Сенсорная терапия что это такое
Сенсорная интеграция для детей
Если у ребенка, в силу каких-либо причин, имеется нарушение обработки сенсорных сигналов, то это приводит к дисфункциям в моторике, познавательном развитии и поведении. Поэтому методы сенсорной интеграции можно (и даже нужно) включать как составную часть в детские занятия с любыми педагогами. Путем развития сенсорики ребенок получает механизм познания мира, поэтому недооценивать значение стимуляции сенсорного восприятия мира нельзя.
Признаки нарушения СИ
У детей с аутизмом или синдромом задержки психомоторного развития в той или иной степени наблюдаются явления сенсорной дезинтеграции. Это может проявляться следующим образом:
— в виде недостаточной или чрезмерной чувствительности к слуховым, зрительным, тактильным стимулам;
— слишком низкий или слишком высокий уровень двигательной активности, нарушение мышечного тонуса;
— трудности в различении правой и левой сторон, в обучении чтению и письму;
— слабая двигательная координация, неуклюжесть, расторможенность;
— импульсивность, трудности в концентрации внимания, быстрая утомляемость;
— отказ от социальных контактов, задержка речи, трудности в обучении;
— проблемы с использованием столовых приборов, ножниц, неправильный захват карандаша и т.д.
Упражнения по развитию сенсорного восприятия
Сенсорная интеграция для детей обеспечивается комплексом упражнений, направленных на преодоление расстройств чувствительного восприятия. Упражнения разрабатываются индивидуально для каждого пациента на основе сенсорной диагностики. В общей совокупности в комплексе должны присутствовать упражнения на все основные виды восприятия:
Благодаря тщательно подобранным упражнениям для ребенка по сенсорной интеграции, он может улучшить:
Необходимо помнить, что область сенсорной интеграции для детей является, прежде всего, терапевтическим методом. Поэтому использование этой методики родителями возможно исключительно после обучения и только под постоянным руководством и контролем специалистов по сенсорной интеграции.
Сенсорная интеграция. Упражнения
Сенсорная интеграция направленна на устранение дисфункций в развитии мозга, связанных с его неспособностью правильно и адекватно воспринимать и реагировать на данные, получаемые от органов чувств.
Сенсорная интеграция является важной частью жизни детей. При наличии нарушений в работе нервной системы у ребёнка развиваются трудности с обучением, общением, оценкой окружающего мира и так далее.
Ребёнок страдает из-за того, что испытывает трудности с выполнением обыденных вещей, и подобные чувства влияют и на его психическое состояние. Поэтому роль сенсорной интеграции в жизни человека высока.
Симптоматика
Дисфункции сенсорной интеграции оказывают влияние на те органы, с помощью которых мы получаем визуальные, тактильные, аудиальные и иные сигналы. Некоторые дети с трудом держат карандаш в руках, испытывают трудности при ходьбе, чрезмерно активны или апатичны, стремятся избежать общения или, наоборот, чрезмерно общительны.
Кроме того, на ребёнка может влиять окружающая обстановка – посторонние незнакомые шумы, новые места заставляют его нервничать. Дети, страдающие расстройствами сенсорной интеграции, тяжело сосредотачиваются на учёбе или занятиях, что сказывается на их эмоциональном состоянии. Поэтому важно обращать внимание на поведение ребёнка и подмечать детали ребёнка его возраста. Зачастую даже капризы и частые истерики являются не способом показать характер, а симптомами нарушения работы нервной системы.
Сенсорная терапия
Нарушения сенсорной интеграции требуют лечения под присмотром специалистов. Сенсорная терапия содержит ряд методик и упражнений, для нормализации мозговой деятельности, отвечающей за адекватное восприятие получаемой информации.
Перед тем, как перейти к лечению ребёнка, следует проконсультироваться со специалистом. Бездумное повторение всех нижеприведённых упражнений может навредить ребёнку – каждое упражнение лучше подбирать индивидуально. Перед лечением необходимо пройти консультацию по индивидуальному подбору упражнений.
