Бача пош что это такое
Традиция бача-пош: как афганцы превращают дочерей в сыновей
Рождение мальчика в афганской семье — радостное событие, в честь которого устраивают пышный праздник. Рождение же девочки, наоборот, считается страшным позором. Поэтому родители вынуждены обращаться к древней традиции — переодеванию девочки в мальчика.
с малых лет одеваются и ведут себя как мальчики. С одной стороны это даёт девочкам некоторую свободу, но с другой — отрицательно влияет на их психику.
Почему в Афганистане мальчики ценятся больше, чем девочки
В Афганистане, как и во многих других восточных странах, рождение мальчика считается даром свыше. Неудивительно, ведь мальчики, вырастая, становятся продолжателями рода и наследниками имущества своего отца. Девочки же после свадьбы меняют фамилию и на наследство претендовать не могут. Даже если дочь — единственный ребёнок в семье. К тому же, девочка не может работать, а значит, является лишней обузой. Немудрено, что права женщин в Афганистане всячески ущемляются. А женщину, родившую девочку, встречают дома безо всяких почестей.
У афганцев существует особая традиция встречи матери, родившей сына, она называется нашрах. Во время нашраха женщине подносят различные подарки. В основном дарят дюжину кур или другие продукты, чтобы молодая мать мгла выкормить наследника рода. Подарки вручаются во время настоящего пиршества, которое организуется во дворе дома. Во время праздника играют музыканты, гости танцуют и поют, стреляют в воздух из ружей и всячески превозносят новоиспечённую мать. Её, способную рожать сыновей, считают успешной женщиной и хорошей женой. А женщин, которым не посчастливилось родить девочку, в Афганистане все презирают.
Как афганские девочки становятся мальчиками
Достоверно неизвестно, когда появилась традиция нарекать девочек мужским именем и заставлять их вести себя как мальчики. Стоит особенно отметить, что физически девочки остаются девочками, в отличие, например, от хиджр в Индии, которые проходят обряд оскопления. О женщинах, которые исполняли мужские обязанности, в Афганистане известно примерно с XVII века. Например, мать одного из вождей афганского племени участвовала в сражениях. А Заргуна Ана, бывшая матерью Ахмада Шаха Дуррани, и вовсе правила страной, пока её сын был в военных походах. Но такие женщины были скорее исключением из правил, чем нормой. А вот традиция считается абсолютно нормальной, и соблюдают её едва ли не в каждой третьей семье в Афганистане. Но открыто говорить об этом не принято.
С самых малых лет вынуждены носить мужскую одежду и коротко стричься. В отличие от афганских женщин они могут не покрывать голову и не скрывать своё лицо. Вместе с новым мужским именем девочка получает все привилегии мужчин. Она освобождается от домашних дел, уборки и приготовления пищи. С момента своего становления она может ходить в школу, играть с соседскими мальчишками в спортивные игры и работать. Маленькие обычно продают различные мелкие товары на улицах: жевательную резинку, воду и сувениры.
При этом ведут себя так, что от мальчика отличить их просто невозможно. Часто в компании даже не догадываются, что среди них есть переодетая девочка. Разумеется, долгое пребывание девочки в статусе мальчика не может не накладывать отпечаток на её характер и дальнейшую жизнь.
Как традиция влияет на девочек
Девушки, вынужденные всю свою сознательную жизнь играть мужскую роль в семье, быстро к этому привыкают. Но смиряются далеко не все. Всё же жизнь по другим правилам накладывает отпечаток на психику. К тому же, не учат никаким женским премудростям, будь то уборка по дому или приготовление обеда. Жёны из них получаются плохими — не покладистыми и не слушающими мужа.
Некоторые даже позволяют себе проявлять мужской характер и спорить со своим мужем, а то и поднимать на него руку. Ведь будучи в шкуре мальчика, они имеют право посещать занятия по единоборствам. Так, афганская женщина по имени Элаха, 20 лет бывшая и одевшая женскую одежду лишь для поступления в университет, сказала в своём интервью одному журналу:
Если сейчас мои родители выдадут меня замуж, то я сделаю всё, чтобы отомстить за все горести, причинённые афганским женщинам. Я буду бить мужа так, что ему ежедневно придётся таскать меня в суд.
