Сайлент хилл игра о чем
Silent Hill
Silent Hill
Разработчик
Издатель
Платформы
Дата выхода
Эта страница использует материалы Википедии. Оригинальная статья располагается на Silent Hill. Список авторов можно увидеть там же на странице истории. Как и на Хоррорпедия, текст Википедии доступен в соответствие с Creative Commons Licensed. |
Silent Hill (яп. サイレントヒル Сайрэнто Хиру, рус. Сайлент Хилл, дословно «Тихий Холм») — компьютерная игра в жанре survival horror, давшая начало одноимённой серии видеоигр. Была разработана японской командой Team Silent (KCET) и издана компанией Konami. Первоначальный релиз для игровой приставки PlayStation состоялся 31 января 1999 года в Северной Америке, 4 марта — в Японии и 1 августа — в Европе.
Действие игры происходит в одноимённом вымышленном американском городе. Сюжет разворачивается вокруг писателя Гарри Мэйсона (англ. Harry Mason), который ищет в Сайлент Хилле свою пропавшую приёмную дочь Шерил (англ. Cheryl). В городе он обнаруживает религиозный культ, пытающийся провести ритуал с целью возрождения божества, которому этот культ поклоняется. В игре присутствует пять разных концовок, включая одну шуточную.
Silent Hill получил положительные отзывы критиков и был коммерчески успешен. Игра считается одной из самых значимых среди жанра survival horror, так как в плане запугивания игрока способствовала переходу от приёмов фильмов категории B к психологическому аспекту ужасов. Было выпущено несколько адаптаций игры, включая визуальный роман 2001 года, фильм «Сайлент Хилл» 2006 года и «переосмысление» игры, названное Silent Hill: Shattered Memories.
Содержание
Игровой процесс [ ]
Игровым персонажем Silent Hill является Гарри Мэйсон, который ищет свою пропавшую дочь Шерил в городе Сайлент Хилл, куда приехал с ней в отпуск. Геймплей игры состоит из боёв с монстрами, исследования местности с целью нахождения важных для прохождения игры предметов и решения загадок. В Silent Hill используется вид от третьего лица, однако в некоторых локациях для достижения драматического эффекта камера «следит» за игроком только из заранее заданных мест. Таким образом на момент выхода проект отличался от своих предшественников в жанре survival horror, которые использовали лишь переключение камеры между фиксированными позициями. В игре отсутствует HUD-интерфейс, из-за чего игрок должен заходить в специальное меню, чтобы узнать уровень здоровья персонажа.
В начале игры Гарри подбирает небольшой фонарик, который освещает путь только на несколько футов вперёд, а также карманное радио, начинающее шуметь при приближении врага. Если найти соответствующий предмет, далее в любое время будет доступна карта локации, однако Гарри может смотреть карту лишь при достаточном освещении. По мере прохождения игры на картах отмечаются запертые двери, препятствия и текущие цели героя. Видимость в Сайлент Хилле очень низкая из-за густого тумана и тьмы; последняя преобладает, когда локации изменяются и превращаются в так называемый Иной мир (англ. Otherworld).
Сюжет [ ]
Когда таинственная девочка появляется вновь, Флаурос активируется и поражает её. Выясняется, что она является обладающим сверхъестественными силами призраком Алессы (англ. Alessa), а Далия использовала Гарри, чтобы найти её и подчинить с помощью Флауроса.
Внезапно герой просыпается в госпитале, рядом с медсестрой Лизой, которая просит его о помощи. Но Гарри отталкивает Лизу, понимая, что та мертва. Из её дневника становится ясно, что будучи медсестрой она ухаживала за Алессой во время её секретной госпитализации в Алхемилле.
Гарри вскоре обнаруживает Далию вместе с настоящей, обгоревшей Алессой и её призраком. Выясняется, что семь лет назад Далия совершила ритуал с целью оплодотворить свою дочь божеством, которому поклоняется религиозный культ Сайлент Хилла. Алесса выжила, поскольку, превратившись в «сосуд» для божества, стала бессмертной. Однако душа её тогда разделилась на две части, не позволив родиться богу. Одна из частей осталась в ней самой, а другая перешла к новорождённой Шерил, которую Лиза затем похитила из госпиталя и оставила у дороги. Тогда младенца нашли и удочерили Гарри Мэйсон с супругой. Спустя семь лет Далия с помощью заклятия призвала Шерил обратно к Алессе. Чувствуя возвращение Шерил, Алесса создавала по всему городу символы, которые должны были предотвратить рождение бога. В одной из концовок игры, в которой выживает Сибил Беннет, Далия показывает эти символы, чтобы оттолкнуть от себя Сибил. План Алессы провалился и две части души воссоединяются.
Концовки игры [ ]
В Silent Hill доступно пять концовок. В разных моментах игры есть возможность спасти доктора Кауфманна или Сибил, или же их обоих. В зависимости от своих действий, Гарри предстоит сражаться с одним из двух разных боссов.
