Скрипка или фортепиано что выбрать для девочки
Фортепиано или скрипка?
Мне нравился инструмент. Очень. Я не слышала пилу, я слышала Паганини.
Нет, шея не болела. У меня какая-то подушечка, помнится на шею цеплялась, очень удобно было.
Я бы отдала туда, куда ребенок хочет.
Это нам кажется, что сиюминутное желание. У детей развита интуиция. Логика родителей не при чем.
Я в пять лет захотела на скрипку, родители отдали на фно, так вот мечта о скрипке и сожаление со мной до сих пор. Купила-таки скрипку в 35 лет, пошла даже в музыкалку на платное, но времени нет заниматься, пальцы не двигаются, ковыряю потихоньку самостоятельно. поезд ушел.
Ещё читала воспоминания известного виолончелиста. Когда мама его вела на прослушивание в музыкалку (на фно), проходя по коридору он услышал из приоткрытой двери виолончель и попросил маму отдать на этот инструмент. Мама послушала, в итоге гениальный исполнитель!
Я бы отдала туда, куда ребенок хочет.
Это нам кажется, что сиюминутное желание. У детей развита интуиция. Логика родителей не при чем.
Я в пять лет захотела на скрипку, родители отдали на фно, так вот мечта о скрипке и сожаление со мной до сих пор. Купила-таки скрипку в 35 лет, пошла даже в музыкалку на платное, но времени нет заниматься, пальцы не двигаются, ковыряю потихоньку самостоятельно. поезд ушел.
Ещё читала воспоминания известного виолончелиста. Когда мама его вела на прослушивание в музыкалку (на фно), проходя по коридору он услышал из приоткрытой двери виолончель и попросил маму отдать на этот инструмент. Мама послушала, в итоге гениальный исполнитель!
На чем лучше ребенку учиться играть: на пианино, на гитаре, на скрипке или …?
Все музыкальные инструменты можно условно разделить на:
Данное разделение условно, поэтому давайте считать, что оно выполнено применительно к основной функции музыкального инструмента.
Универсальность музыкального инструмента заключается в том, что, например, он позволяет играть на нем различную музыку, на нём можно играть как произведения, так и отдельные партии, он может использоваться как для сольных выступлений, так и для игры в том или ином ансамбле или оркестре. К универсальным музыкальным инструментам относятся:
Солирующие музыкальные инструменты предназначены для игры сольных партий, т.е. на них не играют аккомпанемент, интервалы и аккорды:
Вспомогательные музыкальные инструменты используются, как правило, только для игры в составе ансамбля или оркестра:
Как я отметил раньше, на универсальном инструменте можно играть аккомпанемент, а на солирующем – нет. Возможность играть аккомпанемент имеет существенный плюс, поскольку исполнитель при этом может ещё и петь. Петь можно под аккомпанемент пианино, гитары, балалайки. А вот при игре на скрипке, например, спеть уже не получится. То есть, с этой позиции скрипка уступает в универсальности пианино, гитаре и балалайке. На практике это означает, что если Вы хотите услышать то, как Ваш ребенок будет играть и петь романсы, то вариант со скрипкой и духовыми инструментами отпадает. Кто-то может посчитать, что возможность пения – не аргумент, но я считаю, что пение – не только здоровье и развитие слуха, но и весьма полезный навык, который можно будет использовать всю жизнь: петь песни для себя, для друзей, для родителей, для любимого человека, дома, в помещении, в походе и т.д. Здесь мы упомянули о возможности играть на универсальном инструменте в разных местах. Поэтому следует учесть и мобильность музыкального инструмента. Пианино – стационарный музыкальный инструмент, а гитару и балалайку можно легко переносить и брать с собой. С этой позиции гитара и балалайка выигрывают у пианино.
Подумайте, какое место и как часто в дальнейшем музыкальный инструмент будет использоваться ребенком. Музыкальный инструмент может стать либо ненужной мебелью или предметом интерьера, или быть вместе с музыкантом всю жизнь. Захочет ли подросток в городской квартире играть на трубе, баяне, балалайке, скрипке – скорее всего, нет. А вот играть на гитаре – вполне.
