Так назывался человек занимавшийся врачеванием в эпоху первобытного общества
Так назывался человек занимавшийся врачеванием в эпоху первобытного общества
По своей продолжительности первобытная эра охватывает более 99% всей истории человечества. Все последующие периоды истории (древний мир, средние века, новое время и современная история) занимают не более 1% исторического пути человечества.
Периодизация и хронология первобытной эры и первобытного врачевания. В истории первобытной эры выделяют три эпохи:
1) становление первобытного общества: эпоха праобщины, или первобытного человеческого стада (свыше 2 млн лет тому назад — ок. 40 тыс. лет тому назад);
2) зрелость первобытного общества: эпоха первобытной общины (ок. 40 тыс. лет тому назад — Х тыс. до н.э.);
3) разложение первобытного общества: эпоха классообразования (с XV тыс. до н.э.). (Приведенные хронологические границы весьма условны, т.к. в различных регионах Земного шара человечество развивалось крайне неравномерно).
Соответственно этапам первобытной истории условно определяются три периода в развитии первобытного врачевания:
1) врачевание эпохи праобщины (самый длительный период), когда происходило первоначальное накопление и обобщение эмпирических знаний о приемах врачевания и природных лечебных средствах (растительного, животного и минерального происхождения);
2) врачевание эпохи первобытной общины, когда развивалось и утверждалось целенаправленное применение эмпирического опыта врачевания в социальной практике;
3) врачевание эпохи классообразования, когда шло становление культовой практики врачевания (зародившейся в период позднепервобытной общины), продолжалось накопление и обобщение эмпирических знаний врачевания как коллективного опыта общины и индивидуальной деятельности врачевателей-профессионалов.
Исторические источники: данные археологии и палеоантропологии, палеопатологии и палеоботаники, палеопсихологии и этнологии (этнографии).
Палеопатология изучает патологические изменения тканей первобытного человека, точнее, останков его скелета. Как наука она сформировалась в конце XIX в., после 1892 г., когда во время археологических раскопок близ селения Триниль на о. Ява голландский врач и анатом Юджин Дюбуа (Dubois, Eugene) обнаружил левую бедренную кость древнейшего человека — питекантропа (лат. Pithecanthropus erectus), жившего около 700 тысяч лет тому назад, под головкой которой имелись значительные костные выросты — экзостоз.
До возникновения палеопатологии бытовало представление о том, что первобытный человек был абсолютно здоров, а болезни возникли позднее как результат цивилизации (концепция «золотого века»). Это справедливо лишь в отношении ограниченного числа заболеваний (так называемые болезни цивилизации).
Палеопатология позволила также определить среднюю продолжительность жизни первобытного человека: она не превышала 30 лет. До 50 лет (и более) доживали в исключительных случаях.
Итак, болезни существовали еще в первобытном обществе и в любую эпоху истории человечества представляли собой, с одной стороны, явление биологическое, так как развиваются они на почве человеческого организма в тесной связи с окружающей природой, а с другой — явление социальное, так как определяются конкретными условиями общественной жизни и деятельности человека.
Врачевание в первобытном обществе. Зарождение медицины. Возникновение врачевания
Медицина возникла одновременно с возникновение человека, получается, что медицина возникла за несколько сотен тысяч лет до нашей эры.
Эпоха первобытного строя охватывает период от появления первых людей до возникновения классового общества. Эту эпоху принято также называть каменным веком. Существование первобытнообщинного строя как особой общественно-экономической формации и общие закономерности развития общества в этот период впервые обосновали классики марксизма-ленинизма. По мнению Ф. Энгельса, человеческое общество возникло не сразу.
При выделении человека из мира животных труд явился решающим фактором. В. И. Ленин, развивая учение Ф. Энгельса, определил изначальный этап формирования человеческого общества. По его мнению, первобытный родовой коммунизм является первым этапом существования подлинно человеческого общества.
Характерной особенностью первобытного общества было то, что все его члены имели одинаковое отношение к средствам производства и способ получения доли общественного продукта был для всех единым, т. е. главной отличительной чертой первобытного строя было отсутствие частной собственности и классов.