Персонажи [ ]
Разработка [ ]
Производственный процесс [ ]
Разработка Silent Hill началась в сентябре 1996 года. Созданием игры занималась команда Team Silent, представлявшая собой подразделение Konami Computer Entertainment Tokyo (сокращённо KCET). Новые владельцы Konami, компании-учредителя KCET, стремились выпустить компьютерную игру, которая смогла бы стать успешной в США. Поэтому разработчики при создании атмосферы Silent Hill старались использовать приёмы голливудских фильмов.
Сотрудники, которые занимались созданием игры, имели неудачный опыт предыдущих проектов. Они намеревались покинуть Konami, поскольку им не позволяли реализовывать их собственные идеи и они не вписывались в существовавшие внутри компании группы. По словам композитора игры Акиры Ямаоки (англ. Akira Yamaoka), разработчики не знали, как начать работу над Silent Hill. Время шло, но рабочий процесс практически стоял на месте. Персонал и руководство Konami перестали надеяться на возможный успех Silent Hill, а члены команды Team Silent всё больше чувствовали себя аутсайдерами. Несмотря на то, что Konami планировала Silent Hill как проект для получения прибыли, участники Team Silent творчески подошли к игре, так как, по их мнению, из-за чисто коммерческой позиции у Konami получился бы ничем не примечательный проект, подобный низкобюджетным двухмерным играм начала 1990-х. В конце концов разработчики решили игнорировать все ограничения со стороны Konami и сделать Silent Hill игрой, которая бы могла апеллировать к эмоциям игрока. Для этого Team Silent решили использовать «страх перед неизвестным» как способ, применяемый в психологических ужасах.
Во времена создания Silent Hill использование тумана в трёхмерных видеоиграх было вынужденной мерой ввиду низкой производительности аппаратных платформ. Однако, сделав его важной частью игрового мира, разработчики смогли превратить недостаток в отличительную особенность продукта, ставшую позже неотъемлемым элементом всей серии. Сюжет игры намеренно был сделан расплывчатым, а местами даже противоречивым, чтобы его истинный смысл скрывался где-то во тьме и заставлял игроков размышлять над неясными деталями. Руководитель проекта Кэйитиро Тояма (англ. Keiichiro Toyama) занимался написанием сценария Silent Hill, в то время как программист Хироюки Оваку (англ. Hiroyuki Owaku) написал текст для загадок. Компания Latina International, ранее работавшая над локализацией Final Fantasy VII, перевела сценарий игры на английский язык. Сам город Сайлент Хилл является интерпретацией небольшой американской общины в представлении японской команды Team Silent. Истолкование разработчиков основано на западной литературе и фильмах, а также на описаниях американских городов в европейской и русской культуре. Идея для шуточной концовки была взята из специального ящика для предложений, куда разработчики бросали свои ответы на вопрос «в чём причина странностей Сайлент Хилла?» Среди предположений был в том числе «Заговор пришельцев».
Такаёси Сато (англ. Takayoshi Sato) занимался дизайном персонажей и исправлял некоторые неточности в сюжете игры. До этого Сато занимался только дизайном шрифтов и сортировкой файлов, потому как на тот момент он был ещё молодым сотрудником. Также Сато хорошо проявил себя в трёхмерном моделировании, из-за чего некоторое время он даже консультировал старших коллег. Однако ему не доверили эту работу, поскольку, по мнению Konami, он был недостаточно опытным. Возмущённый этим Сато продемонстрировал начальству свои наработки и пригрозил, что станет утаивать имеющиеся знания, если его не допустят к трёхмерному моделированию. В результате Сато разрешили заняться разработкой персонажей. В этой работе Такаёси Сато не полагался на эскизы, а сразу создавал компьютерные модели. Дизайнер столкнулся со значительными трудностями при создании черепов персонажей-американцев, поскольку вся команда состояла из азиатов и ему было не с кем проконсультироваться по этой проблеме. Тем не менее, внешность каждого персонажа получилась хорошо проработанной и индивидуальной, а Гарри Мэйсон был сделан абсолютно нейтральным и без каких-либо отличительных особенностей. По словам Сато, это должно помогать игроку представить себя на месте главного героя.
Несмотря на то, что он хорошо справлялся со своей работой, начальство всё равно не до конца доверяло ему, и к Сато решено было приставить супервизора. Дабы избежать этого, Такаёси вызвался собственноручно создать игровые видеовставки. В течение следующих двух с половиной лет Сато фактически жил в офисе группы разработчиков, поскольку ему приходилось работать над видеороликами на 150 UNIX-компьютерах своих коллег, когда у тех заканчивался рабочий день. Сато оценил бюджет игры в 3—5 млн долларов. По его словам, разработчики хотели сделать Silent Hill шедевральной игрой, а не традиционным коммерческим проектом, поэтому они старались создать увлекательный сюжет, который, подобно хорошему литературному произведению, не забывался бы с течением времени.