Что касается балалайки, то этот универсальный инструмент проигрывает пианино, гитаре и скрипке в области использования, поскольку он относится к народным музыкальным инструментам, который не услышать в современной музыке. Однако в условиях деревни балалайка, как и аккордеон, имеют преимущества перед пианино и скрипкой.
Теперь необходимо сказать несколько слов о наглядности музыкальной теории применительно к практике. Как известно теория часто абстрактна и непонятна до тех пор, пока не видно её практического применения. Что такое для ребенка операция сложения “2+ 2”? Ничего, пока ему не покажут 2 конфеты, потом ещё 2 конфеты. По крайней мере, он увидит, что конфет стало больше, и это ему уже нравится. Ребенок понимает то, что можно на практике увидеть, потрогать, понюхать, ощутить. Поэтому поиграть в игрушки или посмотреть мультфильм – понятно и интересно, а сидеть дома в солнечный день и смотреть на нарисованные ноты, знаки и обозначения – непонятно и неинтересно по определению. Хотя бы как-то заинтересовать ребенка можно только практической стороной теории. И в этом плане наиболее наглядным музыкальным инструментом для отображения на нем теории музыки является фортепиано. И сейчас я объясню почему.
Этот пример я привел для того, чтобы Вы поняли, что при прочих равных условиях перспективность обучения ребенка игре на том или ином музыкальном инструменте различна. Это как выбор профессии – если есть возможность, то хочется учиться перспективной и хорошо оплачиваемой профессии, а не той, которая ни сейчас, ни через 30 лет не будет особенно нужна. С этой точки зрения “фортепиано” – самая перспективная специальность при обучении музыке. Кроме этого, фортепиано – хороший фундамент для освоения игры на других музыкальных инструментах, то есть, пианисту, при прочих равных условиях, будет проще освоить игру на других музыкальных инструментах. Почему? Потому что после освоения сложного предмета, освоить менее сложный предмет проще, чем наоборот.
Для сравнения возьмем обучение игре на фортепиано и обучение игре на классической гитаре. Когда родители заставляют ребенка заниматься музыкой, а он хочет пойти поиграть с ребятами, отдохнуть или посмотреть фильм, то ему все равно, на чем он играет, на пианино, гитаре или скрипке. Ребенку также все равно, насколько занятия на том или ином музыкальном инструменте сложнее, чем на другом – ему не нравится сам факт необходимости заниматься музыкой. Хотя он может понимать, что 5 или 7 лет – это разница. Но обучаться музыке на пианино намного сложнее, чем на гитаре. Сверстники могут восхититься и от бренчания 3-х аккордов на гитаре, а вот для игры на пианино требуется намного больше. Поэтому, окончив музыкальную школу, пианист и гитарист будут иметь разный багаж знаний и разные потенциальные возможности. У пианиста будет “одноэтажный кирпичный дом знаний”, а у гитариста – “одноэтажный деревянный дом знаний”. Большой разницы нет, но первый при желании сможет построить дом намного выше второго.
Если после окончания детской музыкальной школы гитарист захочет научиться играть на пианино, то ему придется заниматься и узнать ещё больше, чем тогда, когда он занимался на гитаре. А для пианиста освоение игре на гитаре покажется нетрудной прогулкой по сравнению с тем, что он уже прошел. Я, например, после окончания детской музыкальной школы по классу “фортепиано” прошел специальность “классическая гитара” за 2,5 года (вместо 5), и при этом занимался, откровенно признаюсь, весьма расслабленным образом.
Теперь предположим, что в процессе учебы в детской музыкальной школе пианист и гитарист увлеклись сочинением музыки. После окончания детской музыкальной школы они решили продолжить самостоятельное обучение и сочинять эстрадную музыку. Как в этом вопросе помогут им их умения?
Если посмотреть на элементарную теорию музыки, то она практически полностью основана на фортепиано. Применительно к другим музыкальным инструментам она имеет определенные сокращения и ограничения. Конечно, пианист не сможет сыграть гитарную партию лучше гитариста, но это во многих случаях и не нужно. Гитаристу также во многих случаях нет необходимости записывать партию клавишных и с этой точки зрения мы наблюдаем как бы равенство. Но синтезатор – электроника и мощнейший по функционалу и звуку музыкальный инструмент, который предоставляет пианисту такие возможности, которых не будет у гитариста, даже если он купит с десяток цифровых гитарных процессоров и ритм-машин. Пианист может создать с помощью синтезатора партии любых инструментов и даже всё произведение, а гитарист – нет. Гитарист сможет только создать партию ударных в компьютер и записать гитарные партии бас-гитары и электрогитары. Согласитесь, что разница в их возможностях ощутима. Если же говорить об аранжировке, то разница станет вообще огромной, потому что основной инструмент аранжировщика – синтезатор или MIDI-клавиатура+компьютер, а освоить синтезатор пианисту на порядок проще, чем гитаристу.