Упражнения сенсорной терапии
Упражнения с использованием глины, пластилина, теста и т.д. назначаются для детей, испытывающих проблемы с тактильными ощущениями. Все материалы можно подобрать в детских магазинах и заниматься дома. Это необходимо для того, чтобы ребёнок научился узнавать и различать разные виды материалов, улучшил своё тактильное восприятие вещей.
«Тяжёлая работа» – это упражнение, помогающее сбросить возбуждение ребёнка. Зачастую энергия детей бывает разрушительной – они ломают игрушки, постоянно бегают. Поэтому ребёнку необходимо давать регулярную нагрузку для нервной системы, которая в первую очередь будет оказывать воздействие на тело, суставы и мышцы. Для подобных упражнений можно использовать детский батут, спортивный уголок, толкание предметов и так далее. Воздействуя тяжёлой работой на нервную систему ребёнка, родители помогают ребёнку избавиться от излишней энергии, таким образом корректируя его поведение и самочувствие.
Программа сна помогает ребёнку быстрее расслабиться и уснуть. Для этого можно использовать:
Упражнения с песком и водой направлены на стимуляцию тактильных ощущений. Можно использовать тазик с водой, зерна риса, песок и так далее. Переливайте воду, закопайте клады в песок, включите фантазию на максимум.
Вестибулярные упражнения необходимы, когда ребёнок испытывает трудности с передвижением, прыжками, не может оценить расстояние до объекта и прочее.
Можно предложить ребенку:
Эти упражнения могут возбудить или успокоить ребенка. Всё зависит от того как, когда и зачем это делать. Опытный специалист после диагностики и занятий с ребенком может порекомендовать на какие занятия стоит обратить внимание, а долю каких сократить и почему.
Упражнения с массажёрами используются как для стимуляции, так и расслабления ребёнка. Что можно использовать:
Упражнения с использованием палаток и туннелей позволят ребёнку расслабиться и поиграть одному без лишнего внимания, а также улучшить координацию. Некоторые советы по ходу игры с ребёнком:
Сенсорная интеграция и её упражнения должны быть направлены не только на устранение нарушений, но и на получения удовольствия для ребёнка. Малыш, испытывающий стресс от упражнений, не добьётся высоких результатов, так как чувство дискомфорта будет ему мешать.
Поэтому важно отслеживать реакцию ребёнка и совместно с профессионалом разработать систему упражнений, которая принесет не только пользу, но и удовольствие.
Родителям о сенсорной интеграции
Консультация составлена учителем-дефектологом Щербининой О.В.
Сенсорная интеграция
Нарушение сенсорной интеграции — так называется нарушение обработки сенсорной информации. За этим диагнозом скрывается отклонение, которое обычно не видят и не диагностируют, списывая его проявления на капризы ребенка. Закрывает уши руками в шумном месте? Не любит шерстяной свитер и ярлычки на одежде до истерики? Боится ходить по ступенькам, убегает от запаха сырой рыбы, не ездит на велосипеде, а в классе отвлекается на любой шум? Да это вы избаловали ребенка, строже надо воспитывать! Что на самом деле происходит с излишне или недостаточно чувствительными детьми (и взрослыми) и поддается ли это «воспитанию», на эти вопросы может ответить специалист, работающий с теорией сенсорной интеграции.
Сенсорные системы нашего тела, их развитие и нарушения работы
Нервная система как электрическая цепь: для полноценной работы необходимо, чтобы все датчики и проводники работали с одинаковой эффективностью. Если какой-то провод не выдерживает положенного напряжения или, наоборот, отличается повышенной сопротивляемостью, цепь работает в неоптимальном режиме и может «замыкать». То же происходит и с нервной системой нашего организма. Сенсорные импульсы передаются от внешних и внутренних органов к мозгу ежесекундно еще до момента появления на свет, а после рождения их количество возрастает на порядки.
Если малыш рождается здоровым, растет в условиях богатой сенсорной среды — его часто берут на руки, разговаривают, предлагают потрогать и потянуть в рот различные на ощупь предметы, помогают двигаться — то, как правило, проблем в развитии моторных навыков, речи и поведении не возникает.
