Синодальная церковь в суздале что это
В Суздале власти решили оградить патриарха Кирилла во время визита от неугодных из «Суздальского раскола»
Сотрудники правоохранительных органов и чиновники начали активную «индивидуальную работу» с прихожанами суздальских храмов Российской православной автономной церкви (РПАЦ) в преддверии посещения города предстоятелем Русской православной церкви Московского патриархата, визит которого во Владимирскую епархию назначен на 21-23 октября.
Опасаясь, что спокойствие визита могут нарушить прихожане РПАЦ (которую в Московском патриархате именуют «Суздальским расколом»), недовольные тем, что государство отобрало у них в 2009 году около десятка храмов в Суздале и области, местные власти стали проводить «профилактические» беседы с потенциально недовольными верующими.
В частности, сотрудницу одного из предприятий Суздаля вызвали в отдел кадров, где предупредили о возможном увольнении в случае дальнейшей поддержки РПАЦ, сообщает портал Credo.
Пожилые прихожанки сообщают клирикам РПАЦ о фактах «бесед на дому», которые проводятся участковыми уполномоченными полиции или соседями, ссылающимися на правоохранителей. Содержание бесед дает основания предположить, что власти всерьез опасаются возможных массовых протестных акций во время визита Кирилла в Суздаль.
Об этой «профилактической работе» упомянул и первоиерарх РПАЦ Митрополит Феодор (Гинеевский) в своей проповеди 2 сентября в Синодальном Иверском храме Суздаля.
Кроме того, как стало известно из неофициального плана визита, патриарх Кирилл намерен поклониться в Спасо-Евфимиевом монастыре мощам преподобного Евфимия Суздальского, которые в настоящее время находятся в храме РПАЦ.
На 5 сентября намечено заседание Апелляционного арбитражного суда во Владимире, который должен определить судьбу мощей. Согласно решению по этому беспрецедентному делу, принятому 31 мая Владимирским арбитражным судом, мощи подлежат изъятию у двух централизованных религиозных организаций РПАЦ, но могут оставаться в пользовании у ее местной религиозной организации.
Российская православная автономная церковь
Российская православная автономная церковь была образована в 1995 году иерархом Русской православной церкви заграницей (РПЦЗ) епископом Суздальским и Владимирским Валентином (Русанцовым), ранее являвшимся клириком РПЦ, но затем перешедшим в юрисдикцию РПЦЗ, откуда позже был уволен на покой. Он возглавлял РПАЦ в сане митрополита Суздальского и Владимирского и скончался в январе 2012 года.
В настоящее время РПАЦ имеет шесть епископов, около 150 приходов и не менее десяти тысяч последователей. Руководит РПАЦ Архиерейский синод.
А организационно РПАЦ сформировалась еще в 1990 году, когда 8 апреля архимандрит Валентин, тогда настоятель Царевоконстантиновского храма в Суздале Владимирской области, обратился к митрополиту Виталию, первоиерарху Русской православной церкви заграницей (РПЦЗ), с просьбой о принятии себя и своих прихожан в юрисдикцию Зарубежной церкви.
21 марта 1990 года он был официально принят, а 4 октября уже назначен экзархом Архиерейского синода РПЦЗ и управляющим делами при Суздальском епархиальном управлении.
Епископ Валентин возглавлял Суздальское епархиальное управление Российской православной свободной церкви, зарегистрированное в 1991 году Минюстом РФ. В том же году Архиерейский Синод РПЦЗ объявил Россию «миссионерской территорией». Каждому из трех находившихся в то время в России в юрисдикции РПЦЗ епископов было предоставлено право управлять теми приходами, которые признали их правящими архиереями, независимо от их географического расположения.
В 1995 году в результате разрыва с РПЦЗ была образована Российская православная автономная церковь.
В 2009 году арбитражный суд Владимирской области постановил удовлетворить иск территориального управления Росимущества к РПАЦ и изъял 13 строений, в том числе ряд суздальских церквей.