Теперь давайте посмотрим на современную музыку. Чем она характерна? Построением от ритма и синтезированными звуками – опять пианист-клавишник в плюсе. Добавив сюда “формат современной популярной музыки” становится понятно, что синтезатор используется везде, а вот электрогитара – авторская песня, тяжелая музыка и выступления в клубах. Клавишнику для сольного выступления достаточно включить автоаккомпанемент и играть соло правой рукой, а гитаристу придется сначала создавать файл с аккомпанементом.
Подводя итог можно сказать, что теоретический музыкальный фундамент и практические перспективы у пианиста намного разнообразнее и реалистичнее в наше время, чем у тех, кто выбрал другой музыкальный инструмент.
Ещё один важный момент касается того, что иногда ребенок проявляет интерес не к пианино, а к другим музыкальным инструментам. Тут нужно всё хорошо обдумать, потому что музыкальный инструмент воспринимается ребенком как игрушка и стоит ли на это обращать внимание – вопрос. Я помню, что в детстве мне очень нравился аккордеон, и очень не нравилось пианино. Поэтому мама рассматривала также и вариант моего обучения игре на аккордеоне. Однако директор музыкальной школы изумилась и сказала: “Да Вы что? Только фортепиано!” С тех пор прошло много лет, и только сейчас я по-настоящему понял, что в 5 лет за меня сделали единственно правильный для меня выбор.
Скрипка или фортепиано что выбрать для девочки
На скрипке можно лёжа. Я могу. На трубе. На рояле, если его к потолку привязать, желательно, вместе с пианистом. Масса возможностей для других веток форума.
Пожалуй виолончель лучше всего. На скрипке он просто не устоит на месте.
А за виолончель его не усадят.
Мой гиперактивный, до сих пор (уже 12 лет «деточке»), когда играет на скрипке, все время ногами перебирает, педагог уже замучилась делать замечания типа » Успокой свои ноги!»
Вообще-то гиперактивность надо лечить не музыкой, а специальынми коррекционными занятиями с психологами (есил вы в МОскве, то могу посоветовать отличное и бесплатное место)
иначе когда в школу пойдет, будет уже поздно
а уж потом после коррекции можно и на инстурментах играть
Гиперактивность не лечится. Ее можно немного притушить. Проблема в том, что гиперактивность часто сопровождается невозможностью концентрировать внимание.
А музыкой заниматься очень даже возможно, если найти педагога, который не будет раздражаться от вечно движущегося «объекта», который надо постоянно направлять в нужное русло.
😆
А вот позволю в ответ процитировать то, что у Вас в подписи стоит: «Не рука, но мысль и творит, и убивает.»
Не рука! Но мысль.:lol:
А мысли у нас сплошь позитивные! 😆
Если честно и серьёзно(совершенно серьёзно!), то смычки у нас летят, когда ангел ими в бешенстве бьёт об стены, когда что-то не получается. Ну вот такой темперамент.
У меня тоже такой.:lol:
Работе это не мешает(ни моей, ни ребёнкиной), а только помогает. Главное правильно найти работу(или выбрать инструмент?:lol:).
Пардон, что-то я расписалась!:lol:
Обычно гиперактивные могут вполне сосредоточится на том, что НРАВИТСЯ. И музыка таким детям тоже может нравится! Труднее с тем, что НУЖНО, но не нравится. Вот здесь и проблема. Роль ПЕДАГОГА в этом случае очень велика.
Нам повезло: мы ткнули пальцем в небо и попали в десятку.
Вам реально повезло! 🙂 Мы никуда не тыкали, ребенок шел осознанно и сам, но с педагогами нам не везло. По крайней мере, первые 4 года занятий пошли в помойку. 🙁
Вам реально повезло! 🙂 Мы никуда не тыкали, ребенок шел осознанно и сам, но с педагогами нам не везло. По крайней мере, первые 4 года занятий пошли в помойку. 🙁
Отдаем ребенка в музыкальную школу: Какой выбрать инструмент?