Период зарождения первобытного общества включает в себя период 2 млн. лет – 40-50 тыс. лет тому назад.
Различают 2 стадии развития:
1. Древнейшие люди, ведушие кочевой и полукочевой образ жизни, занимающиеся собирательством, охотой, рыболовством. Проявляли заботу о ближних, обживали пещеры, добывали огонь. Появились зачатки гигиены.
2. появление социальных признаков – трудовая деятельность, мышление, язык, общественные отношения.
Следы первой медицинской помощи были обнаружены в период первобытно-общинного строя.
Надо сказать, что первобытно-родовая община переживала в своем развитии два периода:
Основные моменты развития первобытно-родовой общины:
1) люди стали жить небольшими общинами, которые затем подразделялись на роды, а также родовые союзы;
2) использование каменных орудий труда для того, чтобы добывать пищу, охотиться;
3) появление бронзы (отсюда название «бронзовый век»), а после появление железа. Собственно говоря, это и изменило уклад жизни. Дело в том, что начала развиваться охота, а так как охота является уделом мужчин, то произошел переход к патриархату.
С появлением различных орудий увеличилось число травм, которые могли получить люди. Если обратить внимание на наскальные рисунки, то ясно видно, что охота, различные военные сражения доставляли людям много неприятностей и, естественно, травм, ранений и т. д. Здесь можно видеть примитивные приемы первой медицинской помощи – извлечение стрелы и т. д.
Надо заметить, что изначально никакого разделения труда как такового не существовало. Задолго до начала цивилизации и образования государства, а особенно в период матриархата женщины были своего рода хранительницами домашнего очага – это включало в себя заботу об общине, племени, а также оказание медицинской помощи. Доказательством этому можно считать то, что в наши дни в приморских степях и других местах первых поселение находят каменные изваяния – грубые фигуры женщин – хранительниц племени, рода и т. д.
Следующим периодом развития было получение людьми огня. Обратимся к словам Ф. Энгельса: «Добывание огня трением впервые доставило человеку господство над определенной силой природы и тем окончательно отделило человека от животного царства».
Вследствие того что люди получили огонь, их пища стала более разнообразной. По сути, добыча огня ускорила антропогенез, ускорила развитие человека. При этом культ и значение женщин как хранительниц очага и лекарей ослаб. Несмотря на это, женщины продолжали собирать растения, которые затем употребляли в пищу. Обнаружение ядовитого и лечебного свойств растений происходило чисто эмпирическим путем.
Так, из поколения в поколения передавались и накапливались знания о растениях, о том, какие их них можно употреблять в пищу, какие нет, какие можно применять для лечения, а какие не следует. Опытным же путем к растительным средствам добавлялись лечебные средства животного происхождения (например, такие как желчь, печень, мозг, костная мука и т. д.).
Первобытным человеком также были замечены минеральные средства лечения и профилактики. Среди минеральных средств лечения и профилактики можно обозначить весьма ценный продукт природы – каменную соль, а также другие минералы вплоть до драгоценных. Надо сказать, что к периоду Античности появилось целое учение о лечении и отравлении минералами, прежде всего драгоценными.
Появилось коллективное врачевание:
1. Появление лекарственных средств растительного, животного, минерального происхождения (касторовое масло, эвкалиптовая смола, глина).
3. Помощь при родах и травмах.
4. Остановка кровотечений.
5. Кровопускание (мелкие стрелы).
6. Появление инструментов из камня, рыбьей чешуи, кости.
В связи с переходом к оседлому образу жизни роль женщин, в частности экономическая, уменьшилась, зато медицинская сохранялась и даже укрепилась. Со временем мужчина становился хозяином племени, рода, а женщина оставалась хранительницей домашнего очага.
Существует мнение, что первобытные люди были очень крепки здоровьем. Дело в том, что, конечно, не было тогда воздействия на людей неблагоприятных факторов техногенного характера – загрязнения воздуха и т. д. Однако они постоянно боролись за свое существование с природными условиями, также болели инфекционными болезнями, погибали в войнах друг с другом, травились некачественными продуктами питания и т. д. Есть мнение, что средняя продолжительность жизни людей того времени составляла 20–30 лет.