Референт Архиерейского синода РПАЦ игумен Феофан (Арескин) тогда заявил, что на суд было оказано давление, которое заставило его радикально пересмотреть свое отношение к делам, связанным с РПАЦ. Кто именно оказал давление, отец Феофан не уточнил, однако в суздальских СМИ высказывалось предположение, что кампанию против альтернативной церкви ведет именно Русская православная церковь (РПЦ).
Синодальная церковь в суздале что это
Российская православная автономная церковь
Росси́йская правосла́вная автоно́мная це́рковь (сокращенно РПАЦ; до 1998 года — Российская православная свободная церковь) — одна из религиозных организаций (альтернативного) православия русской традиции; не признана ни одной из Поместных православных церквей и не имеет с ними евхаристического общения.
Рассматривает себя как законного наследника исторической Православной Российской Церкви.
В Московском Патриархате, Русской православной церкви заграницей, средствах массовой информации имеет обозначение «Суздальский раскол».
Первоиерарх РПАЦ — Феодор (Гинеевский) с титулом «митрополит Суздальский и Владимирский». На начало 2009 года юрисдикции РПАЦ принадлежало около 90 приходов и около 60 священников, а также Суздальское духовное училище. РПАЦ в США представляет епископ Павловский Андрей (Маклаков). С середины 2000-х, в связи с переходом священников и прихожан в другие юрисдикции, а также в связи с изъятием храмов у РПАЦ, число приходов уменьшилось.
Владимирская церковь на Божедомке — ярославский приход РПАЦ
Храм РПАЦ на Головинском кладбище в Москве
Российская Православная Свободная Церковь под юрисдикцией РПЦЗ
Цареконстантиновская церковь в Суздале, бывший кафедральный собор РПАЦ
Основанием для возникновения РПАЦ было принятое 15 мая 1990 года Архиерейским Собором Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ) «Положение о свободных приходах», которое провозглашало курс РПЦЗ на учреждение своих (параллельных РПЦ) церковных структур (епархий, благочиний и приходов) в пределах СССР. В апреле 1990 года архимандрит Суздальской епархии РПЦ Валентин (Русанцов), ранее отказавшийся исполнить указ архиепископа Валентина (Мищука) о переводе его в другой город, перешел в юрисдикцию РПЦЗ вместе со своим приходом, ввиду чего определением Священного Синода РПЦ был запрещен в священнослужении.
Принятие архимандрита Валентина в юрисдикцию Русской Зарубежной Церкви получило широкий общественный резонанс и послужило примером для нескольких десятков приходских общин в различных регионах страны (Москва, Санкт-Петербург, Сибирь, Калининградская, Брянская, Пензенская области, Ставропольский и Приморский край и другие).
Решением священноначалия Русской Зарубежной Церкви на базе российских приходов была провозглашена «Российская Православная Свободная Церковь» (РПСЦ), а архимандрит Валентин был назначен Экзархом Архиерейского Синода РПЦЗ в России.
Первоначально Российская православная свободная церковь состояла из трех общин:
при Цареконстантиновском храме в Суздале и 2 общин в Суздальском районе, составивших Суздальскую епархию.
Архиерейским Синодом РПЦЗ Валентин был рукоположен во епископа с титулом Суздальского и Владимирского.
К Зарубежной церкви отходит Суздальская Кресто-Никольская, где размещалась реставрационная мастерская музея-заповедника, и церкви, используемые под хранилища: Лазаревская, Антипьевская, Успенская и церковь Стефания в Кидекше.