Когда стоит отдавать ребенка заниматься музыкой и на что ориентироваться при выборе инструмента, Intex-press рассказала Людмила Черноус, музыковед Барановичского музыкального колледжа.
Первым делом – рассказать и показать
Если ребенок не слышал, как звучит тот или иной инструмент, ему будет сложно определить, нравится он ему или нет. Поэтому сначала родители должны рассказать о нем.
Второй шаг – показать инструменты ребенку. Посетите музыкальную школу и покажите, как выглядит тот или иной инструмент. Попросите преподавателя сыграть короткий фрагмент из песни.
Затем взрослый должен взять на свой вкус три инструмента (к примеру, фортепиано, блокфлейту и гитару) и предложить ребенку выбрать наиболее понравившийся. Ребенку будет легче сделать выбор из ограниченного числа инструментов.
Фортепиано
Это инструмент-основа. Даже если ребенок мечтает стать барабанщиком, клавиши ему придется выучить. Фортепиано отлично развивает мелкую моторику, усидчивость и музыкальный слух.
У фортепиано один значительный минус – габариты. Его тяжело разместить в стандартной квартире. Заменить фортепиано синтезатором не получится. А цифровое пианино стоит от 10 млн рублей. Обычное фортепиано обойдется примерно в два раза дешевле, а бэушный инструмент можно купить за 2 млн рублей.
Когда начинать учиться: 5−6 лет.
Гитара
Преимущество выбора этого инструмента – его легко подобрать по росту, и цена в сравнении с фортепиано значительно ниже. Новая гитара обойдется минимум в 3 млн рублей. Если отношения с классической гитарой не заладятся, можно пересесть за бас-вариант или электрогитару.
Однако специалисты не рекомендуют выбирать гитару в качестве первого музыкального инструмента.
Когда начинать учиться: 6−7 лет.
Баян или аккордеон
Этот музыкальный инструмент отлично подходит для развития мелкой моторики, а для начала обучения игре на аккордеоне не требуется идеальный слух. Еще один плюс игры на баяне или аккордеоне – развитие отличной памяти. Найти и купить инструмент также не составит труда. Цена нового баяна – около 10–11 млн рублей, но можно найти хороший б/у инструмент за 2,5 млн рублей.
Недостаток инструмента – тяжелый вес.
Когда начинать учиться: 6 –7 лет.
Скрипка
Обучение игре на скрипке – процесс более трудоемкий, чем на всех остальных инструментах. К тому же он потребует абсолютного музыкального слуха. Кроме трудностей освоения скрипки, нужно быть готовым к тому, что пальчики первое время будут в мозолях.
Новая детская скрипка обойдется родителям в 1 млн рублей.
Когда начинать учиться: 7−8 лет.
Барабаны
Группа ударных инструментов великолепно развивает чувство ритма и координацию движений. Однако в домашних условиях и за пределами музыкальной школы игра и учеба будет затруднительной, так как инструмент шумный и к тому же занимает много места.
Когда начинать учиться: 8−10 лет.
Блокфлейта
В простонародье дудочка. Уже после нескольких уроков ребенок сможет продудеть коротенькие пьески, да и инструмент не занимает много места. Цена – от 200 тыс. рублей. Уже после нескольких лет обучения на блокфлейте можно смело осваивать трубу, саксофон или кларнет. Духовые инструменты помогут часто болеющим детям развить легкие и научат правильно дышать.
Когда начинать учиться: 11−12 лет.
Нужно ли покупать инструмент
Необязательно покупать музыкальный инструмент сразу, как только ребенок поступил в музыкальную школу. Обычно нужный инструмент можно взять напрокат в школе – этого вполне будет достаточно на первое время. В Барановичской музыкальной школе искусств цена за прокат составляет от 55 тысяч рублей в месяц. Позже можно приобрести бэушный инструмент. Ну, а если у вашего ребенка окажется талант, купите новый инструмент.
Как выбрать музыкальный инструмент (музыкальную специальность). Скрипка или фортепьяно.
Так как выбор происходит в совсем нежном возрасте (4-7 лет), решающую роль играют родители.