Возникновение религиозных представлений.
Первоначальные медицинские воззрения первобытного человека были реалистическими, стихийно-материалистическими. В дальнейшем наряду с реально-эмпирическими приемами и представлениями о причинах болезней в значительной части древних лечебных средств и приемов получили отражение фантастические представления и мире, возникшие у первобытного человека позднее.
Самой ранней формой подобного рода фантастических представлений был фетишизм, т.е. непосредственное олицетворение и возвеличивание предметов и явлений природы, еще без представления о стоящем за ними каком-то «особом» сверхъестественном существе. Позднее с переходом к классовому обществу эти сверхъестественные свойства стали представляться отдельно от природы, как «особые» духовные существа.
В соответствии с развитием религиозных верований возникли демонологические представления о болезни, как о злом духе, вселяющемся в человека. С развитием мифологических представлений усложнилась идея божественного (демонологического) происхождения болезней. Болезни стали рассматривать как следствие гнева богов, как результат влияния злых духов. Соответственно создавались и методы борьбы с болезнями как с живыми существами или духами. Первобытный человек считал, что амулет защищает от проникновения болезни в его тело. Амулетами придавался образ предка, покровителя рода.
В период тотемизма (веры в общее происхождение и кровную близость родовой группы людей с каким – либо видом животных) амулеты изображали в виде животных, которое считалось предком и покровителем рода. Широко применялись заговоры и заклинания. Большое распространение у разных народов имели устрашающие методы для того, чтобы «изгнать» болезнь из тела больного или помешать ей «войти» в него. Для изгнания болезни применялись слабительные, внутрь давались вещества, вызывающие отвращение, рвоту. Знахари также применяли метод внушения: магические действия, танцы, костюмы с необычными украшениями, устрашающие маски, бубен и т.д.
Палеопатология – это наука, которая изучает характер заболеваний и поражений древних людей. Среди этих заболеваний можно назвать такие, как некрозы, алкалозы, полиомиелит, периоститы, рахит, переломы костей и т. д.
По мере развития общества приходило к таким явлениям, как фетишизм, т. е. непосредственное олицетворение и возвеличивание явлений природы, а позже анимизм.
Магия (mageia – колдовство) – вера в способность человека сверхъестественным образом воздействовать на людей, предметы, события, явления природы. Лечебная магия – врачевание, основанное на культовой практике.
Уже во времена патриархата появился так называемый культ предка. Предок, т. е. уже какая-то отдельная личность, может даже и рожденная фантазией человека, мог стать причиной заболевания, мог вселиться в тело какого-нибудь человека и терзать его, вызывая болезни. Соответственно, для того чтобы недуги прекратились, предка необходимо задобрить жертвоприношением либо изгнанием из тела. Так, можно сказать, что такие представления во многом легли в основу религии. Появились шаманы, которые и были «специалистами» по изгнанию или задабриванию духов.
Вместе с материалистическими представлениями и зачатками знаний, приобретаемыми людьми, развиваются анимистические, религиозные взгляды. Все это формирует народное врачевание. В деятельности народных целителей есть два начала – эмпирическое и духовное, религиозное.
Глава 1 Возникновение медицины и ее развитие в первобытном обществе
Глава 1 Возникновение медицины и ее развитие в первобытном обществе
Эпоха первобытного строя охватывает период от появления первых людей до возникновения классового общества. Эту эпоху принято также называть каменным веком. Существование первобытно-общинного строя как, особой общественно-экономической формации и общие закономерности развития общества в этот период впервые обосновали классики марксизма-ленинизма. По мнению Ф. Энгельса, человеческое общество возникло не сразу. При выделении человека из мира животных труд явился, решающим фактором. В. И. Ленин, развивая учение Ф. Энгельса, определил изначальный этап формирования человеческого общества. По его мнению, первобытный родовой коммунизм является первым этапом существования подлинно человеческого общества[2].