Игра дебютировала весной 1998 года на Electronic Entertainment Expo в Атланте, штат Джорджия, где трейлер Silent Hill после презентации сорвал зрительские овации. Такой положительный приём убедил руководство задействовать в проекте больше сотрудников и усилить PR-кампанию. Осенью того же года Konami представила Silent Hill на European Computer Trade Show в Лондоне и на Tokyo Game Show. Демо-версия игры также вошла в японское издание Metal Gear Solid. Однако масштабной рекламной поддержки у проекта не было.
Символизм [ ]
Поскольку город погружается в Иной мир из-за страданий Алессы, в игре постоянно встречаются образы, отсылающие к боли, испытываемой ею после сожжения и госпитализации. В данном контексте одними из основных символов всей серии, начиная с первой игры, являются инвалидные кресла и больничные койки. Впервые игрок видит их практически в самом начале игры, при первом наступлении тьмы и появлении монстров. Далее их можно встретить во многих локациях, с которыми связаны воспоминания Алессы, особенно при их переходе в Иной мир. Также в инвалидном кресле Гарри встречает заражённую Сибил. И в нём же на место вызова бога (и финальной битвы) Далия привозит свою дочь.
Влияние [ ]
Данная игра, как и многие последующие игры серии, перекликается с кинофильмом Эдриана Лайна «Лестница Иакова», в частности «Плохая» концовка игры, аналогично фильму, трактует всё происходящее как предсмертный бред протагониста. Начиная с первой части в серии также использованы образы и режиссура, позаимствованные из фильма «Изгоняющий дьявола 3». Кроме того обозреватели отмечают использование в произведении приёмов таких мастеров кинематографа и литературы как Кубрик, Карпентер, Хичкок, Брэдбери и Кинг. На отображение Иного мира Сайлент Хилла сильно повлияли работы мангаки Даидзиро Морохоси. Загадки Сайлент Хилла, названия и образы некоторых монстров основываются на книгах, например на «Затерянном мире» Артура Конан Дойля или «Алисе в Стране чудес» Льюиса Кэрола. Источником для подражания при создании городской газеты стала статья об американском серийном маньяке Эде Гине.
Кэйитиро Тояма был несколько удивлён, когда после выхода игру называли страшной. Не являясь поклонником фильмов ужасов, при разработке он полагался больше на свои увлечения оккультизмом, НЛО и творчеством Дэвида Линча. Различные оккультные предметы игры имеют свои аналоги в мировых религиях. Агрессивные дети поначалу задумывались похожими на ноппэрапонов (разновидность ёкай из японской мифологии). Алтарь под антикварным магазином напоминает камидана — синтоистское домашнее святилище. Аглаофотис — это реально существующее растение, упоминаемое в Каббале, печать Метатрона названа в честь ангела, а Флаурос — в честь демона из Лемегетона. Названия некоторых предметов и дверей в Нигде также берут начало в мистицизме и призваны охарактеризовать магические способности Далии. Двери названы именами духов Офиэля, Хагита, Палега и Бетора, которым, согласно средневековым книгам по чёрной магии, дана власть над планетами. По словам Оваку, эти намёки на небесные тела должны означать «погружение в глубины сознания Алессы».
Антураж школы был вдохновлён фильмом «Детсадовский полицейский». Некоторые присутствующие в школе вывески и надписи взяты из фильмов «Изгоняющий дьявола 3» и «12 обезьян», оказавших определённое влияние на стиль и некоторые элементы также и последующих частей. Стилистика шуточной концовки напоминает коллекционные карточки из серии «Марс атакует», экранизированной в 1996 году Тимом Бёртоном. Четырнадцать из пятнадцати улиц города, фигурирующих в первой части серии, названы в честь знаменитых писателей в жанрах ужасов и научной фантастики. Среди них: Ричард Бахман (псевдоним Стивена Кинга), Дин Кунц, Рэй Брэдбери, Джек Финней, Майкл Крайтон, Айра Левин, Джон Сэндфорд, Колин Уилсон, Роберт Блох, Ричард Мэтсон, Джеймс Эллрой, Карл Саган, Дэн Симмонс и Кит Крэйг (псевдоним Кит Рид). Улица Мидвич, на которой расположена одноимённая начальная школа — отсылка к роману Джона Уиндема «Кукушки Мидвича». В списке учителей школы значатся T. Moore, K. Gordon и L. Ranaldo — это имена участников рок-группы Sonic Youth.
Музыкальное сопровождение [ ]
Музыку к игре написал Акира Ямаока, который присоединился к проекту после того, как команду покинул изначально назначенный туда композитор. Ямаока также занимался созданием звуковых эффектов и мастерингом. Он писал музыку не видя, собственно, игровых сцен.
Саундтрек написан под влиянием творчества Анджело Бадаламенти, композитора «Твин Пикс», а также, отчасти, таких групп как Metallica и Depeche Mode. Чтобы сделать Silent Hill максимально отличным от прочих видеоигр и передать гнетущую, мрачную атмосферу, композитор решил обратиться к стилю индастриал, а точнее к его поджанрам нойз и дарк-эмбиент, в которых выполнено практически всё музыкальное оформление за исключением яркой главной темы и ещё нескольких мелодичных композиций.
