесь все зависит от цели, направленности нашего труда.
Если наша единственная цель труда удовлетворить свои материальные желания и потребности — то это тоже своего рода наркомания. Поработал, получил удовольствие от плодов своего труда, вновь за работу и так далее. До полного истощения, до старости, пока уже не можешь работать.
Та же самая инъекция, та же самая белка в колесе.
Если в гуне невежества иллюзия проявляется в том, что все, кроме меня виноваты в моих бедах, то в гуне страсти — я несчастен, потому что нахожусь на низком уровне материального благосостояния.
Или я недостаточно знаменит, или меня не уважают, как бы мне этого хотелось, а значит за работу!
Материальная природа — 3 гуны. Пилюля счастья
Я видел в Индии, как хозяин упертого осла его обманывает, когда тот никак не хочет идти. Он на палку привязывает перед глазами осла морковку. А осел (на то он и осел), думает, что сделав несколько шагов морковку съест.=)) Осел все дальше и дальше идет за этой морковкой. Это весело наблюдать.=)).
Также работает и иллюзия гуны страсти.
Еще два шага, ну, давай еще пару шагов, еще немного и будет тебе счастье. Одним словом, если второй влияющей гуной человека в страсти является невежество, он по своему неведению, (отсутствию истинных знаний) считает, что нужно продолжить гонку.
В перспективе, следствие гуны страсти с влиянием гуны невежества, это разочарование, опустошение. Да, вы все правильно думаете, это значит всего шаг от депрессии, и два шага от погружения в гуну невежества со всеми вытекающими.
Здесь отдельный вопрос, что в наиболее богатых странах более высокий уровень самоубийств.
Отдельный вопрос, что человек начинает падать во все тяжкие, а значит — в невежество.
3 гуны материальной природы. Гуна благости
Возвращаясь к вопросу влияния гун на ведущую нашу гуну, остается гуна благости. В тот момент, когда человек в гуне страсти с оттенком гуны благости набегался в колесе, что может быть и в 25 лет, и в 40, и в 60, то его мысли будут иными. Такой человек будет искать выход из тупика. Поймет, что это скорее тупик, чем, дверь, которую надо проломить.
Это вообще не значит, то бизнесмен закончит заниматься бизнесом, а спортсмен завершит свою спортивную карьеру.
Первое — человек переориентирует нацеленность своего труда на более высокие цели, которые связаны с благом для близких, общества, мира.
Второе — почувствовав от этого больше удовлетворение, чем только все ради себя, человек обязательно начнет развивать свою гуну благости, порой даже не осознавая это. Ведь удовольствие и вкус от этого более долгоиграющее по времени.
Чем больше у человека развита гуна благости, тем более он счастлив. Посмотрите на счастливых людей. Нам совсем не подойдут те, которые показывают свое счастье напоказ, а за кулисами иное лицо.
Счастливые люди, счастливы везде, и обладают массой хороших качеств, качеств гуны благости.
Но гуна благости, эта та же веревка и те же узы, возразите Вы!
В точку!
Да, благость также связывает нас, но с иными последствиями. Давайте вспомним, какими качествами обладает человек в гуне благости. Знание, добропорядочность, честь, занятие благотворительностью, справедливость и так далее. Всем бы так.
Материальная природа — 3 гуны или в чем подвох?
Чем больше качеств в наборе человека в гуне благости, тем больше он понимает, что во многом лучше других. В целом это так не потому, что в мире мало хороших людей, а потому, что есть много людей, не имеющих богатого набора хороших качеств.
Вот здесь и притаилась опасность.
Человек в гуне благости очень рискует искренне считать себя лучшим.
Это, по сути, побуждает себя ставить выше других. Волей не волей, осознанно или нет, время от времени человек считает, что другие ниже его. Это часто выливается в исключительность и надменность. А надменность это уже качество невежества.
Также, может и развиться гордость, а затем гордыня. Гордость проявляется от позиции “я очень правильный и образованный человек, мне мало кто указ” Или, я очень скромный человек, остальные, жуть, какие нахалы, вести себя не умеют!
Как Вы понимаете здесь иллюзия в том, что человек и впрямь считает себя лучше. Такой человек связан своим “высоким” уровнем добропорядочности, смотря на всех с высока. Это не всегда так, но это часто так.
Кстати, качества благости — это также простота и смирение. Помните в Библии “не будете просты, как дети, не войдете в царство Бога”. Если вышеописанному поведению не хватает простоты, смирения, мудрости, то так человек будет связан узами благости. Гордость и чувство значимости от занятия благотворительностью, ох, как можно быстро приобрести.
А благотворительность с ожиданием признания и почестей, это уже гуна страсти.
То есть на уровне чистой благости, точно, как на уровне чемпиона очень трудно держаться. Как правило, мир нас тащит вниз. Часто можно слышать, “так все поступают, делай также”.
Заключение по теме 3 гуны материальной природы.
Материальная природа — 3 гуны, ( саттва, раджас и тамас) оказывают на нас прямое и каждодневное влияние. Что бы не падать и не быть связанными ими, нужно расти духовно. Только это может нас вытащить на иной уровень, на уровень жизни без последствий. Как это сделать, я расскажу в других своих статьях “Личностный рост и саморазвитие — с чего начать” и “Дороги к Богу”. Оставляете по теме комментарии и отзывы, вступайте в мою группу Вк.
P.S В любых моих статьях Вы нигде не найдете призыва вступать в ту или иную религию, потому что это выбор каждого. Моя задача поделиться знаниями, а ваша — сделать выводы. Б удьте счастливы!
Ниже может быть немного рекламы =)). Но я сделал максимум, чтобы реклама не мешала Вашему чтению.