Рассмотрим критерии выбора с точки зрения:
— ребёнка, ещё только планирующего «учиться музыке»;
— родителей, обдумывающих отдать ребёнка в музыкальную школу;
— ребёнка, начавшего музыкальное обучение;
— родителей, планирующих карьеру будущего музыканта.
Но, т. к. у родителей свои предпочтения и критерии при выборе музыкальной специализации будущего юного дарования, они, опять, будут вынуждены вмешаться в рассуждения ребёнка и резко ограничить свободу выбора. Дескать, а давай как выбирать между скрипкой и фортепьяно.
Какие тут доводы могут родиться в голове ребёнка.
Скрипка маленькая и красивая. С завитушечками, древесным узором, загадочными щёлочками и смычком, которым можно размахивать. Скрипка красиво укладывается в специальный футляр с ремнями, замочками, застёжками. Внутри футляр весь такой бархатный с дополнительными потайными нишами и отделениями. Главная ниша в точности повторяет форму скрипки. Укладывать скрипку в футляр можно как куколку в колыбельку. Накрывать её бархатным покрывальцем, пристёгивать специальными ремешками, чтоб ей внутри было удобно. Скрипка — это такая сказочная «спящая красавица». При этом струн не очень то и много. Всего то четыре. Чего бы не научиться по ним водить смычком, такой специальной (почти волшебной) палочкой с натянутым пучком волос. А ещё в футляре в тайном отделении с секретной крышечкой лежит канифоль — такой жёлтый прозрачный типа камень, через который можно смотреть на солнце, как через янтарь. О дивный скрипичный мир!
Вернёмся теперь к родителям. Их доводы намного более прагматичны.
Пианино или рояль требуют выделения особого места в квартире. При чём, если пианино можно придвинуть к стенке, то рояль может занять полкомнаты. Рояль — музыкальный инструмент не для квартиры, а для собственного особняка.
Скрипка бывает детская. Пианино всегда большое и взрослое. Детская ученическая скрипка намного дешевле пианино и, естественно, многократно дешевле рояля.
За скрипкой можно просто пойти в магазин. Для пианино нужно оформлять доставку (машина, грузчики, всякие хлопоты).
Скрипку в магазине продают уже настроенную. Для пианино после доставки, распаковки и установки нужно приглашать специального мастера настройщика. Я сейчас не говорю про электрические клавишники, потому что для занятий в музыкальной школе нужно, чтобы дома был такой же настоящий инструмент, как и в школе. Ну, там стандартное усилие для давления на клавиши, звук с обертонами и т. д.
Скрипка — это предмет имиджа. Пианино — предмет интерьера.
Скрипку в школу нужно носить. Для занятий на пианино в школу идёшь налегке.
Родитель, ведущий ребёнка со скрипкой, выглядит в глазах окружающих более интеллигентно.
Зато пианино является украшением жилища. Все гости в доме сразу понимают, что здесь проживают культурные люди.
Хвастаться перед гостями начинающим пианистом гораздо легче. Нужно только поднять крышку клавиш и усадить перед ними ребёнка. Дальше участники застолья сами на нём сфокусируются.
Юному скрипачу же нужно расчистить «лобное» место, расчехлить скрипку, попробовать звук, настроить, установить пюпитр с нотами.
На пианино могут играть все, все члены семьи. Можно даже иногда напрягать кого-то из сведущих в музыке гостей. Кто-то может и сам проявить инициативу понажимать клавиши, даже если слуха нет.
Скрипка — инструмент персональный. Никто из гостей даже и не осмелится расчехлять чужую скрипку.
При разучивании всяких гамм звук от скрипки идёт тонкий, скрипучий, из одной точки в центре комнаты. Пока он стен достигнет, пока он сквозь них просочится. В общем соседи слышат что-то вроде писка. Однако же писк этот раздражающе назойливый. Желательно на пол и стены навешать и настелить побольше ковров.
От гамм на пианино звук мощнее, объёмнее, сразу въедается в стены, заставляет резонировать всю комнату. Соседи в этом случае слышат гаммы не только от стен и потолка, они даже могут ощущать гаммы босыми ногами на полу.