Ямаока называл эту работу первой, в которой он чувствовал себя действительно вдохновлённым и мотивированным. Ему также пришлось расширить свои знания о звуке и музыке. «Она научила меня, как сложно быть оригинальным», — вспоминал композитор. Когда он впервые представил свои наработки команде, разработчики приняли услышанное за результат программного сбоя в игре, так что автору пришлось объяснять, что эти звуки и есть музыка, и тщательно аргументировать свой выбор, чтобы справиться со шквалом возражений.
Отдельным альбомом саундтрек был выпущен в Японии 5 марта 1999 года. В него вошла значительная часть звучащей в проекте музыки, хотя и не вся. Аналогично тому, как Ямаока полностью занимался технической стороной музыкального сопровождения игры, он также единолично готовил к выходу и данный альбом.
Акира Ямаока является автором всех сорока двух его композиций, кроме сорок первой — заключительную тему, Esperándote, написала Рика Муранака. Когда Ямаока попросил её написать трек для игры, она предложила использовать бандонеоны и скрипки, а также вокал на испанском. В результате было решено сочинять песню в стиле танго, и Муранака сложила мелодию под английский вариант слов. Но когда она прибыла в Буэнос-Айрес для записи испанской версии с аргентинской певицей Ванесой Кирос, то поняла, что текст больше не сочетается с музыкой. Тогда Муранака в течение пяти минут переписала песню.
По словам рецензента ресурса Game-OST, саундтрек к Silent Hill стал маленькой революцией в жанре игровой музыки и саундтрека вообще:
Ямаоке удалось создать причудливое сплетение несовместимых, казалось, эмоций — животный подсознательный страх, тревожное чувство безнадёжности, невероятное обострение чувств и в то же время, часть музыки затрагивает самые нежные струны души, словно тайное желание ускользает из самых кончиков ваших пальцев, оставляя лёгкий, почти эротический голод, в стремлении утолить который, вы включаете эту музыку снова и снова.
Обозреватель отдельно подчеркнул, что нойз в данном случае «получил своё развитие не как фоновый шум, а как элемент музыкального полотна, создающий потрясающую атмосферу едва уловимого беспокойства, напряжения, которое чувствуешь спиной, которое постоянно рождает у тебя желание оглянуться». Также были отмечены качественные компоновка и сведение альбома при достаточно низком бюджете проекта. Сожаление было высказано лишь по поводу невключения в альбом лирической композиции, играющей в момент «превращения Лизы».
Журналист проекта Spelmusik назвал звучащий эмбиент «вероятно темнейшей музыкой, когда либо созданной для видеоигр». Сам композитор называл Tears of… любимейшей собственной композицией. Он отмечал в ней удачное использование приёма из техно-музыки (постоянный повтор одной и той же фразы) при том, что произведение исполнено не в техно-стиле.
Выпуск [ ]
Выход Silent Hill состоялся 31 января 1999 года в Северной Америке, 4 марта — в Японии и 1 августа — в Европе. В 2006 году она также вошла в японскую компиляцию Silent Hill Complete Set. 19 марта 2009 года игра стала доступна для скачивания в европейском PSN для консолей PlayStation 3 и PlayStation Portable, но через два дня была удалена оттуда ввиду «непредвиденных обстоятельств». В американском PSN игра появилась 10 сентября того же года. В европейский электронный магазин она вернулась 26 октября 2011 года.
Рецензии [ ]
Silent Hill получила большей частью положительные отзывы в профильной прессе. Рейтинги на агрегаторах GameRankings и Metacritic составляют 84,99 % и 86/100 соответственно[91][92]. Всего было продано свыше двух миллионов копий игры, что позволило Silent Hill войти в список величайших хитов Sony.
Silent Hill преимущественно сравнивали с survival horror-серией Resident Evil. Бобба Фетт из GamePro назвала игру «наглым, но искусным» клоном Resident Evil. Другие обозреватели считали игру своеобразным ответом Konami на серию Resident Evil, который при ряде сходств использует иную форму хоррора, полагаясь на создание чувства беспокойства у игрока, вместо использования утробного страха и экшена. Добавляло игре атмосферности и аудиооформление, которое было очень хорошо принято критикой. Билли Метджинус из TVG назвал эмбиент игры «поглощающим». Рецензент Game Revolution также похвалил аудиочасть и заявил, что звук и музыка «доводят до грани». Менее благосклонно отнеслись критики к озвучиванию. Игру актёров нашли достаточно слабой, хотя её и поставили выше, чем таковую в серии Resident Evil. Отдельно были также отмечены неуместные паузы между репликами.
Обозреватели отмечали, что Silent Hill использует настоящее 3D-окружение, в то время как в Resident Evil используется предварительный рендеринг. При этом тьма и туман во многом помогают маскировать недостатки аппаратной платформы. Впрочем, критики посчитали, что аппаратные ограничения и грубость текстур в данном случае были использованы игре во благо; так, Франческа Рэерс из IGN назвала их «придающими атмосфере ощущение запустения и разложения». Однако, по мнению обозревателей, управление представляет определённые трудности, а маневрирование в тесных локациях становится настоящим «упражнением по фрустрации».