Характерной особенностью первобытного общества было то, что все его члены имели одинаковое отношение к средствам производства и способ получения доли общественного продукта был для всех единым, т. е. главной отличительной чертой первобытного строя было отсутствие частной собственности и классов.
Историю первобытного строя можно восстановить по данным палеоантропологии, археологии и этнографии. Большинство советских и ряд зарубежных ученых считают, что процесс развития первобытного строя и становление человека (антропогенез) происходили одновременно и последовательно. Расселение первых людей ограничивалось областями с теплым климатом (Африка, Восточная и Южная Азия, Юго-Западная Европа). По мнению Д. Г. Рохлина (1965), основные стадии антропогенеза имеют важное значение для правильного ответа на вопрос о времени возникновения медицинской деятельности. Д. Г. Рохлин указывает четыре стадии антропогенеза: 1) «первобытное человеческое стадо» – антропоидные предки – существовало 1 млн. лет назад; 2) обезьянолюди (питекантропы, синантропы, гейдельберский человек); 3) неандертальский человек; 4) современные люди.
Принято считать, что на грани раннего и позднего палеолита (40 000-35 000 лет назад) произошло превращение «первобытного человеческого стада» в материнский род. Во многих случаях род оставался материнским вплоть до отделения семьи, накопления богатств и возникновения отцовского рода. В связи с этим ряд исследователей выделяют два главных этапа в эволюции первобытного строя – матриархат и патриархат.
Матриархат как этап развития первобытного общества характеризуется прежде всего тем, что во главе рода стоит женщина. Этот период развития характерен еще и тем, что основным способом поддержания существования человека было «собирательство» даров природы – плодов, корней, трав. Подтверждением того, что человек на протяжении тысячелетий питался растениями, служат находки антропологов в местах стоянок первобытного человека в Западной Европе. В Неандертале были найдены черепа людей, названных впоследствии неандертальцами. При тщательном изучении этих черепов ученые обратили внимание на массивность зубов и стертость коронок, что свидетельствует о длительном употреблении растительной пищи. Совершенно очевидно, что именно на этом этапе люди имели возможность непосредственно определить питательные и лечебные свойства ряда растений.
Естественен вопрос о том, кто был первым врачевателем. Женщина как глава рода заботилась не только о питании, поддержании очага, но также о благополучии и здоровье своих сородичей. В пользу этого предположения свидетельствуют многочисленные памятники в честь женщин, воздвигнутые в различных местах расселения первобытных людей. Археологи называют эти памятники «каменными бабами», однако проф. Ф. Р. Бородулин, изучивший большое количество материалов, относящихся к жизни первобытного общества, утверждает, что у славянских народов они назывались «берегиня». Можно предположить, что так называли женщин, которые оберегали здоровье рода и послужили прообразом для создания этих памятников.
Подробных данных о первых женщинах-врачевателях история не сохранила. Однако народный эпос из глубины веков донес до нас имена врачевательниц, живших в эпоху матриархата: в Египте – Могучая Полидамна, в Чехии – Мудрая Каза, в Колхиде – Медея. Наряду с именами в легендах в древнейших памятниках письменности также сохранились имена женщин-врачевательниц, живших в эпоху первобытного строя. Так, в «Илиаде» Гомер называет светлокудрую Агамеду, знавшую все целебные травы, «сколько земля их рождает». Можно утверждать, что накапливавшийся в период матриархата врачебный опыт лег в основу медицинских знаний, которое человечество обрело гораздо позднее.
Для развития первобытного общества огромное значение имели трудовая деятельность его членов, появление речи, открытие способов добывания огня, изобретение лука и стрел. Значение открытия способов добывания огня Ф. Энгельс оценивает следующим образом: «На пороге истории человечества стоит открытие превращения механического движения в теплоту: добывание огня трением… превосходит паровую машину по своему всемирно-историческому освободительному действию. Ведь добывание огня трением впервые доставило человеку господство над определенной силой природы и тем окончательно отделило человека от животного царства»[3]. Открытие способов добывания огня оказало влияние на образ жизни людей, уменьшило зависимость человека от сил природы, расширило ареал его расселения.