После успешного или не очень завершения музыкального образования скрипку можно закинуть на антресоли и она там может пылиться годами. Расстроится, рассохнется, расклеится, но всё равно останется хоть и спящим, но музыкальным инструментом. Её и через 20 лет можно достать, если надо у мастера подклеить, подмазать, настроить и она оживёт.
Пианино же, если несколько лет не настраивать, приобретает необратимые изменения. Потом процесс его «оздоровления» оказывается весьма длительным и затратным, а в некоторых случаях даже и безуспешным. Мастера говорят, что для инструмента оказавшегося долгое время без ухода понадобятся 3-4 последовательные настройки через определённые промежутки времени.
Футляр от скрипки является очень удобным контейнером для переноски всяких разных, иногда совсем неожиданных вещей.
В корпусе пианино можно создать тайник для домашних сокровищ или всякого хлама.
Если вам больше не нужна скрипка, её можно снести в ломбард, в комиссионку, подарить кому-нибудь, пожертвовать школе.
С пианино в этом случае совсем непросто. Продать почти нереально. В интернете полно объявлений о том, чтобы забрали пианино самовывозом.
Если вы возненавидели скрипку её можно разбить за секунду об стол, об косяк, об чью-нибудь голову и т. д. Удовольствие весьма краткосрочное.
Если же вы задумали выбросить на помойку ненавистное пианино, его можно долго и упорно пилить, резать струны кусачками, вырывать клавиши. Удовольствие можно растянуть на несколько сеансов.
В общем и целом скрипку выбирают более экономные, но более тянущиеся к культуре родители.
Пианино для ребёнка выбирают более шикующие, хотя иногда даже и не очень обременённые культурой. Исключая те случаи, когда в семье наличествуют музыкальные династии, т. е. когда кто-то из родителей или бабушек тоже музицирует. Тогда музыка — это фамильная ценность так же, как фамильное серебро, хрусталь и свадебный сервиз.
Но вот начинаются учебные музыкальные будни.
Оказывается, что скрипачу весь урок нужно играть стоя, а пианист на уроке сидит.
Выясняется, что «собачий вальс» выучить на пианино гораздо легче, чем на скрипке. По клавишам можно даже одним пальцем нажимать, даже кошка может пройтись по клавиатуре, и уже будут появляться похожие на музыку звуки.
В то же время, скрипка от неумелого прикосновения смычком издаёт истошный визг. А добиться некоего приятного звучания от скрипки можно будет только года через два.
Выясняется, что в музыкальной школе со временем учиться на пианино придётся всем, включая и скрипачей, и трубачей. И для того, чтобы делать домашку по сольфеджио и теории музыки нужно иметь пианино дома. Правда эту проблему всё-таки можно решить путём приобретения самого дешёвого электрического клавишника. На нём же не технику исполнения отрабатывать, а только ноты подбирать.
Скрипку, оказывается, придётся каждые два года менять на большую по мере вырастания ребёнка. Т.е. сдавать старую в магазин за дёшево и покупать новую за дорого.
Пианино можно приобрести один раз и на всю жизнь.
На скрипке рекомендуется менять струны каждые 3-4 месяца, а для пианино вызывать настройщика каждые 6 месяцев.
Для скрипки можно обеспечить специальный микроклимат хранения просто положив увлажнитель в футляр, а для пианино нужно поддерживать влажность в целой комнате.
На отчётных концертах ребёнок-пианист играет сам, а для юного скрипача придётся приглашать аккомпаниатора. Здесь «музыкальные семьи» существенно выигрывают перед неискушёнными в музыке. Мама или бабушка аккомпаниатор — это такой дар божий для маленького скрипача. Можно репетировать сколько душе угодно и на концерте ни от кого не зависеть.
По технике игры. Пианисты играют двумя руками, которые совершают примерно одинаковые движения. Иногда им ещё необходима нога для педалек. У скрипачей играющие руки совершенно разные. У одной руки очень важное значение имеет форма и ловкость пальцев, за то у другой руки важен размах плеча.
У пианистов всё очень наглядно, все ноты, все полутона всех октав разложены по клавишам. Зрительная память помогает музыкальной. Пианист может разучивать свои партитуры, используя просто доску, на которой нарисованы клавиши, а скрипку не нарисуешь. Скрипачам понадобится гораздо более мощное воображение. Можно сказать, что действия пианиста сродни действиям компьютерного геймера в примитивном шутере. Стреляй по монстрам, чем быстрей тем лучше. А для скрипача каждое музыкальное произведение — это квест или быстрые шахматы. Нужно выбирать наилучший из множества вариантов.