В то же время рецензент журнала «Страна игр» описал игру достаточно прохладно, назвав её неплохой, но посетовал, что «местами откровенно „ослабленный“ сюжет рушит всю первоначально построенную атмосферу и лишает желания продолжать играть дальше». Однако через десять лет редактор того же издания, отдавая должное основоположнику серии, назвал проект «хоррором с выдающимся дизайном», а журнал «Лучшие компьютерные игры» подчеркнул, что даже спустя десятилетие Silent Hill остаётся «одной из самых кинематографичных игр».
Заслуги Silent Hill многократно отмечались и за много лет после выхода. В 2005 году было признано, что игра способствовала переходу жанра survival horror от приёмов фильмов категории B к психологическому аспекту ужасов, свойственному арт-хаусному кино и японскому хоррору, а также переносу акцентов с эксплуатации утробного страха на создание беспокойной атмосферы. В 2000 году проект занял 14 место в списке «25 лучших PS-игр всех времён» по версии IGN, а в 2005 году — 15 место в аналогичном списке от GameSpy. В 2006 году Silent Hill возглавил «Десятку страшнейших игр» от GameTrailers, а в ноябре 2012 года вошёл 68-м в список «100 лучших видеоигр всех времён» по версии журнала Time.
Связанные игры серии [ ]
Silent Hill: Play Novel [ ]
Хронологически второй игрой франшизы стала Silent Hill: Play Novel, которая была выполнена в жанре интерактивный графический роман и выпущена Konami в марте 2001 года. Игра вышла только для Game Boy Advance и только в Японии. Сюжет Silent Hill: Play Novel преимущественно пересказывает события оригинального Silent Hill. Главным героем также является Гарри Мэйсон, однако после первого прохождения игры становится доступным сценарий за Сибил Беннет, а после его завершения — загружаемый сценарий «Boy» (рус. Мальчик). Этот сценарий рассказывал о мальчике Энди, который живёт в соседнем доме рядом с Гарри и Шерил Мэйсонами и случайным образом попадает в город Сайлент Хилл.
Silent Hill 3 [ ]
На данный момент существует пять сиквелов к игре, но сюжетным продолжением оригинала является только третья часть серии, где действие развивается после «Хорошей» концовки. Остальные игры серии не являются прямыми продолжениями первой части, а лишь косвенно связаны с ней сюжетом. Игровым персонажем Silent Hill 3 является Хизер Мэйсон (девочка Шерил, взявшая себе другое имя, чтобы порвать с прошлым) — приёмная дочь Гарри Мэйсона, которому удалось 17 лет назад бежать из Сайлент Хилла. Игра вышла на многих платформах; разработкой изначального варианта для PlayStation 2, который поступил в продажу в 2003 году, занималась Team Silent. По игре был снят фильм «Сайлент Хилл 2».
Silent Hill: Origins [ ]
Silent Hill: Origins стала пятой игрой в серии Silent Hill. Сюжетно она является приквелом первой части, описываемые в ней события происходят за семь лет до событий оригинальной Silent Hill, когда дальнобойщик Трэвис помог Алессе спастись из горящего дома. Разработкой игры занималась Climax Studios, а издателем, как обычно, выступила Konami. Игра вышла в конце 2007 года для портативных консолей PlayStation Portable, а спустя полгода в продажу поступила также версия для PlayStation 2. Японская версия игры носит название Silent Hill Zero.
Shattered Memories [ ]
Silent Hill: Shattered Memories это так называемое «переосмысление» событий первой игры, разработанное Climax Studios и выпущенное Konami Digital Entertainment 8 декабря 2009 года для Wii и 19 января 2010 года для PlayStation 2 и PlayStation Portable. В центре внимания по-прежнему мужчина, ищущий пропавшую дочь, но сюжет и персонажи игр разнятся. По результатам анкетирования игрока составляется психологический профиль, в зависимости от которого изменяются внутриигровые элементы. В игре нет боёв: в альтернативной «замёрзшей» версии города от монстров приходится просто убегать, не нанося им существенного вреда.
Экранизация [ ]
Режиссёр Кристоф Ган снял по игре полнометражный игровой фильм с одноимённым названием, вышедший на экраны 21 апреля 2006 года. Картина во многом основана на оригинале, но достаточно свободно его интерпретирует и содержит элементы второй, третьей и четвёртой игр серии. Поскольку режиссёр посчитал, что образ Гарри Мэйсона изобилует чертами, больше свойственными женщинам, вместо главного героя-мужчины на первый план вышла приёмная мать Шерил, Роуз ДаСилва. Работая над визуальными элементами, Ган вдохновлялся наследием Майкла Манна, Девида Линча и Дэвида Кроненберга. Для саундтрека была использована музыка Акиры Ямаоки. Несмотря на преимущественно негативные отзывы критиков, фильм стал коммерчески успешным и получил признание фанатов.