Епископ Валентин, постепенно дистанцируясь от Архиерейского Синода РПЦЗ, 22 июня 1993 года, вместе с архиепископом Лазарем (Журбенко), окормлявшим нелегально членов РПЦЗ в СССР с 1982 года, вышел из подчинения юрисдикции РПЦЗ, оставаясь с ней «в молитвенном единении и евхаристическом общении», после чего Валентин и Лазарь были отправлены Синодом РПЦЗ на покой. В марте1994 года Валентин и Лазарь заявили о том, что переходят на автономное самоуправление, после чего, без ведома Зарубежной Церкви рукоположили трех новых епископов и создали так называемое «Временное Высшее Церковное Управление Российской Православной Свободной Церкви» (ВВЦУ РПСЦ). В связи с угрозой со стороны Синода оказаться под запрещением в служении, зимой 1994 года на Архиерейском Соборе во Франции епископы Валентин и Лазарь принесли покаяние перед Зарубежной Церковью, подписав Акт о роспуске незаконного ВВЦУ. Однако по возвращении в Россию, они объявили о непризнании решений Собора и дальнейшей деятельности ВВЦУ, после чего 24 февраля 1995 Синодом РПЦЗ за уход в раскол все 5 епископов были запрещены в служении, а Владимира-Суздальская и Одесская кафедры были объявлены вдовствующими. 14 марта 1995 года на заседании ВВЦУ РПСЦ запрещенные в служении епископы объявили о непризнании определений Архиерейского Синода РПЦЗ, как «противоречащими святым канонам». Со стороны Синода Зарубежной Церкви последовало предупреждение, что в случае нераскаяния, все ушедшие в раскол архиереи будут лишены сана. После этого, председатель ВВЦУ архиепископ Лазарь и его новорукоположенный викарный епископ Агафангел (Пашковский) вернулись с покаянием в РПЦЗ. Епископ Валентин и остальные епископы ВВЦУ РПСЦ отказались принести покаяние и Архиерейским Собором РПЦЗ 1996 года были лишены сана.
К этому времени РПСЦ имела 6 епископов и около 150 приходов. Основу клира составили бывшие священнослужители Московской Патриархии. В числе перешедших в новое образование был Михаил Ардов, вышедший летом 1993 из юрисдикции Московской Патриархата и ставший клириком Суздальской епархии.
После отделения от РПЦЗ
После принесения архиепископом Лазарем покаяния и возврата в РПЦЗ, ВВЦУ РПСЦ возглавил епископ Валентин, вскоре возведенный в сан архиепископа. Его Суздальская епархия стала центром новой церкви. В октябре 1998 старое название «Российская Православная Свободная Церковь» при регистрации было заменено на РПАЦ. По словам Михаила Ардова, слово «автономная» пришлось добавить в название («это нам вмазали в министерстве юстиции») поскольку название «Российская православная церковь» было закреплено за Московским Патриархатом.
В 2001 г. Синод Русской Православной Автономной Церкви принял решение о возведении архиепископа Валентина (Русанцова) в сан митрополита с правом ношения двух панагий.
В газете “Суздальская новь” 21 августа 1997 года в сообщении о шестом съезде духовенства монашествующих и мирян епархий Российской православной свободной церкви упоминался один из докладчиков — протоиерей Андрей Осетров (село Кидекша), который “с горечью рассказал, каким гонениям подвергаются духовенство и верующие со стороны Московской патриархии”. Андрей Осетров был яростным обличителем “красной, большевистской” РПЦ.
Вскоре Осетров начинает разоблачать уже деяния своей “свободной” епархии. В 2001 г. от РПАЦ откололись бывший секретарь синода протоиерей Андрей Осетров и протодиакон Димитрий Красовский. А с Осетровым, выходит, и весь приход “прозрел”.
В 2001 г. от РПАЦ откололись бывший секретарь синода протоиерей Андрей Осетров и протодиакон Димитрий Красовский, которые перешли в Русскую православную церковь и стали критиками митрополита Валентина.
В 2002 г. разразился скандал: В феврале в Суздальском городском суде началось слушание по делу митрополита Валентина (Русанцова), который обвинялся в преступлениях сексуального характера с вовлечением в них несовершеннолетних. Процесс пользовался повышенным вниманием прессы. Митрополит был осужден условно в 2002 г., но полностью реабилитирован в 2004 г.