У детей с дисфункцией сенсорной интеграции обрабатывается ненадлежащим образом. Одни перевозбуждается от сенсорных стимулов, другие постоянно находятся в их поиске или избегают их. Очень важно как можно раньше выявить симптомы дисфункции сенсорной интеграции, что является залогом успеха проведения вмешательства и предупреждения вторичных, сопутствующих проблем развития: такие, как проблемы поведения, внимания, проблемы эмоционального плана, социального взаимодействия, проблемы с самоконтролем — плохое настроение или вспышки агрессии, неуверенность в себе, низкая самооценка.
Легко ли концентрировать внимание на словах учителя, если птицы за окном щебечут, кажется, прямо в ухо, одежда раздражает, или хочется спрятаться под парту от света люминесцентных ламп? Взрослые люди, осознающие свои предпочтения, могут корректировать ситуацию. У детей же все моментально сказывается на поведении. Однако ни для одного взрослого не секрет, что дети могут также и не хотеть есть конкретно этот суп, а шерстяной свитер не любить, потому что он не розовый. Как же отличить нарушения от сиюминутных капризов и предпочтений? При не ярко выраженных нарушениях это довольно тонкий вопрос, который лучше доверить специалистам. Весь организм, и нервная система развиваются в процессе взросления. Нелюбимые супы становятся вполне съедобными, когда тело требует больше пищи, и механизмы передачи сенсорной информации также постепенно начинают работать лучше, иногда полностью, чаще не вполне эффективно, но «терпимо».
Признаки нарушения сенсорной интеграции.
По данным исследователей, каждый 6-ой ребенок не капризничает, а имеет значительное нарушение, мешающее полноценно развиваться. Как они это выясняют?
Родители, конечно, лучше всего знают своего ребенка, но они в первую очередь родители и могут преувеличивать либо, наоборот, недооценивать проблему. Многие дети имеют симптомы не одного, а нескольких подтипов сенсорных нарушений. В одной системе, например, тактильной, ребенок может быть гиперчувствительным, в проприоцептивной –малочувствительным, а в вестибулярной иметь сенсорный поиск, так называемое комбинаторное расстройство. Но паттерны, подтипы и степень сенсорных нарушений может выявить только специалист (эрготерапевт, психолог, специальный психолог, логопед, логопед-дефектолог, нейропсихолог, клинический психолог, физиотерапевт, специалист АФК, ЛФК), прошедший специальный обучающий курс по сенсорной интеграции. Для выявления симптомов дисфункции требуется проведение тщательного обследования, тестирования и профессиональной подготовки специалиста, проводящего диагностику.
Занятия сенсорной интеграцией
В зависимости от результатов диагностики подбирается комплекс сенсорных секвенций — упражнений, помогающих улучшить восприятие, передачу и обработку информации. Несмотря на необычное название — секвенции — сами упражнения таковы, что дети воспринимают все в виде игры. Привычные бассейны с шариками, гамаки и качалки дополняются необычными приспособлениями, и ко всему есть свои цели движения. В бассейне нужно найти и собрать предметы, качаясь в гамачке, необходимо умудриться переложить игрушку из одной коробки в другую, стоя на балансире — выучить стихотворение… Все это призвано восполнить отсутствие тех навыков, которые дети в силу особенностей развития недополучили в сенситивный период. Снижение чувствительности к раздражителям или, наоборот, насыщение сенсорного голода помогают восстановить равновесие и не тратить силы и энергию на защиту от воздействия окружающей среды. А значит — развиваться быстрее, активнее и гармоничнее.
Терапевтическое вмешательство, основанное на принципах сенсорной интеграции, предоставляет взаимодействие с ребенком и побуждение его к деятельности и активности, которые носят естественный характер. Удовольствие от движения во время терапевтического занятия помогает мотивировать ребенка и способствует обработке сенсорной информации. Задача вмешательства не только стимулировать адекватную реакцию на ощущения, но и на взаимоотношение с людьми, как взрослыми, так и детьми. Терапевтическое вмешательство должно включать в себя усиленные вестибулярные, проприоцептивные и тактильные ощущения, которые имеют практическое значение для улучшения обработки ощущений ЦНС. На занятии специалист может предложить ребенку бинтование эластичным бинтом конечностей и тела для улучшения проприоцептивных ощущений, утяжелители и прижимание («Сэндвич»), работу с вибромассажерами и совершение «тяжелой работы»(преодоление препятствий) для этой же цели.