В процессе развития матриархата первобытные люди были подвержены различным заболеваниям. Об этом свидетельствуют многочисленные находки антропологов. Костные останки несут на себе следы рахита, туберкулеза, сифилиса, травм, анкилозов и др. Первобытные люди чаще страдали от голода, инфекционных болезней, что подтверждается данными Г. Г. Скориченко-Амбодика (1895). Вместе с тем не установлено достоверных данных о характере и уровне медицинской помощи в этот период.
На позднем этапе первобытного общества главной экономической единицей становится община. В ряде мест внутри родового строя формировались большие семьи, племена. Ведущим видом деятельности человека становится охота, в том числе коллективная, на крупного зверя. Для неандертальцев и кроманьонцев (40 000-35 000 лет до н. э.) охота – главный источник существования. Первоначально при обработке камня появились скребло, остроконечник. В позднем палеолите были созданы такие орудия труда, как резцы, тесла, ножи, пилки, копья, дротики, гарпуны.
Переход первобытного человека к охоте, а затем к рыболовству как главному источнику существования имел немаловажное значение для расширения познаний в области медицины. Тот факт, что человек наряду с растительной стал употреблять и животную пищу, способствовал установлению целебных свойств некоторых органов и тканей животных (печень, жиры, кровь).
В период перехода к охотничьему хозяйству изменилось и мировоззрение людей. Первобытный охотник рано стал понимать, что животные являются основным источником его существования. Многие племена считали то или иное животное своим родоначальником, охранителем здоровья. У многих племен бытовало слово «тотем», что означает «мой род». Отсюда культовое животное (лат. animal) стали называть тотемным животным, а мировоззрение людей – анималистическим. В Северной Африке культовым животным являлся буйвол, в Греции – козел, в Сибири – медведь, на территории Индии – корова, у славянских племен – дикий кабан и др. Охотники у некоторых племен делали амулеты (из камня, дерева, кости), изображая культовых животных, и носили их с собой. Считалось, что амулет защищает от опасности и сохраняет здоровье. Даже в более поздние времена в Древней Руси в качестве амулета женщины носили «змеевик» («оберег от всех болезней»).
Длительное время первобытный человек в лечебных целях использовал кровь, золу, животный жир, печень, шкуру животного. В эпоху матриархата накапливался опыт лечения теми или иными лекарственными средствами растительного и животного происхождения, закладывались основы народной медицины.
Эпоха патриархата наступила в период позднего палеолита и в мезолите. Для этой эпохи характерны развитие очагов земледелия, активная охота, одомашнивание животных. Продолжался процесс формирования большой семьи, происходило разделение труда. Мужчина занимался охотой, скотоводством и земледелием, женщина – домашним хозяйством. Изменения, возникшие в условиях материальной жизни общества, сказались и на положении женщины внутри семьи, рода. Ф. Энгельс указывает, что «…приручение домашних животных и разведение стад создали неслыханные до того источники богатства и породили совершенно новые общественные отношения… Но кому принадлежало это новое богатство? Первоначально, безусловно, роду. Однако уже рано должна была развиться частная собственность на стада[5]». «Как и когда стада из общего владения племени или рода перешли в собственность глав отдельных семей, об этом мы ничего до сих пор не знаем… Стада были новыми средствами промысла; их первоначальное приручение, а позднее уход за ними были делом мужчины. Поэтому скот принадлежал ему.
«Дикий», воин и охотник, довольствовался в доме вторым местом после женщины, «более кроткий» пастух, кичась своим богатством, выдвинулся на первое место, а женщину оттеснил на второе[6]». По мере концентрации богатств в руках мужчин на смену матриархату приходит патриархат. «С утверждением фактического господства мужчины в доме пали последние преграды к его единовластию. Это единовластие было подтверждено и увековечено ниспровержением материнского права, введением отцовского права, постепенным переходом от парного брака к моногамии[7]». В этот период немаловажное значение имела выплавка самородных металлов (медь, олово, серебро, золото). Орудия труда стали частной собственностью, накапливалось избыточное количество продукта и зарождался обмен дарами. Наряду с ролью общины возросла роль семьи, появилась индивидуальная собственность, возникло имущественное неравенство. Происходило объединение нескольких коллективов (общин) в более крупные племена. Во главе племени стоял вождь, общины – старейшина. Эти должности стали наследственными.