В 2004 г. епископ Григорий (Абу-Ассаль) не подчиняется требованиям Синода и создает РПАЦ в Америке. К началу 2006 года была потеряна большая часть приходов в дальнем зарубежье (США, Болгария, Англия), причем, в большинстве случаев это происходило из-за некомпетентной кадровой политики митрополита.
Осенью 2006 года начался процесс в арбитражном суде Владимирской области, основанием для которого было требование территориального управления Росимущества изъять из пользования у РПАЦ 13 суздальских храмов.
В мае 2007 года в Бежецке (Тверская область) оформился новый, альтернативный центр — «Временный Церковный Совет» (ВЦС РПАЦ) при епископе Челябинском Севастиане (Жаткове), который объединил несколько приходов, вышедших из подчинения синода РПАЦ. Синод РПАЦ не признал этого органа, и к его членам были применены канонические наказания вплоть до предания анафеме Севастиана.
8-11 февраля 2008 года в Суздале прошел первый в истории этой церковной юрисдикции Архиерейский Собор.
5 ноября 2008 года в РПАЦ произошел окончательный раскол, в результате которого Севастиан (Жатков) и Амвросий (Епифанов) преобразовали «Временный Церковный Совет Российской Православной Автономной Церкви» в новую неканоническую религиозную организацию, получившую наименование «Архиерейское Совещание Российской Православной Автономной Церкви» и на следующий день рукоположили запрещенного Валентином (Русанцовым) игумена Григория (Лурье) во «епископа Петроградского и Гдовского». Последний был избран Председателем «Архиерейского Совещания РПАЦ». На конец 2011 года «Архиерейскому Совещанию РПАЦ» подчиняется три прихода в Челябинске, Златоусте и Санкт-Петербурге, а также отдельные миряне проживающие в других городах.
5 февраля 2009 года Арбитражным судом Владимирской области по иску Росимущества было принято решение об изъятии у РПАЦ 13 храмов в связи с отсутствием договора на их использование. В актах обследования церквей, предъявленных суду Госимуществом были «отмечены нарушения в эксплуатации культовых зданий». Представители РПАЦ заявили, что не намерены отдавать храмы при любом развитии событий. 12 августа 2009 года Суздальское епархиальное управление РПАЦ посетили судебные исполнители Управления Федеральной службы судебных приставов по Владимирской области и официально сообщили о возбуждении исполнительного производства в отношении Суздальской епархии РПАЦ в пользу владимирского Теруправления Росимущества и предъявили выписанные владимирским арбитражным судом исполнительные листы.
11 сентября 2009 года Управление Федеральной службы судебных приставов по Владимирской области завершило исполнительное производство по решениям Арбитражного суда Владимирской области об освобождении 10 храмов города Суздаля от занимающих их общин РПАЦ: официально храмы полностью освобождены от прежних владельцев; по окончании богослужения в очищенный от движимого имущества Цареконстантиновский храм (кафедральный собор РПАЦ) вошла официальный представитель владимирского Теруправления Росимущества Елена Кострова, которая заявила о вступлении своего ведомства в управление зданием. К октябрю у РПАЦ было изъято в пользу государства 14 церквей в Суздале, еще по шести, расположенным в окрестностях города, шли разбирательства. Здания, возведенные вXV-XIX веках, возвращены, по словам представителей истца, в плохом состоянии. Представитель Росимущества Владимир Горланов заявил, что здания стали разрушаться несмотря на то, что на реставрацию перечислялись крупные суммы из-за рубежа. Следует отметить, что в начале 1990-х гг. РПАЦ (тогда Суздальская епархия РПЦЗ) их получила в состоянии руин.
В конце ноября исполняющий обязанности руководителя владимирского Теруправления Росимущества Владимир Горланов направил в ОВД Суздаля письмо с просьбой возбудить уголовное дело против РПАЦ и ее руководителя. В документе говорится о «нарушении конструкций стен» в связи с разбором отопительной системы в некоторых храмах, об «уничтожении древних фресок» и нанесении новых, не соответствующих исторической росписи и о нанесении насечек на фрески храма Иоанна Предтечи. Насечки на стенах Иоанно-Предтеченского храма, обращенного в советское время в склад, были, по словам прежних владельцев, нанесены представителями властей во время покрытия фресок штукатуркой.