Развитию вестибулярного аппарата способствуют упражнения на качелях, батуте, гимнастическом мяче и балансирах. Тактильную чувствительность балансируют с помощью упражнений с различными сенсорными материалами (крупы, краски, пластилин, тесто, пена для бритья и мыльная и т.п.)
Сенсорная интеграционная терапия дома
Идеи для вестибулярной системы
При низкой сенсорной чувствительности.
— поощряйте занятия, которые способствуют развитию вестибулярной системы – лошади-качалки, качели, карусель и кресла-качалки, иппотерапия.
При высокой сенсорной чувствительности.
— разделяйте деятельность на маленькие шаги, используйте визуальные подсказки для обозначения финишной линии (напр. цветной скотч) или поощрения.
Идеи для проприоцептивной системы
При низкой сенсорной чувствительности.
— размещайте мебель у стены комнаты, чтобы сделать передвижение по комнате проще
— обозначайте границы передвижения с помощью яркого скотча на полу
— прививайте правило «вытянутой руки».
-Используйте вибромассажеры, вибрирующие игрушки, бинтование, утяжеленные одеяла.
При высокой сенсорной чувствительности.
Все виды занятий для развития мелкой моторики, любой вид рукоделия,бисероплетение,рисование и раскрашивание.
Идеи для развития органов восприятия внешних стимулов
Идеи для обонятельной системы
При низкой сенсорной чувствительности.
— применение веществ с сильными запахами в качестве награды или переключения внимания от неприемлемых обонятельных стимулов
При высокой сенсорной чувствительности.
— использование чистящих средств и шампуней без запаха, отказ от ношения духов, избавление окружающей среды от запаха по мере возможностей
Идеи для зрительной системы
При низкой сенсорной чувствительности.
— увеличивайте применение визуальной стимуляции, использование ярких, мигающих игрушек.
— сопровождайте любые действия визуальными подсказками: предметами,карточками,игрушками.
При высокой сенсорной чувствительности.
— избегайте флуоресцентных ламп, используя вместо них окрашенные лампы
— создайте огороженное рабочее место в классе: пространство или парту с высокими стенками или ширмами по обеим сторонам, чтобы блокировать лишнюю визуальную стимуляцию спереди и по бокам
— используйте непроницаемые шторы
Идеи для слуховой системы
При низкой сенсорной чувствительности.
Музыкальная терапия. Преимущества музыкальной терапии были заново открыты, и она часто применяется для людей аутичного спектра. Музыкальная терапия предоставляет уникальные возможности для коммуникации, общения и самовыражения.
При высокой сенсорной чувствительности.
— закрывайте двери и окна, чтобы уменьшить внешние звуки
— готовьте ребёнка к тому, что придётся посетить шумное или людное место
— создание огороженного рабочего места
Идеи для тактильной системы
При низкой сенсорной чувствительности.
При высокой сенсорной чувствительности.
— всегда предупреждайте ребенка, что вы собираетесь прикоснуться к нему, приближайтесь к нему только спереди
— помните, что объятия могут быть скорее болезненными, чем утешающими
— постепенно знакомьте ребёнка с различными текстурами – приготовьте для этого коробку с материалами
— учите ребёнка самостоятельным действиям, позволяющим регулировать чувствительность (например, при расчесывании волос и мытье).
Некоторые виды сенсорных нарушений, их причины и примерные способы преодоления этих проблем.
— Слишком разборчивый едок – гиперчувствительность к вкусу или текстуре еды, возможно, неспособность чувствовать еду во рту – постепенное знакомство с ощущениями от разной текстуры во рту, например, фланель, зубная щетка, еда; используйте маленькие порции, меняйте текстуру еды. Поощряйте занятия, в которых участвует рот, например, свистки, мыльные пузыри, рисование соломинкой.