Данные археологии свидетельствуют, что в IX-VI Тысячелетии до н. э. на Ближнем Востоке (Северный Иран, Палестина) совершился переход к земледелию и скотоводству. В Юго-Западной Азии (Сирия, Иран, Туркмения, Балканы, долина Нила, Центральная Европа) переход к новой форме хозяйства совершился в VI-V тысячелетии до н. э.
Переход к земледелию и скотоводству представлял собой подлинную революцию в человеческих отношениях. Это привело к неизбежному переходу от бесклассового общества к классовому, к имущественному неравенству и эксплуатации человека человеком. Возникшие общественно-экономические сдвиги в первобытном обществе оказали существенное влияние на дальнейшее развитие народной медицины.
В эпоху патриархата изготовление из самородных металлов орудий труда и предметов домашнего обихода (ножи, скальпели) нашло применение в первой хирургической практике. Развитие гончарного производства привело к изготовлению глиняной посуды, в которой можно было сварить не только пищу, но и лечебные снадобья.
В период пастушества был открыт ряд растений, обладающих лечебными свойствами. По преданию, пастух Мелампий у животных подметил послабляющее действие трав чемерицы. Пастух Хирон установил, что у животных раны заживают быстрее после поедания ими листьев и ветвей золототысячника. Очевидно, пастухи оказывали хирургическую помощь животным при травмах и переломах конечностей. Существует предположение, что в этот период пастухи делали операции кастрации. Точно известно, что в I тысячелетии до н. э. в Хеттском царстве производилась операция кастрации.
В эпоху патриархата изменилось представление людей об источнике жизненных благ. Вместо тотемного животного – источника существования мужчина – глава рода мыслился как создатель богатств, благополучия. В этот период мужчина пользовался всеобщим уважением. Постепенно складывался культ предка. В честь предка – главы рода устраивались праздники. В случае смерти предка уважение к нему сохранялось, создавались памятники – тотемные стобы. По представлениям первобытных людей, при почтительном отношении к предку в семье царило благополучие, никто не болел. При непочитании предка умерший мог наказать своих сородичей, «вселиться» в тело и мучить их. В ту далекую эпоху приемы врачевания сводились к стремлению умилостивить предка (танцы вокруг больного, подношения и т. д.). Применялись также устрашающие приемы: удары бубна, крики, инсценировалось вооруженное нападение. Больному не давали пищи и воды до тех пор, пока злой дух «не изгонялся». В племени конига, например, больных били, кололи иглами, трясли. Первобытные люди верили, что злой дух проникает в организм с пищей, поэтому больным давали различные вызывающие рвоту снадобья, иногда заталкивали перец в нос. Особенно усердствовали в приемах устрашения шаманы. Считалось, что шаман обладает сверхъестественной силой. Профессиональные навыки бектуасских шаманов Южной Америки находились в тайне много столетий.
Для изгнания злого духа первобытные люди применяли сложную операцию – трепанацию черепа. Эта операция имела широкое распространение. В 1926 г. при раскопках возле каменоломен селения Аван найден скелет урартийца с трепанационным отверстием на черепе. Трепанированные черепа людей найдены в различных частях света. В антропологических музеях Гамбурга, Чикаго, Парижа хранятся коллекции таких черепов. Трепанация черепа применялась как лечебный прием на протяжении многих столетий. Об этом свидетельствуют данные путешественников, посетивших в прошлом столетии остров Увей (Тихий океан). На этом острове все жители, в том числе дети, подвергались трепанации для «изгнания» злого духа в случае болезни (рис. 1).