4 декабря 2009 года подан иск в Европейский суд по правам человека. В декабре три храма в Суздале, изъятых у РПАЦ, Кресто-Никольский, Лазаревский и Антипьевский, переданы Русской православной церкви. Настоятелем храмов временно назначен протоиерей Анатолий Сигида.
7 января 2010 года в Суздале освящен новый временный храм Царя Константина, под который была переделана мансарда двухэтажного епархиального дома на улице Васильевской в центре Суздаля.
16 февраля 2010 года Владимирский арбитражный суд вынес решение об удовлетворении трех исков департамента имущественных и земельных отношений (ДИЗО) администрации Владимирской области к общинам РПАЦ; согласно решению суда, РПАЦ должна освободить и передать ДИЗО храмы преподобного Ефрема Сирина в селе Омутское, Георгия Победоносца в селе Крапивье и Архистратига Михаила в селе Ивановское Суздальского района Владимирской области.
24 февраля 2010 года Арбитражный суд Владимирской области вынес решение об изъятии у РПАЦ храма св. благоверного князя Александра Невского в селе Весь.
9 июня Владимирский арбитражный суд вынес решение об изъятии у РПАЦ храмов святителя Василия Великого в селе Борисовском (настоятель о. Аркадий Маковецкий) и св. Иоанна Предтечи в селе Павловском Суздальского района.
В октябре 2010 года трое из 11 священников, которыми РПАЦ располагала в Суздале и районе, перешли в Московский патриархат.
В феврале 2011 года состоялись 2 епископские хиротонии.
В июне 2011 года единственный приход РПАЦ в Аргентине перешел в РИПЦ.
16 января 2012 года скончался первоиерарх РПАЦ Валентин (Русанцов).
— Феодор (Гинеевский), митрополит Суздальский и Владимирский;
— Серафим (Зинченко), архиепископ Сухумский и Абхазский;
— Виктор (Контузоров), архиепископ Даугавпилсский и Латвийский;
— Илларион, архиепископ Смелянский;
— Тимофей (Шаров), епископ Оренбургский и Курганский;
— Иринарх (Нончин), епископ Тульский и Брянский;
— Андрей (Маклаков), епископ Павловский;
— Иаков (Антонов), епископ Суходольский;
— Трофим (Тарасов), епископ Симбирский;
— Марк (Рассоха), епископ Армавирский и Черноморский
— Арсений (Киселев), епископ Тульский и Брянский (16 апреля 1995 — лето 1996);
— Александр (Миронов), епископ Казанский и Марийский (апрель 1995 — ноябрь 1997);
— Григорий (Абу-Ассаль), архиепископ Денверский (запрещен в 2004 г.);
— Антоний (Граббе), на покое (умер в 2005 г.);
— Севастиан (Жатков), епископ Челябинский (запрещен в 2007, анафематствован в 2008 г.);
— Амвросий (Епифанов), епископ Хабаровский (заявил о своей административной независимости в 2008 г.);
— Антоний (Аристов), архиепископ Яранский и Вятский (умер в 2009 г.);
— Валентин (Русанцов), митрополит Суздальский и Владимирский, Первоиерарх Российской Православной Автономной Церкви (умер в 2012 г.).
Улица Теремки, 2. Синодальный храм Иверской иконы Божьей Матери. Архиерейский синод РПАЦ
Улица Васильевская, д. 4.
Местная Православная Религиозная Организация Ризоположенский Монастырь Суздальской Епархии Российской Православной Автономной Церкви действует с 26 января 1999 г.
Настоятельница Ильиных Людмила Ивановна.
Адрес: город Суздаль, Васильевская улица, д. 4. История Суздаля и Суздальского района.
РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ
urazof
Познайте Истину и Истина сделает вас свободными!