— Жуёт все подряд, включая одежду и предметы – возможно, находит это расслабляющим, получает удовольствие от тактильных ощущений – соломинки, жевательные кольца без латекса, твердые жевательные резинки (охлажденные в холодильнике).
— Отказывается носить определённую одежду – не нравится определенная структура или давление на кожу, выворачивает одежду наизнанку, чтобы избежать швов – удалите любые ярлыки или наклейки, позволяйте носить только ту одежду, в которой он чувствует себя комфортно.
— Трудности с засыпанием – возможно, трудно отгородится от ощущений, особенно зрительных и слуховых – используете непросвечивающие шторы, позвольте ребенку слушать музыку для блокировки внешних звуков, используйте тяжелые одеяла.
— Не может сосредоточиться в классе – возможно, слишком много сенсорных ощущений: слишком шумно (разговоры, звонок, скрип стульев о пол), много визуальных стимулов (люди, картины на стенах), может быть трудно держать карандаш или ручку (слишком твердое/холодное) – отсадите ребенка подальше от дверей и окон, используйте мебель для создания зоны, свободной от отвлекающих стимулов или, если возможно, индивидуальное рабочее место, попробуйте различные текстуры, чтобы сделать карандаш или ручку более комфортабельными.
Сенсорно-интегративная терапия: основные принципы построения коррекционно-развивающей работы, применяемые приемы и методы
Сегодня в большинстве подходов к поведенческим и эмоциональным проблемам детей признается ключевая роль регулирования сенсорной системы на подкорковом уровне в развитии ребенка, а также влияние на обучение ребенка механизмов сенсорной интеграции и вестибулярно-церебеллярных механизмов поддержания позы и равновесия.
Теорию и метод сенсорной интеграции и стимуляции начала разрабатывать в 50-ых годах 20 века врач и трудотерапевт Э. Джин Айрес (США). Основная идея метода сенсорной интеграции заключается в том, что впечатления собственного тела тактильные, проприоцептивные, вестибулярные являются базой для приобретения и накопления сенсорного опыта и развития личности в целом. Это положение обусловлено онтогенезом развития сенсорных систем. Тактильная, проприоцептивная, вестибулярная сенсорные системы начинают формироваться до рождения ребенка. Другие зрительная, слуховая, обонятельная, вкусовая развиваются на их основе значительно позже. Поэтому сенсорно-интегративная терапия направлена, прежде всего, на развитие взаимодействия между тактильной, проприоцептивной и вестибулярной сенсорными системами как базы, основы, предпосылки для формирования других чувств.
Сенсорно-интегративная терапия представляет собой строго дозированную и четко простроенную специфическую тренировку нарушенных функций в специально организованной терапевтической среде.
Центральной идеей терапии, основанной на сенсорной интеграции, является стимуляция сенсорных систем и контроль над сенсорными «каналами» (особенно это касается двигательной, вестибулярной системы, мышц, суставов и кожи), направленные на то, чтобы ребенок спонтанно формировал адаптивные ответы, интегрирующие различные виды ощущений [1].
Основные принципы терапии [1]:
1. Сенсорные аспекты активности важны для развития и обучения.
2. Чтобы справляться с трудностями и осваивать новые навыки, ребенку нужны хорошая перцепция и интеграция ощущений.
3. Эффективная реакция на трудности и усвоение новых навыков весьма существенны для развития сенсорной интеграции нервной системы.
4. Организация сенсорной перцепции и эффективных ответов, как правило, улучшает не только развитие, но и поведение детей.
5. Освоение сложных навыков и типов поведения зависит от совокупности ответов на более простые задачи.
6. Чем сильнее ребенок мотивирован к какому-либо занятию и чем сильнее в нем заинтересован, тем больше шансов, что он выстоит перед трудностями и в результате будет действовать эффективнее.
7. Важный аспект терапии – следовать за ребенком в его развитии.
8. Терапия основана на игре, причем организация и выбор видов активности обусловлены интересами и предпочтениями ребенка (терапия наиболее эффективна, если ребенок направляет свои действия сам, а терапевт лишь ненавязчиво меняет обстановку).