Шокирующая традиция в Афганистане и Пакистане
Состоятельные люди выкупают мальчиков у бедных родителей и делают их своими рабами. Их учат танцу бача, который традиционно исполняется женщинами. Танец этот весьма откровенный и сексуальный, и мальчики исполняют его, переодевшись в женские одежды. Танцуют на праздниках перед гостями своего хозяина. А те за некоторую сумму могут купить право провести ночь с мальчиком. Никаких запретов на владение в Пакистане и Афганистане нет. Зачастую многие состоятельные люди держат при себе мальчиков.
Бача-пош: почему афганские девочки на несколько лет переодеваются в мальчиков
Сейчас весь мир следит за развитием ситуации в Афганистане: 16 августа члены группировки «Талибан» (террористическая организация, запрещённая в России) заняли Кабул, а президент страны бежал. Талибы собираются возродить Исламский Эмират Афганистан. Это государство существовало в 1995—2001 годах.
Члены «Талибана» известны своими радикальными мерами по отношению к женщинам. Во времена господства этой группировки женщинам запрещалось работать, получать образование и даже выходить на улицу без сопровождения мужчин. Чтобы выжить, женщины переодевали своих дочек в мальчиков. Этот феномен называется бача-пош — девочка надевает мужскую одежду, ведёт себя как мужчина и пользуется всеми привилегиями своего положения. Правда, всего несколько лет.
Права женщин в Афганистане по-прежнему сильно ограничены. Исследователи выяснили, что в этой стране пропасть между мужчиной и женщиной больше, чем в любой другой. Поэтому практика бача-пош существует и по сей день. Рассказываем, зачем это нужно и насколько травматично для девочек.
Бача-пош — это кто?
С персидского языка бача-пош переводится «одетая как мальчик». В семьях, где нет сыновей, одну из дочерей в период до наступления полового созревания переодевают в мальчика и с тех пор считают молодым мужчиной.
Среди жителей Афганистана ребёнок мужского пола считается подтверждением значимости семьи и её социального положения. И наоборот: известен случай, когда в 2017 году 45-летняя женщина стала изгоем общества только потому, что у неё шесть детей женского пола.
«После того как я родила шестую девочку, все члены моей семьи перестали со мной разговаривать. После родов меня даже избил муж»
Джамиля в интервью репортёрам Института освещения войны и мира.
В стране не одобряют, когда женщина работает вне дома, поэтому отсутствие сына влечёт экономические трудности для семьи. Ребёнка мужского пола воспринимают как наследника и будущее семьи.
Если в семье есть дочь, то, чтобы защитить семью от бедности и социальной стигмы, девочку коротко постригают (или прячут волосы под головной убор) и одевают в традиционный мужской наряд. С этого момента она бача-пош — и получает мужское имя, под которым её будут знать на улице. Многие окружающие знают, что ребёнок на самом деле женского пола, но обычно не подают виду.
Теперь бача-пош может помогать отцу, сопровождать мать и сестёр на улице и пользоваться остальными привилегиями мужского положения: заниматься спортом, поздно возвращаться домой и не касаться работы по дому.
При такой трансформации мнения девочки чаще всего не спрашивают. Однако известны случаи, когда девушки сами решали переодеться в мужскую одежду, чтобы быть наравне с мужчинами.
Мужские права девочка получает не навсегда. По мере её взросления семье становится всё сложнее скрывать пол ребёнка, и в период полового созревания бача-пош снова превращают в девочку. Тогда она вынуждена надеть закрытую одежду, не выходить из дома и вести себя, как и остальные женщины. Через некоторое время девочку ждёт замужество, чаще всего — с родственником.
Бывшие бача-пош — не самые желанные жёны. Они воспитывались как мальчики, поэтому не привыкли отводить взгляд при разговоре с мужчиной. К тому же бача-пош не так хорошо умеют выполнять домашнюю работу, как остальные афганские девушки. Их этому попросту не учили, потому что главная обязанность бача-пош — заработать денег для семьи.