Записки провинциального миссионера
Крайне малочисленной группе епископов и духовенства, признавшей митрополита Сергия, была передана часть закрытых в 30-е годы храмов, разрешено открыть духовные учебные заведения, издавать «для служебного пользования» журнал. Так образовалась современная Московская патриархия, постепенно разраставшаяся и с помощью властей занявшая в сознании русских людей место исторической Российской Церкви.
Только после начала «перестройки» и после падения советского режима, когда РПЦЗ стала открывать на территории России свои легальные приходы, доверие катакомбников к Зарубежной Церкви восстановилось. Первым крупным приходом, перешедшим в юрисдикцию Синода РПЦЗ и непосредственно подчиненным Митрополиту Виталию, стал приход Цареконстантиновского храма в Суздале. Спустя почти год после его присоединения, 10 февраля 1991 года, настоятель прихода архимандрит Валентин (Русанцов) был рукоположен в Брюсселе во Епископа Суздальского. В это время к Российской Православной Свободной Церкви (РПСЦ) (так были названы канонические структуры РПЦЗ в России) начинают присоединяться катакомбные общины. Одновременно через покаяние принимаются покинувшие МП священники с приходами. В самом Суздале и окрестностях все катакомбники становятся, наряду с вышедшей из МП паствой владыки Валентина, прихожанами Цареконстантиновского собора и других храмов РПСЦ. Создаются также новые общины и приходы. Недоверие катакомбников к Архиепископу Лазарю, окормлявшему «нелегальную» часть РПСЦ, побуждало их обращаться к Епископу Валентину Суздальскому. Как правило, общины направляли в Суздаль своих доверенных лиц для того, чтобы точно узнать, что представляет собой РПСЦ, ее иерархия и духовенство, действительно ли они исповедуют Истинное Православие. В Суздаль приезжают представители «буевских» и «иосифлянских» общин Воронежа и Санкт-Петербурга, которые присоединяются к РПСЦ. Нынешняя настоятельница Ризоположенского монастыря в Суздале схиигумения Евфимия приехала в Суздаль из общины воронежских катакомбников.
В 1992 году к РПСЦ присоединяется большое количество катакомбных общин «галынцев» Вятского края, а их священник протоиерей Валентин (рукоположенный в 1965 году Архиепископом Антонием (Галынским)) в 1997 г. постригается в монашество и рукополагается в Суздале во Епископа Яранского. В Суздаль из разных мест приезжают катакомбные монахини, для которых Епископ Валентин создает монастырь в честь св. Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского (святитель Иоанн был духовным отцом свят. Антония (Галынского) и поддерживал с ним переписку).
В 1995 году Архиепископ Лазарь и Епископы Вениамин и Агафангел вернулись в РПЦЗ, а в РПСЦ осталось лишь три архиерея во главе с Архиепископом Валентином.
.
В октябре 1998 года РПСЦ была перерегистрирована под названием «Российская Православная Автономная Церковь» (РПАЦ). В настоящее время в состав епископата РПАЦ входят 12 епископов. Глава Церкви в марте 2001 года был возведен в сан Митрополита.» история РПАЦ
«Росси́йская правосла́вная автоно́мная це́рковь (сокращённо РПАЦ; до 1998 года — Российская православная свободная церковь) — официально зарегистрированное Министерством юстиции РФ в октябре 1998 религиозное объединение; не имеет общения с Московской Патриархией; также не признана ни одной из поместных православных Церквей. Рассматривает себя как законного наследника исторической Православной Российской Церкви и Киевской Митрополии в составе Константинопольского Патриархата. В Московском Патриархате имеет обозначение «Суздальский раскол»
.