9. Терапевтические виды активности предполагают, что задачи, поставленные перед ребенком, ему по силам.
10. Эффективность терапии определяется тем, начинает ли ребенок эффективно реагировать на задачи, с которыми он прежде не мог справиться.
11. В терапии необходимо учитывать, что все сенсорные системы взаимосвязаны между собой и особым образом взаимодействуют друг с другом. Например, тесная взаимосвязь существует между тактильной и вестибулярной системами, этим объясняется, почему при сильном стимулировании вестибулярной системы часто наблюдаются кожные реакции. И наоборот, чрезмерная стимуляция тактильной чувствительности (кожи) может вызывать вестибулярные нарушения (тошноту, плохое настроение – вплоть до вспышек гнева и агрессивного поведения). Чаще всего дети с повышенной чувствительностью кожи имеют также и повышенную чувствительность вестибулярной системы, а у детей с пониженной чувствительностью тактильного восприятия, как правило, отмечается и пониженная чувствительность вестибулярной системы.
12. В терапии важно целенаправленно стимулировать отдельные системы восприятия ощущений таким образом, чтобы на долю других приходилось как можно меньше работы.
13. Человек не может упражняться в том, чего не умеет; не работать с теми областями, которые испытывают дефицит, а подводить под них основание, опираясь на «умения» ребенка. Для улучшения конечного результата необходимо работать на стадиях, предшествующих желаемому уровню развития; начинать работу надо не там, где ребенок нуждается в помощи, а там, где он чувствует себя уверенно и уравновешенно (например, не работать с кожей, если нервная система оказывает сопротивление (при десенсибилизации, повышенной чувствительности кожи), следует начинать с тех сенсорных каналов, которые достаточно развиты для работы с новыми стимулами). Основываясь на том, что ребенок уже умеет делать, мы можем воздействовать на проблемные области, не нанося ущерба его уверенности в себе.
14. В терапии важен тщательный выбор занятий и силы воздействия на ту или иную сенсорную систему ребенка, методы и приемы терапии не должны ни в коем случае наносить вред ребенку. Ответы ребенка на сенсорные импульсы почти всегда служат надежным критерием того, насколько хорошо мозг обрабатывает ощущения. Например:
– вестибулярные импульсы особенно сильно влияют на мозг, причем они могут как организовывать, так и дезорганизовывать работу организма, например, дыхания и сердцебиения; неспособность мозга обрабатывать вестибулярные импульсы может привести к дезорганизации, летаргии и, в крайних случаях, к потере сознания или припадкам (при наличии склонности к ним), поэтому не рекомендуется подвергать ребенка целенаправленным вестибулярным нагрузкам;
– обработка сигналов, поступающих от органов равновесия, осуществляется нервной системой по-разному. Легче всего воспринимаются движения вперед-назад и вверх-вниз. Затем – вправо и влево. Труднее всего осознается вращение вокруг разных осей. При искусственной стимуляции (искусственная стимуляция – это та стимуляция, которую осуществляет терапевт, самостоятельная стимуляция происходит, когда ребенок стимулирует себя сам) важно учитывать эту закономерность (иерархию восприятия стимулов) особенно при работе с младенцами и детьми с тяжелыми нарушениями. Раскачивание на качелях должно происходить в строго определенном направлении в соответствии с иерархией восприятия стимулов и в медленном темпе, чтобы нервная система успевала обрабатывать стимулы, поступающие в мозг ребенка от заданных движений. Качели с переменным, неопределенным направлением движения (например, вперед-назад или вправо-влево) годятся только для детей с пониженной чувствительностью вестибулярной системы. Они сообщают мозгу путаную, «диффузную» информацию. «Диффузное» воздействие не способствует преодолению нарушений, не помогает дифференцировать сенсорные ощущения;
– при тактильной стимуляции очень часто применяется вибрация, но следует иметь в виду, что, как и другие виды сенсорных импульсов, вибрацию следует использовать осторожно, потому что ее влияние очень индивидуально;
– всегда очень осторожно нужно работать с повышенной чувствительностью любой из сенсорных систем; нельзя, например, проводить тактильную стимуляцию при повышенной чувствительности кожи; тактильная стимуляция при повышенной чувствительности кожи может привести к таким болезненным ощущениям, которые могут стать настоящей пыткой для ребенка и его нервной системы.