Шедевр, обречённый на провал: 10 ключевых фактов о Silent Hill
Туман. Снег. Пустые улицы. Так 20 лет назад началось путешествие Гарри Мэйсона по городу, где оживают худшие кошмары. Как команда стажёров и неопытных геймдизайнеров Konami сделала революционный хоррор? В честь юбилея Silent Hill вспоминаем 10 ярких фактов о создании шедевра.
1. Silent Hill делала команда во главе с 18-летним дизайнером-новичком
Как наказать разработчика, который недостаточно хорошо справляется с обязанностями? Можно лишить премии, урезать зарплату или даже уволить. Но руководство Konami в 1996-м поступало иначе. Опальным геймдизайнерам давали последний шанс — переводили трудиться над низкобюджетным клоном Resident Evil. На проект изначально никто не возлагал больших надежд, ведь им занимались неопытные сотрудники, стажёры и авторы провальных релизов. Из «передовиков производства» сформировали отдельное подразделение — Team Silent. Возглавил его 18-летний художник Кэйитиро Тояма, успевший приложить руку лишь к паре игр.
Задачу боссы сформулировали так: «нужен ужастик с голливудской атмосферой, способный заинтересовать западную аудиторию». Иными словами, требовалась вариация на тему зомби-хита Capcom. Разумеется, дело у команды аутсайдеров не задалось сразу, и месяц за месяцем продакшн топтался на месте. В итоге начальство махнуло рукой и ослабило контроль.
Парадоксально, но ощущение неотвратимого фиаско и грядущих увольнений развязало руки напарникам Тоямы. Если терять нечего, почему бы не замахнуться на что-то авторское? Сделать ставку на психологические ужасы вместо кровищи, толп мертвяков и прочей капкомовщины.
2. Определиться с настроением SH помогли романы Стивена Кинга
Хотя опыта создания хорроров у Team Silent не было, молодые японцы поставили перед собой чертовски амбициозную задачу.
«Решили делать не коммерцию, а потенциальный шедевр. Игру с захватывающим сюжетом, которая, подобно знаковым произведениям литературы, выдержит проверку временем», — вспоминал позже Такаёси Сато, CGI-дизайнер Silent Hill.
Грядущий проект должен был, по словам Кэйитиро Тоямы, воссоздать «атмосферу современного американского романа ужасов». Искать книжные источники вдохновения долго не пришлось. Уютная одноэтажная Америка, из-за опрятных фасадов которой вдруг начинает переть инфернальная жуть, — излюбленная натура Стивена Кинга.
В десятках бестселлеров Король Ужасов писал про обычных людей, оказавшихся в чудовищно необычных обстоятельствах. Этот подход авторы SH перенесли в своё творение. И родился Сайлент Хилл — вымышленный курортный городок в штате Мэн, где творится какая-то чертовщина. Главным героем стал не толстокожий спецназовец, как в «Обители зла», а неловкий писатель (характерный кинговский типаж), разыскивающий пропавшую дочь.
Наша цель — вызвать страх, который действует на уровне первобытных инстинктов. Вместо скримеров — создание атмосферы тревоги, разъедающей душевное спокойствие постепенно, шаг за шагом. Акихиро Имамура программист и один из авторов концепции Silent Hill
Но как сделать так, чтобы геймер, блуждая по локациям, постоянно «испытывал страх перед неизвестным»? Как избежать банальных приёмов вроде выпрыгивающих из-за угла монстров? Ответить на вопросы долго не удавалось. Хуже того, возникли сложности с технической частью проекта.
3. Главные элементы антуража Silent Hill появились из-за аппаратных ограничений PlayStation
В 96-м консольная индустрия делала робкие шаги в сторону 3D-графики. Многие студии обходились компромиссным вариантом: пререндеренными 2D-декорациями и полигональными персонажами. Однако в Team Silent не захотели идти по пути Resident Evil с фиксированными ракурсами камеры — молодые бунтари мечтали о честной трёхмерности в духе Tomb Raider. Не учли одного: железо первой PlayStation плохо справлялось с открытыми пространствами.
Сцена с нападением крылатой твари — отсылка к «Туману» Стивена Кинга
Пришлось урезать дальность отрисовки улиц, спрятав с помощью тумана подгрузку объектов перед носом персонажа. В любой другой игре такая условность разрушила бы эффект погружения. Но авторы SH изящно выкрутились — сюжетно обосновали белую пелену. Здесь в который раз выручил Король Ужасов. В знаменитой повести Кинга подсмотрели идею с захолустным городом и загадочным туманом, из которого выползают чудища. К тому же в условиях плохой видимости любой силуэт во мгле порождал паранойю: это куст вдали или затаившийся враг? Логичным развитием идеи «нервирует не столько монстр, сколько ожидание его появления» стала рация. Прибор издавал белый шум, если рядом с героем рыскали кошмарные твари.
4. Облик адского измерения навеян «Лестницей Иакова», «Алисой» Шванкмайера и клипом Prodigy
Трюк с ограничением обзора настолько понравился разработчикам, что они задумались: как ещё использовать этот инструмент для усиления чувства тревоги? Ответом стала концепция параллельной реальности туманного города — в Ином мире царила вечная ночь, а тусклый фонарик освещал пространство только в метре от персонажа.