Основанием для возникновения РПАЦ было принятое 15 мая 1990 года Архиерейским Собором Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ) «Положение о свободных приходах», которое провозглашало курс РПЦЗ на учреждение своих (параллельных РПЦ) церковных структур (епархий, благочиний и приходов) в пределах СССР[3]. В апреле 1990 года архимандрит Суздальской епархии РПЦ Валентин (Русанцов), ранее отказавшийся исполнить указ архиепископа Валентина (Мищука) о переводе его в другой город, перешёл в юрисдикцию РПЦЗ вместе со своим приходом, ввиду чего определением Священного Синода РПЦ был запрещён в священнослужении.
Епископ Валентин, постепенно дистанцируясь от Архиерейского Синода РПЦЗ, 22 июня 1993 года вышел из подчинения юрисдикции РПЦЗ, оставаясь с ней «в молитвенном единении и евхаристическом общении»[5]. В марте 1994 года Валентин и Лазарь (Журбенко), окормлявший нелегально членов РПЦЗ в СССР с 1982, перешли на автономное самоуправление и рукоположили трёх новых епископов, создав Высшее Церковное Управление Российской Православной Церкви. Зимой 1994 года было достигнуто временное примирение с РПЦЗ, однако 24 февраля 1995 Синод РПЦЗ запретил в служение всех 5 епископов, а Владимира-Суздальскую кафедру объявил вдовствующей. Временное Высшее Церковное Управление РПСЦ на заседании от 14 марта 1995 года постановило признать определения Архиерейского Синода РПЦЗ в отношении РПСЦ «противоречащими святым канонам и не признавать их имеющими силу».
.
В июне 1995 года Высшее Церковное Управление Российской Православной Церкви было восстановлено. Его возглавил Архиепископ Валентин, чья епархия в Суздале стала центром новой церкви. В октябре 1998 старое название «Российская Православная Свободная Церковь» при регистрации было заменено на РПАЦ. По словам Михаила Ардова, слово «автономная» пришлось добавить в название («это нам вмазали в министерстве юстиции») поскольку название «Российская православная церковь» было закреплено за Московским Патриархатом[7].
В 2001 году Синод Русской Православной Автономной Церкви принял решение о возведении архиепископа Валентина (Русанцова) в сан митрополита с правом ношения двух панагий.
.
В 2001 году от РПАЦ откололась группа по главе с протоиереем Андреем Осетровым, который стал одним из идеологов преследования митрополита Валентина. В 2004 году епископ Григорий (Абу-Ассаль) не подчиняется требованиям Синода и создает РПАЦ в Америке[9]. Таким образом к началу 2006 года была потеряна большая часть приходов в дальнем зарубежье (США, Болгария, Англия), причём, в большинстве случаев это происходило из-за некомпетентной кадровой политики митрополита.
.
В мае 2007 года в Бежецке (Тверская область) оформился новый, альтернативный центр — «Временный Церковный Совет» (ВЦС РПАЦ) при епископе Челябинском Севастиане (Жаткове)[11], который координирует деятельность значительной части приходов. Синод РПАЦ не признал этого органа, и к его членам были применены канонические наказания вплоть до предания анафеме Севастиану.
.
5 ноября 2008 года в РПАЦ произошёл окончательный раскол, в результате которого Севастиан (Жатков) и Амвросий (Епифанов) преобразовали «Временный Церковный Совет Российской Православной Автономной Церкви» в новую неканоническую религиозную организацию, получившую наименование «Архиерейское Совещание Российской Православной Автономной Церкви» и на следующий день рукоположили запрещённого Валентином (Русанцовым) игумена Григорий (Лурье) во «епископа Петроградского и Гдовского». Последний был избран Председателем «Архиерейского Совещания РПАЦ».
.
5 февраля 2009 года Арбитражным судом Владимирской области по иску Росимущества было принято решение об изъятии у РПАЦ 13 храмов в связи с отсутствием договора на их использование.
.
В октябре 2010 года трое из 11 священников, которыми РПАЦ располагала в Суздале и районе, перешли в Московский патриархат.» история РПАЦ по версии Вики
Интересно-чем автономники отличаются от катакомбников? Только тем что у них тоже есть иерархи захотевшие стать «архиереями»\»митрополитами» просто перейдя под «другой» омофор?