Начинающий пианист может играть одной рукой, а партию второй руки за него сыграет учитель. Можно даже играть в три или четыре руки. У скрипачей учитель может только показывать пример: «Повторяй за мной» или «Делай как я».
Уже с малых лет выясняются различия в карьерных перспективах. Юного скрипача по рекомендации учителя могут пригласить в дуэт, в скрипичный ансамбль, в струнный квартет или даже в детский симфонический оркестр. Дополнительное удовольствие в том, что в квартете и оркестре играют сидя.
Пианист всё детство играет соло, пока не станет аккомпаниатором или клавишником в какой-нибудь рок-группе.
Пианистам легче понтоваться перед друзьями. В любом месте, где есть пианино, можно как бы невзначай подойти, открыть крышку и выдать несколько музыкальных фраз какой-нибудь популярной мелодии. Скрипку же нужно вынуть, подстроить, встать в стойку прежде, чем играть. Да и мелодии на пианино подбирать гораздо легче. Кроме того, играя на пианино можно петь, а вот со скрипкой можно только имитировать что-то наподобие танца.
Аккомпанировать можно также поющим друзьям, подыгрывать певцам на скрипке менее удобно.
Скрипачи, благодаря мобильности, могут играть на улице и подрабатывать в подземных переходах. Пианисты же в этом случае более зависимы от источника электричества для клавишника. Тащить на улицу настоящее пианино выглядит сумасшествием, хотя я такую команду музыкантов-энтузиастов уже пару раз видела.
Перспективы трудоустройства во взрослой жизни у скрипачей связаны с наличием ансамблей, оркестров и др. Скрипок в оркестре играет много, правда оркестров в какой-нибудь местности может быть мало.
Пианисты могут понадобиться везде, где поют, танцуют, занимаются спортом и др. А это могут быть школы, детсады, дома культуры.
Очень популярное направление музыкального бизнеса — это игра на свадьбах и похоронах. Здесь преимущество за скрипачами. Рояль ведь на кладбище не потащат.
Чисто эстетически скрипач в стойке выглядит гораздо симпатичнее, чем пианист, зависший над клавишами.
Заболевания пианистов даже трудно перечесть. Помимо сутулости и осанки в виде вопросительного знака есть остеопороз спины, тендовагинит, миозит, гигромы, ганглии и др. Боюсь даже выяснять в справочниках, что это такое.
Что касается концертного инструмента пианисты хорошо устроились. Пианино или рояль на сцене обеспечивают организаторы концерта. Скрипку же необходимо приносить свою. И чем больше растёт профессионализм скрипача, тем больше растёт его зависимость от хорошего инструмента. Нужно искать скрипку всё лучше и лучше. Внезапно выясняется, что хорошие профессиональные скрипки гораздо дороже роялей. А ведь в самом начале родители выбирали ребёнку в качестве специализации скрипку, чтобы сэкономить.
А ещё скрипку могут украсть воры-домушники. Пианино стащить проблематичней.
Во время концерта зрители видят пианиста почти всегда сбоку, а вот скрипача либо анфас, либо вполоборота. Соответствующе нужно подбирать концертное платье или костюм.
Ну, и про исполнение длинных музыкальных произведений. У пианистов партитура, как правило, занимает гораздо больше места на бумаге. Зато у них пюпитр всегда прямо перед глазами встроен на передней стенке инструмента. А ещё, для большего удобства, во время концерта рядом с пианистом сидит кто-то красиво одетый и переворачивает страницы. Круто.
Скрипач же во время исполнения полагается только на собственные силы. Пюпитр перед ним обычно стоит маленький, поэтому если в произведении больше двух страниц, нужно останавливаться во время исполнения и переворачивать нотные листы. Иногда это выглядит не очень красиво, поэтому крутые скрипачи учат свои партии наизусть. Бедолаги.
И так, скрипачам помимо более сильного воображения требуется ещё и более мощная память.
Как итог, на вопрос на чём лучше учиться играть на фортепьяно или скрипке, можно ответить, что лучше играть на компьютере.