Идею с двумя измерениями почерпнули из психологического триллера Эдриана Лайна. В «Лестнице Иакова» ветеран войны во Вьетнаме, которого сыграл Тим Роббинс, из-за посттравматического расстройства постепенно терял чувство реальности. В галлюцинациях Нью-Йорк виделся ему индустриальным адом — наполненным демоническими существами, орудиями пыток и странной машинерией. Кровавые и ржавые декорации с решётками и сетчатым полом перекочевали в Silent Hill.
Чтобы антураж Иного мира выглядел максимально сюрреалистично, японцы обратились к творчеству Яна Шванкмайера. «Алиса» и другие шедевры этого чешского режиссёра-кукольника подсказали, как превратить обычные урбанистические интерьеры в нечто зловещее и клаустрофобическое. Но не фильмами едиными. Однажды арт-дизайнер Масахиро Ито посмотрел клип Prodigy «Breathe» — и обшарпанная комната, где танцевал Кит Флинт, перекочевала в потустороннюю версию школы Сайлент Хилла.
5. У разработчиков не было возможности поехать в Штаты, поэтому американский городок они создавали по голливудским фильмам
Сотрудники Team Silent отсмотрели десятки хорроров в поисках кошмарных образов, тем и режиссёрских приёмов нагнетания жути. Поэтому в Сайлент Хилле появились магазин из «Техасской резни бензопилой 2», комнаты с подвешенными на крюках телами в духе «Восставшего из ада» и лестница с перилами, отсылающая к хичкоковскому «Психо». Не говоря о множестве мелких подмигиваний классике — вроде кровавой надписи REDRUM на одном из гаражей, цитирующей знаменитый кадр из «Сияния» Кубрика.
«Детсадовский полицейский» и Silent Hill
«Чтобы игровой мир выглядел реалистично, но в то же время зловеще, мы вдохновлялись стилистикой в духе Линча и Кроненберга», — вспоминал Кэйитиро Тояма.
Мрачным кино не ограничились: пригодилась даже семейная комедия с Арнольдом Шварценеггером. Желая правдоподобно изобразить типичное американское учебное заведение, японцы просто скопировали его из «Детсадовского полицейского». Входные двери, мебель, плакаты, коридоры, жёлтый автобус — всё перекочевало в школу Мидвич.
6. Главного героя SH и его дочь хотели назвать в честь персонажей «Лолиты» Набокова
Раз уж декорации рисовали под влиянием западных фильмов, почему бы не применить аналогичный подход к персонажам? Их решили назвать в честь реальных или вымышленных знаменитостей. Например, Майкл Кауфман, директор госпиталя Сайлент Хилла, обязан именем двум людям — Майклу Херцу и Ллойду Кауфману, основателям киностудии Troma Entertainment. А фамилию медсестры Лизы из той же больницы позаимствовали у актрисы Джуди Гарланд.
Курьёзнее вышло с главными героями — писателем и его семилетней дочерью, которую тот искал в туманном городе. Поскольку сотрудникам Team Silent нравилась экранизация «Лолиты» Набокова, они взяли оттуда имена Гумберт и Долорес. Но столь явная отсылка к скандальному роману просуществовала недолго — штатовские локализаторы пояснили японским коллегам щекотливость ситуации. К тому же эти имена звучали слишком экзотично для американской аудитории. В итоге сошлись на Гарри Мэйсоне и Шерил.
7. Сделать саундтрек пугающим помогли шум бормашины, лязг затачиваемых ножей и другие звуки, которые люди инстинктивно ненавидят
Столь новаторский проект, как SH, требовал смелого подхода к аудио. Акире Ямаоке, звукорежиссёру Team Silent, не нравилось, что в «конце 90-х штампы были повсюду. Похожие аранжировки, паттерны и темы кочевали из одного саундтрека в другой». Японец захотел переосмыслить концепцию игровой музыки. Отправной точкой послужил аудиоряд культового фильма Дарио Ардженто 1977 года. С той разницей, что итальянская группа Goblin терроризировала нервы зрителей «Суспирии» необычным сочетанием прог-рока, синтезаторов и этники. А Ямаока решил добиться похожего эффекта с помощью индастриала, нойза и трип-хопа.
Музыка Silent Hill — попытка вызвать страх и отвращение без помощи визуальных образов. Я выбрал индастриал: он идеально передаёт холодную, мрачную и ржавую атмосферу, соответствующую тематике Сайлент Хилла. Акира Ямаока композитор и звукорежиссёр Silent Hill
Японский композитор не только наполнил туманный мир эмбиентными шумами, но и не стеснялся обманывать ожидания публики. В напряжённых моментах оставлял звенящую тишину, а когда вокруг ничего не происходило — шокировал скрежетом, лязгом и грохотом. Зачастую Ямаока использовал звуки, вызывающие у людей отвращение. Так скрип мелка по школьной доске и жужжание стоматологического инструмента превратились в отдельные мелодии.