В некоторых афганских семьях устоялся такой круговорот бача-пош: младшая дочь становится мальчиком после того, как её старшая сестра достигает подросткового возраста.
🎤 Подкаст по теме
Как появилась эта практика
Достоверно не известно, как и когда зародилась эта традиция. Американская исследовательница Нэнси Дюпри рассказала The New York Times о том, что видела фотографию женщины в мужской одежде, которая охраняла гарем Хабибуллы-хана — эмира Афганистана, жившего в начале ХХ века.
Эту точку зрения поддерживает и бывшая бача-пош Укмина Манури. В автобиографической книге она написала:
«… чтобы охранять гарем, он поручил одной из своих дочерей одеться в мужскую одежду. Раньше за женщинами эмира следили евнухи, кастрированные и безобидные мужчины. Он разработал новый план. Что может быть лучше женщины, чтобы следить за другими женщинами? А что может быть лучше мужского мундира, чтобы властно руководить любовницами короля? Его младшая дочь, таким образом, занимала место евнуха до самой смерти отца, который был убит на охоте. Говорят, что после этого она отказалась снова носить женскую одежду и убежала под видом мужчины. Больше о ней никто не слышал».
Распространённой эта практика стала с 1996 года, во времена, когда в Афганистане началось господство Талибана — террористической организации, запрещённой в России. Её участники запретили женщинам работать, получать образование и даже самостоятельно передвигаться по улицам в одиночку. Женщины, которые потеряли своих мужей и сыновей, не могли обеспечить себе жизнь, поэтому их дочери стали одеваться в мужскую одежду. Так они спасали семью от голода.
В афганском художественном фильме «Усама» показана история, характерная для того времени. Его героиня — женщина, работавшая в госпитале и потерявшая место с приходом Талибана. Так как у неё нет родственников мужчин, а работать без мужского сопровождения больше нельзя, героиня переодевает свою дочь в мальчика и называет его Усамой. Работать теперь может только Усама, и для женщин это единственный способ выжить.
Бача-пош рисковали, когда переодевались в мужчин. Талибы осуждали эту практику и «наказывали» непокорных женщин.
Но оказалось, что бача-пош продолжают появляться и вне режима Талибана. Репортёры федерального агентства новостей называют несколько причин почему:
Сколько бача-пош в Афганистане
Официальной статистики по этому вопросу нет. Однако в 2019 году было проведено исследование, в котором опросили 1396 афганских женщин. 99 опрошенных — это 7% от выборки — сказали, что в их семьях были бача-пош. Причём 60% из этих 99 женщин сами принимали мужскую гендерную роль. Вероятно, количество бача-пош может расти.
Mark Time Author / Shutterstock
Бывшая бача-пош Укмина Манури в автобиографической книге говорит, что в её деревне было 15 переодетых девочек. Укмина не упоминает, насколько велика была деревня, но этот отрывок показывает, что бача-пош — обычное явление для Афганистана.
Как живут бача-пош и их семьи
Когда девочка становится мальчиком, ей открывается новый мир. Ребёнок освобождается от «традиционных женских дел» и получает больше свободы. Бача-пош может без опаски выходить на улицу в одиночку, получать образование, водить машину, работать и заниматься спортом. В 2012 году вышел документальный фильм Bacha Posh: You will be a boy, my daughter. Лента рассказывает о том, как живётся четырём бача-пош разных возрастов.
Одна из них — девятилетняя Шабина. На улице её знают как Захида. Ребёнок не слишком рад новому амплуа, но признаётся, что другого выбора просто нет.
«В Афганистане девочкам тяжело живётся, а я не хочу потерять её. Когда она так одета, никто не скажет, что она девочка. Все думают, что она мальчик, и это защищает её лучше всего».
Отец Шабины в комментарии для фильма Bacha Posh: You will be a boy, my daughter
14-летняя бача-пош Мариам каждый день занималась теннисом и на момент съёмок фильма считалась лучшей женщиной-игроком в Афганистане. Это парадокс: для общества это мальчик, но в спорте озвучивают биологический пол. Так происходит из-за того, что государство официально не признаёт существование бача-пош, и их права не регулируются законом.