15. Сенсорная интеграция как вид терапии целостна: она задействует все тело, все органы чувств и весь мозг. Когда мышцы работают слаженно, формируя адаптивное движение всего тела, они вместе с соответствующими суставами посылают в мозг хорошо организованные ощущения. Движения, в которые вовлечено все тело, также порождают множество вестибулярных импульсов, помогающих объединить другие сенсорные системы. Способность организовать эти ощущения и адекватно на них ответить способствует организации различных мозговых функций.
Для преодоления нарушений сенсорной интеграции используют разные упражнения:
При низкой сенсорной чувствительности (гипофункции)
раскачивания ребенка на качелях, или на коленях взрослого можно проводить с опорой на живот (грудную клетку), так чтобы ноги касались земли;
прыжки с возвышением, постепенно увеличивая высоту;
игры с большим мячом (положить ребенка грудью или животом на большой мяч, придерживая сначала за туловище, затем за колени, и потом за голеностопные суставы мягко раскачивая, руки у ребенка, в этом случае, остаются свободные для опоры перед собой);
можно использовать традиционные игры с потешками, такими как «По кочкам», «Кто на лодочке плывет…» и т.д.;
«падение» на руки взрослого, стоя к нему лицом, затем спиной; когда ребенок уже будет готов к этому, можно пробовать тоже самое с закрытыми глазами;
хождение по скамейке, можно использовать игру «Перейди через пропасть»;
перелезание через стулья (два стула ставятся спинками друг к другу, упражнения хорошо проводятся с двумя детьми, при этом им нужно помогать друг другу);
– поочередные движения правой и левой руки;
– синхронные движения обоих рук;
– учить детей фиксировать одну руку на предмете, объекте, а другой совершать какие-либо движения;
– учить детей осуществлять не синхронные движения обоих рук для выполнения какого-либо действия
помните, что объятия могут быть скорее болезненными, чем утешающими;
постепенно знакомьте ребенка с различными текстурами; приготовьте для этого коробку с различными по фактуре материалами (шерсть, шелк, бархатная бумага и т.д.);
учите ребенка самостоятельным действиям, позволяющим регулировать чувствительность (например, при расчесывании волос и мытье)
Сенсорно-интегративная терапия рассчитана на продолжительные занятия и обучения периодами. Она воздействует на организацию мозга и не нацелена на достижение кратковременных результатов на поверхностном уровне. Между курсами занятий (периодами обучения) необходимы остановки, паузы, чтобы ребенок, получив порцию обучающего материала, мог воспользоваться паузой для того, чтобы основательно усвоить данный материал. Нельзя упускать из внимания тот немало важный факт, что пауза равнозначна этапу работы со стимуляцией органов чувств. Мозгу нужно время, чтобы обработать воздействие раздражителей [2].
Ни один метод не гарантирует непременного успеха. Все люди разные. Каждый ребенок неповторим и многогранен. Важно следовать за ребенком в его развитии, искать тот метод, который поможет преодолеть проблемы и трудности данного конкретного ребенка, и гибко менять приемы, методы и вид терапии, если они не подходят к конкретному ребенку. Понимание особенностей и потребностей каждого ребенка может помочь в построении эффективной коррекционно-развивающей работы, помочь ребенку наладить контакты, общение со сверстниками и взрослыми, и полноценно развиваться во всех направлениях.
Наилучший результат также достигается в комплексном подходе, в сочетании сенсорно-интегративной терапии с другими методами и видами терапий (коррекция речи, физическая терапия (ЛФК), нейропсихологическая коррекция, иппотерапия, кинезиология, когнитивная терапия, игротерапия, сенсорно-интегрирующие виды спорта и т.д.)
Также одним из решающих факторов, помогающих добиться положительных изменений, является активное сотрудничество ближайшего окружения, поэтому очень важна роль родителей в данном виде терапии.
Список использованной литературы