Из других лечебных приемов, применявшихся в эпоху патриархата, следует отметить: высасывание, скарификацию, насечки и кровопускание. Эти приемы служили для избавления человека от болезни, другими словами – от злого духа, вселившегося в организм. Для высасывания крови применяли рог буйвола или камышовую трубку. Для скарификации использовали веточки растений или острую рыбью кость.
Важное значение для истории медицины имеют новые данные палеопатологии – науки о болезненных изменениях в организме людей, обитавших на земле в эпоху первобытно-общинного строя. Следы заболеваний и травм обнаружены у человека на всем пути его становления от питекантропа до неандертальца. Работы ученых-палеопатологов позволили установить причины возникновения болезней у первобытного человека, частоту их распространения, а также определить уровень развития народной медицины. Д. Г. Рохлин, пользуясь современными методами исследования, установил патологические изменения на ископаемых костях людей разных эпох, туберкулезные поражения костно-суставного аппарата, сифилитические поражения, последствия отморожения, описал изменения костей при рахите, подагре и других заболеваниях. Найдены следы венерических заболеваний, злокачественных опухолей костей, метастазов рака в кости.
Рис. 1. Кости черепа с трепанационным отверстием.
В эпоху первобытно-общинного строя единственным видом медицинской помощи была народная медицина. Народная гигиена – наиболее ранний раздел народной медицины. Выработанные эмпирическим путем гигиенические правила и навыки стали более широко применяться в более позднее время.
Несколько замечаний по поводу мнения буржуазных ученых о происхождении медицины. Буржуазные ученые утверждают, что первобытные люди легко получали готовые дары природы, отличались совершенным здоровьем. Уместно напомнить известное критическое замечание В. И. Ленина: «Никакого золотого века позади нас не было, и первобытный человек был совершенно подавлен трудностью существования, трудностью борьбы с природой»[8].
По мнению буржуазных ученых, медицина возникла на основе инстинкта самосохранения и любви к ближнему. Данное утверждение в корне неверно. Медицина появилась как одна из самых ранних потребностей человека в результате сложившихся материальных условий жизни. Без реальных практических средств и приемов врачевания нельзя было помочь ближнему, не могло быть речи об удовлетворении инстинкта самосохранения.
Буржуазные историки утверждают, что первые представления людей о болезнях связаны с религиозными верованиями о «вселении» в организм злых духов, демонов. Однако объективные данные говорят о том, что пастух представлял себе умершего предка не в виде духа, а как материальное существо, которое может вселиться в организм и вызывать болезнь. Отсюда и первые врачебные приемы: трепанация, скарификация, насечки. Вместе с тем нельзя отрицать, что на поздней стадии патриархата анимизм перерастает в демонизм, религию. Говоря о представлении людей той эпохи, следует руководствоваться указанием Ф. Энгельса, согласно которому мировоззрением людей тогда был не анимизм, а культ природы и стихий, находившийся на пути развития к многобожию. Можно смело утверждать, что врачебные приемы лечения болезней возникли из материальных условий жизни общества.
Итак, медицина возникла и развивалась в эпоху первобытно-общинного строя. Врачебные знания накапливались в результате деятельности всего коллектива первобытной общины, поэтому врачевание той эпохи следует именовать народной медициной, народным врачеванием. Народная медицина в эпоху первобытно-общинного строя обогатилась рядом лекарственных средств, выработала некоторые приемы врачевания и первое представление о причине болезней.