Семья Мариам всеми силами старается вернуть подростка к традиционному женскому обличию. Их позиция такова: «Она изменится либо по собственному желанию, либо силой».
Бывает, что девушки сами решают стать бача-пош, и семья их поддерживает. Например, федеральное агентство новостей публиковало репортаж о Фатиме, в семье которой есть мальчики, поэтому у девушки не было острой необходимости переодеваться в мужчину. Несмотря на это, она носит мужскую одежду с 16 лет. Отец поддерживает это решение, но окружающие часто относятся с недоверием: некоторые даже пытаются дотронуться, чтобы проверить, парень перед ними или девушка. Фатима дружит в основном с парнями, а вот девушки её дразнят. К внешнему виду Фатима относится философски:
«Знаете, я не считаю себя бача-пош. Это не совсем правильно. Я — это просто я. Я одеваюсь так, чтобы у меня было право выбора и независимость, чтобы можно было самостоятельно решать, когда и что мне делать и куда ходить. А вообще-то это просто одежда».
Как это отражается на психике
Мы поговорили с психотерапевтом, чтобы узнать, как обычай, когда родственники переодевают девочку в мальчика, может отразиться на её психике.
Внешний вид — это физически видимая часть нашей личности. Мы хотим, чтобы другие люди, особенно значимые, видели именно нас, а не кого-то другого. Через внешность, в том числе с помощью одежды, мы показываем себя. Ощущение «невидимости», того, что все смотрят вроде бы на тебя, но видят кого-то, кем ты не являешься — ужасно. Сам мир говорит тебе: «Тебя не существует! Такой, каким ты на самом деле являешься, ты никому не нужен! Нужна твоя „оболочка“ в „правильной“ для семьи и общества одежде».
Диссоциация, «омертвение» всех чувств, утрата связи с телом и эмоциями — это самое частое, что происходит в случае тяжёлых травматических воздействий. А практика бача-пош, несомненно, является именно таким воздействием. Внешне при этом может казаться, что с человеком всё хорошо: он спокоен, дела делает, не скандалит. Даже сам человек может начать считать так же и передавать травму дальше. Например, повторять сотворённое с ним со своими собственными детьми.
У травмированного человека могут возникнуть посттравматическое стрессовое расстройство или депрессия. Могут быть и другие реакции психики.
Бача-пош берут на себя «мужскую роль», которая считается социально одобряемой в Афганистане. Они одеваются как мальчики, ведут себя как мальчики и выполняют работу, которую девочкам делать запрещено. Однако, когда они достигают половой зрелости, они вынуждены заново «строить» женскую идентичность.
Идут споры о том, помогает ли практика бача-пош преодолеть неравенство или лишь наносит психологический ущерб женщинам. Афганские активистки считают, что настоящая проблема заключается не в самой практике, а в гендерном неравенстве и отношении к женщине в целом.
Неизвестно, как отразится смена власти в Афганистане на бача-пош. Лидеры «Талибана» заявили: женщины смогут работать и получать образование. Но что будет с теми, кто переодевается в мужчин, — сказать тяжело.
✏️ Важные материалы о феминизме
Примечание: исламистское движение «Талибан» внесено в список организаций, признанных в России террористическими, его деятельность запрещена.
Обложка: timsimages.uk / Shutterstock
Востоковед широкого круга интересов. Изучу информацию на трёх языках, чтобы рассказать на русском.
Бача-пош: почему в Афганистане девочек заставляют превращаться в мальчиков
Афганистан — одна из стран с самым жестким разделением населения по половому признаку. Патриархальные устои здесь настолько сильны, что все семьи стремятся во что бы то ни стало обзавестись сыном. Но если этого не получилось, то можно «пожертвовать» одной из дочерей (как правило, младшей) и осуществить ее переход в бача-пош, то есть на время сделать ее мальчиком. На сегодняшний день нет полной статистики о том, сколько именно девочек ежегодно становятся мальчиками в такой ритуальной форме. По одному из исследований, у каждой двадцатой женщины в Кабуле в семье был хотя бы один случай воспитания дочери как бача-пош (а в сельской местности практика встречается еще чаще).