8. Монстров создавали под влиянием самого скандального британского живописца XX века
Но с кем столкнётся Гарри Мэйсон, блуждая под завывание сирены по кошмарным лабиринтам? Для психологического хоррора затасканные образы вроде ходячих мертвецов и клыкастых чудищ не годились. Обитатели сюрреалистического ада должны выглядеть ему под стать — вызывать дискомфорт одним лишь внешним видом. И тут разработчикам помогли картины Фрэнсиса Бэкона — завсегдатая притонов Лондона, любителя наряжаться в женские чулки, пропойцы и просто самого влиятельного английского художника XX века.
Ромпер и «Парализованный ребёнок на четвереньках» Фрэнсиса Бэкона
«Крик — это картина ужаса. И я хочу нарисовать не столько страх, сколько крик», — говорил о своём творчестве британец. И неспроста: его полотна полны изуродованных человеческих фигур. Деформированные безглазые лица. Глотки, разорванные воплем. Тела, распятые, словно туши после убоя, и запертые в клетках. С одной стороны, обитатели полотен Бэкона нечеловечески жуткие. С другой — в любом искорёженном уродце угадываются людские черты. И эта двойственность — монструозность и человечность — порождает у зрителя дискомфорт. Подобный принцип лёг в основу дизайна некоторых тварей Сайлент Хилла, будь то гориллоподобные ромперы, крылатые найт-флаттеры или крохотные мамблеры. К слову, в последующих выпусках серии отсылок к английскому художнику стало в разы больше — сказалась любовь Масахиро Ито, ведущего арт-дизайнера Team Silent, к его творчеству.
9. Изначально в игру хотели добавить цыплят-переростков и страусов-мутантов
Помимо антропоморфных существ, в SH попала инфернальная фауна: чудовищные собаки, тараканы, ящеры и тому подобные «братья наши меньшие». Их добавили неспроста. Как и подобает психологическому триллеру в традициях Дэвида Линча, образы врагов имели символический подтекст — олицетворяли страхи и фобии. Согласно сюжету, в Сайлент Хилле оживали кошмары подсознания Алессы — девочки с необычайно сильными паранормальными способностями.
Впрочем, на первых порах кошмарный зверинец планировался ещё более обширным — клыкастые обезьяны, фаллосоподобные змеи с длинными языками, гориллоподобные лягушки и летающие скаты. Гротескнее всего получились две особи — деформированная тварь, похожая на страуса, и громадный цыплёнок. Вышеперечисленные уродцы по тем или иным причинам не добрались до финальной версии игры, однако в файлах релизного диска остались.
10. Все CGI-ролики Silent Hill сделал один человек — понадобилось около 30 месяцев рендеринга
Поначалу к сотрудникам Team Silent мало кто из боссов Konami относился всерьёз. И всё же во время работы над хоррором вчерашние аутсайдеры и новички проявили себя как мастера на все руки. Кэйитиро Тояма не только руководил проектом, но и писал сценарий, а также рисовал декорации. Хироюки Оваку, помимо программирования, помогал улучшать сюжет. Акира Ямаока занимался аудиоэффектами, мастерингом, сведением и прочей звукорежиссурой — в любой другой компании для этого выделили бы минимум пять человек.
Акира Ямаока, Кэйитиро Тояма и Такаёси Сато в 1999-м
Но больше всего поразил коллег Такаёси Сато — настоящий человек-оркестр. Амбициозный художник приложил руку к дизайну персонажей и шрифтов, поработал над диалогами героев и даже рискнул в одиночку трудиться над CGI-видео. Хотя Сато постигал азы трёхмерного моделирования сам, он создал самые технологичные для своего времени 3D-заставки. Правда, талантливому японцу пришлось пожертвовать многим — два с половиной года он ночевал в офисе Konami. Ведь рендерить CGI на 150 штатных компьютерах получалось только после ухода всех с работы.
Труды команды Кэйитиро Тоямы не прошли даром. В 1999-м — спустя 2,5 года производственного ада — многострадальная игра попала на полки магазинов и сразу стала сенсацией.
Konami вместо клона Resident Evil заполучила перспективную франшизу, соперничавшую на равных с зомби-хитами Capcom. Комиксы, романы, покупка прав на экранизацию — казалось, серии уготовано триумфальное будущее.
Увы, авторские проекты плохо уживаются с коммерцией. После невероятного дебюта Team Silent создала ещё три части, но каждая последующая продавалась всё хуже. В 2005-м коллектив расформировали, и франшиза начала гулять по рукам западных студий. Но без отцов-основателей она выродилась в мешанину противоречий и самоповторов. После финансового провала SH: Downpour и скандальной отмены Silent Hills окончательно ясно — серия мертва. Konami сегодня интересуют мобильные развлечения, а не возрождение классики.
Остаётся лишь перепроходить оригинал 1999 года. И мечтать, что когда-нибудь он удостоится эталонного ремейка, подобно недавней Resident Evil 2.
В наших беспокойных снах мы всё ещё видим этот город, Сайлент Хилл.