Читайте также
ЛЕКЦИЯ № 2. Зарождение медицины. Медицина в первобытных общинах. Возникновение врачевания
ЛЕКЦИЯ № 2. Зарождение медицины. Медицина в первобытных общинах. Возникновение врачевания Когда возникла медицина, вернее сказать, зачатки медицинской помощи, точно неизвестно. Существует множество мнений, теорий по этому поводу.Самая распространенная версия: медицина
ЛЕКЦИЯ № 3. Гиппократ и его вклад в развитие медицины
ЛЕКЦИЯ № 3. Гиппократ и его вклад в развитие медицины В истории развития медицины вряд ли можно найти еще одно имя, с которым связывалось бы чуть ли не зарождение медицины. Речь здесь пойдет о Гиппократе II Великом, вошедшем в историю, как Гиппократ. Этот великий
2. Развитие медицины в начале XV в. Медицинские направления
2. Развитие медицины в начале XV в. Медицинские направления Дело в том, что монголо-татарское иго, под которым Русь находилась продолжительное время, затормозило развитие Великой Руси, Киевского государства, которое, кстати говоря, считалось одним из самых цивилизованных
3. Развитие медицины в начале XVIII в. Медицинский факультет Московского университета
3. Развитие медицины в начале XVIII в. Медицинский факультет Московского университета Для начала необходимо заметить, что к XVIII в. Россия перешагнула через так называемый период отсталости, который был вызван монголо-татарским игом. Крепостное право, которое сковало
ЛЕКЦИЯ № 7. Развитие медицины в России в первой половине XIX в
ЛЕКЦИЯ № 7. Развитие медицины в России в первой половине XIX в 1. Общая историческая характеристика рассматриваемого периода Начнем рассмотрение исторического периода с сословий, имевшихся в России в начале XIX в. Сословие – это замкнутая группа людей с определенными
4. Медицина в годы Великой Отечественной войны. Развитие медицины в послевоенный период
4. Медицина в годы Великой Отечественной войны. Развитие медицины в послевоенный период С 1941 по 1945 гг. шла Великая Отечественная война, ставшая самой кровопролитной за всю историю человечества. Более 27 млн солдат и мирных жителей погибло. Но многие и выжили, и выжили
18. Развитие медицины в XV в
18. Развитие медицины в XV в Монастырские больницы и их рольДело в том, что монголо-татарское иго, под которым Русь находилась продолжительное время, затормозило развитие Великой Руси, Киевского государства, которое, кстати говоря, считалось одним из самых цивилизованных и
26. Развитие медицины в начале XVIII в
26. Развитие медицины в начале XVIII в Для начала необходимо заметить, что к XVIII в. Россия перешагнула через так называемый период отсталости, который был вызван монголо-татарским игом. Крепостное право, которое сковало значительную часть населения страны, было преградой на
52. Медицина в годы Великой Отечественной войны. Развитие медицины в послевоенный период
52. Медицина в годы Великой Отечественной войны. Развитие медицины в послевоенный период С 1941 по 1945 гг. шла Великая Отечественная война, ставшая самой кровопролитной за всю историю человечества. Более 27 млн солдат и мирных жителей погибло. Но многие и выжили, и выжили
3. Возникновение и развитие судебной медицины в России
3. Возникновение и развитие судебной медицины в России В допетровское время имеются лишь отдельные указания на врачебные освидетельствования, носившие судебно-медицинский характер. В XVII в. осмотры ран, увечий и трупов убитых производились должностными лицами с
2. Дифференциальная психология. Возникновение тестирования как результат практических запросов медицины, педагогики и индустриализации производства
2. Дифференциальная психология. Возникновение тестирования как результат практических запросов медицины, педагогики и индустриализации производства Дифференциальная психология стала еще одним источником развития психодиагностики. Вне представлений об
Глава 1 Врачевание в первобытном обществе
Глава 1 Врачевание в первобытном обществе История человечества начинается вместе с возникновением человека на Земле. Современная историческая наука определяет в развитии человечества две эры: 1) бесписьменную историю (первобытная, или доклассовая, эра) и 2) письменную
Глава 9 Возникновение и развитие катаракты
Глава 9 Возникновение и развитие катаракты Что такое катаракта? К великому сожалению, жизнь наша такова, что с возрастом приходят не только знания, профессиональный опыт и житейская мудрость. В организме происходят определенные физиологические изменения, и со временем
Глава 2 Возникновение и развитие зависимости от азартных игр
Глава 2 Возникновение и развитие зависимости от азартных игр Вся наша жизнь – игра, или Зачем это нужно человеку Игра – замечательное явление в нашей жизни, деятельность, на первый взгляд, бесполезная, но вместе с тем необходимая. Игра, доступная ребенку, непостижима для