Бача-пош чем-то напоминает конвенцию, к которой мы привыкли в театре: если актер выходит на сцену в костюме льва, зрителям следует воспринимать его как льва, хотя всем очевидно, что это не настоящий лев, а артист.
Так же и с девочками в обличье мальчиков — всем участвующим в этой игре известно, что это лишь временный переход, но на это время существует общественная договоренность воспринимать девочку как мальчика, дать ей те права, которых у девочек нет, и наконец оставить семью без сыновей в покое.
Как было однажды написано в газете Нью-Йорк Таймс, многие в Афганистане, к сожалению, по-прежнему уверены, что беременная женщина может повлиять на пол будущего ребенка (интересно, каким образом?), поэтому именно на мать сваливается основная критика за отсутствие сына в семье, хотя отцам, у которых рождаются одни дочери, тоже дают обидные прозвища.
Азиза Рафаат, занимающая должность в парламенте Афганистана, в интервью BBC рассказала, что даже высокий должностной пост не освободил ее от выслушивания постоянных комментариев о том, как плохо, что у нее в семье есть только девочки и нет сына. Поэтому семья Азизы решила «переделать» свою тогда трехлетнюю дочь в мальчика Мехрана, чтобы хотя бы несколько лет пожить спокойно.
В документальном фильме BBC рассказывается история этой семьи: после своего ритуального перехода — стрижки и облачения в мужскую одежду — Мехран смог играть в футбол с другими ребятами на улице. По рассказу матери, сам ребенок с большим энтузиазмом отнесся к такому изменению, ведь это дало ему больше свободы.
Удивительно, что и родственники полностью сживаются с этой иллюзией: дядя Мехрана все в том же фильме говорит, что для него ребенок — это мальчик (хотя он прекрасно знает, что Мехран был рожден девочкой).
Бача-пош, кстати, освобождается и от «традиционных» в этой культуре женских обязанностей — не должен убирать в доме, не помогает готовить, не учится шить. Зато может не бояться выходить на улицу.
В уже цитированном нами исследовании в качестве одной из причин распространения практики указывается как раз то, что бача-пош может свободно передвигаться по городу и, к тому же, сопровождать своих родственниц женского пола. Поэтому семьям, где много девочек и женщин (в Афганистане, как известно, разрешено многоженство), выгодно иметь хотя бы одного такого проводника, помимо мужа.
Бача-пош — это временный переход, и в какой-то момент «мальчикам» снова нужно становиться девочками. Как правило, подходящее время для этого тоже устанавливают родители. В каких-то семьях обратный переход происходит в десять лет, незадолго до переходного возраста.
Азиза Рафаат говорила, что предпочитает именно такой вариант для Мехрана (скорее всего, чтобы его за наличие груди не начали травить в школе), но заранее начала готовить ребенка к тому, что ему снова придется стать девочкой и что его свобода скоро будет ограничена.
В некоторых семьях переход осуществляют в более позднем возрасте, многим девушкам он дается очень тяжело. Особенно, если радикальная перемена осуществляется в тот момент, когда семья просто организовала свадьбу дочери и она прямиком из бача-пош становится невестой.
Еще в одном документальном фильме (в англоязычной версии, кстати, у него более яркое название: «Она мой сын») об этой культурной практике есть интервью с разными бача-пош (например, интересная история девочки, которая сама захотела стать мальчиком, хотя в ее семье уже был другой ребенок мужского пола, и родители поддержали ее выбор). Другая героиня фильма не собирается полностью возвращаться к женской роли и уж точно не хочет выходить замуж и быть запертой в четырех стенах — сейчас у нее есть офисная работа, после которой по вечерам она ведет тренировки по тхэквондо для женщин.
Невероятно следить за судьбами этих девушек, которым выпало расти в одной из самых неблагоприятных стран для женщин. И удивительно, что в современном мире в каких-то параллельных реальностях существует и практика бача-пош, и обсуждения, как можно максимально упростить трансгендерный переход для подростков, которым некомфортно жить в своем теле.
Бача-пош — к сожалению, не единственная ужасающая гендерная практика, распространенная на сегодняшний день в Афганистане. В этой стране до сих пор существует такое явление, как бача-бази, когда мальчиков заставляют облачаться в женские наряды и танцевать эротические танцы (и во многих случаях фактически склоняют к проституции). Хотя официально бача-бази запрещены и власти активно пытаются замалчивать существование подобных «ансамблей», они все еще активно гастролируют по стране. Если вы готовы спуститься в ад, посмотрите документальный фильм Наджибуллы Кураиши «Танцующие мальчики Афганистана», в 2011 году получивший премию международной правозащитной организации Amnesty International. Никакой цензурной лексики, чтобы описать то, что вы увидите, у нас нет.
Ещё почитать по теме
«Одна семья — один ребенок»: к чему привел знаменитый китайский эксперимент
«Двоих достаточно»: как в Иране удалось ограничить рождаемость мирными способами (и потом снова все испортить)
Как одна кенийская акушерка спасла двоих двуполых детей
Как и зачем девушки Афганистана выдают себя за парней
«Бача-пош», в переводе с фарси — «одетая как мальчик». Культурный феномен, породивший немало видеорепортажей и статей, довольно широко известен и вместе с тем тщательно скрываем. Западные исследователи и журналисты, собирающие материал, сталкиваются с недоумением афганцев и словами о том, что подобные случаи, во-первых единичны, а во-вторых канули в прошлое.
Однако странная, на западный взгляд, традиция, превращающая дочерей в сыновей, и не думает отмирать. В ноябре 2018 года только в двух провинциях Кабул и Нангархар насчитывалось 1463 бача-пош.
Telegram-канал «Афганская голубка» рассказывает об особенностях жизни «подпольных девочек» Афганистана.
«Усама» и ее подруги
Бача-пош стали частью афганской действительности в конце 90-х годов, когда страной правил «Талибан» 1 (экстремистская организация, запрещена в РФ), лишивший женщин всех возможных прав и свобод и запретивший им не то что работать, но и громко смеяться.
Подобное случается и в фильме «Дождь» 2 иранца Маджида Маджиди, где героиня заменяет на строительной площадке получившего травму отца, и в мультфильме «Добытчица», где глава семьи арестован талибами, а единственный сын слишком мал.
То же самое происходит с сотнями девочек по всей стране, которые идут на улицу торговать водой, книжками, сигаретами и другой мелочью, или просить милостыню. Под видом мальчиков, разумеется.
Bacha posh kızları, yalnız alışveriş yapmak için dışarı çıkabilir, kız kardeşlerini okuldan
getirebilir, iş bulabilir, spor yapabilir ve toplumdaki bir çocuğun rolünü oynayabilir. Uygulamanın kökenleri hala bilinmemektedir, ancak giderek daha iyi tanınmaktadır. pic.twitter.com/yInqqjreLq
Особенности патриархальной логики
За пределами крупных городов вроде Кабула и Герата мышление афганцев остается весьма консервативным. В книгах по этнографии разница в отношении к дочерям и сыновьям очевидна: когда рождается сын, устраивают большой праздник с угощениями и стрельбой, хорошую новость разносят по всей округе, родня и соседи приходят пожелать счастья маленькому мужчине. Когда рождается дочь… На этот счет есть несколько поговорок. Неудачливой матери в утешение говорится, например: «Ничего, девочка тоже радость» или «Лучше родить девочку, чем щенка».
Farsça “kız gibi giyinmiş oğlan” anlamındaki ‘bacha posh’ kavramıyla anılıyor gelenek. Oğlu olmayan aileler böylece hem kendini eksik hissetmiyor, hem de kızlarının okumak, çalışmak, kız kardeşlerine refakat etmek gibi erkeklerin yapabildiği şeylerden yararlanmasını sağlıyor.++ pic.twitter.com/AQfgYLCBXV
— Toplumsal Eşitlik Platformu (@teplatformu) August 17, 2020
Патриархальная логика предельно ясна: мальчик унаследует отцовское имущество и имя. Мальчик будет защищать страну и дом, заботиться о чести этого дома. Чем больше мальчиков, тем в большей безопасности находится семья, тем быстрее растет ее богатство, тем спокойнее будет старость родителей. Мальчик будет учиться или работать. В классическом патриархальном обществе девочка таких возможностей лишена — это позор (а во времена «Талибана» и суровое наказание).
Bacha posh, Afganistan’ın bazı bölümlerinde, oğulları olmayan bazı ailelerin bir erkek olarak yaşamak ve davranmak için bir kızı seçeceği kültürel bir uygulamadır. Bu, çocuğun daha özgürce davranmasını sağlar: okula gitmek, kız kardeşlerine halka eşlik etmek ve çalışmak. pic.twitter.com/Iqi8xBynKi
Что же, согласно патриархальной логике, делает девочка? Она помогает матери по хозяйству, нянчит младших, иногда ходит в школу (в университет — далеко не всегда, потому что мало кто посватается к образованной). Потом она выходит замуж (точнее, ее выдают) и уходит в семью мужа. Конечно, за нее можно взять большой выкуп с семьи жениха, но в целом девочки — это пустые хлопоты и траты. К семьям, где рождаются одни дочери, консервативная общественность относится с жалостью и долей презрения.
Семьи проявляют изобретательность: одна из дочерей стрижет волосы, надевает мужскую одежду, берет мужское имя, обретая на время все мужские права и обязанности. Зачастую это происходит по выбору родителей и изредка добровольно. Кстати, есть еще одно суеверие: если переодеть дочь в мужскую одежду, следующий рожденный в семье ребенок точно будет мальчиком.
Знают ли о превращении соседи и родня? Весьма вероятно. Но Афганистан редко выдает свои семейные тайны. Бача-пош мало кого удивляет, а социальный статус семьи временно повышается. В книге «Подпольные девочки Кабула», фундаментальном исследования жизни бача-пош, шведская журналистка Дженни Нордберг рассказывает такую историю. Афганка Азита Раффат, став членом парламента, превратила в «сына» одну из своих четырех дочерей. Общественность отнеслась к перемене благосклонно и некоторое время смотрела сквозь пальцы на возмутительную «неженскую» работу Азиты.
Афганские Жанны д’Арк
К вопросу о «неженском». Превратить девочку в мальчика может, помимо уже названных причин, политическая нестабильность.
О женщинах, исполнявших мужские обязанности, упоминается еще в летописях 18 века, хотя тогда, вероятно, само понятие «бача-пош» еще не существовало. Мать племенного вождя Мирвайса, носила на поясе меч и участвовала в битвах, мать Ахмад Шаха Дуррани заменяла на троне сына-правителя, ходившего в походы на Индию. Позднее встречаются упоминания о женщинах, наравне с мужчинами участвовавших в англо-афганских войнах (одной из них была «афганская Жанна Д’Арк» — Малалай, героиня битвы при Майванде).
«Такой же мужчина, как любой другой!», — говорят о ней соплеменники.
Побочные эффекты
Как правило, дочь продолжает играть роль сына до тех пор, пока не достигнет брачного возраста (в среднем до 15-16 лет). К тому времени ей на смену подрастает следующая младшая сестра.
После замужества жизнь бача-пош круто меняется: девочка, почти всю жизнь обладавшая мужскими правами и свободами, привыкшая воспринимать себя как мужчину, превращается в служанку в доме мужа. Разумеется, о том, что требуется от жены, она знает мало: когда она была «сыном», ее не учили стирать или готовить. Мысль о том, чтобы смириться и подчиняться, для нее новость, потому что до недавнего времени подчинялись ей. Замужество для бача-пош — как минимум психологическая катастрофа.
Исследований на тему гендерной идентичности переодетых девочек, разумеется, не проводилось, однако смена социальных ролей не может не сказаться на восприятии себя. В книге Нордберг описан и такой случай: Сетаре была «бача-пош» до рождения брата Али, но и после родители воспитывали ее как мальчика. В шестнадцать она продолжала носить мужскую одежду, играть в футбол и встречаться с подругой, которая говорила, что ей все равно, кто Сетаре — девушка или юноша.
Женские права: теория vs. практика
На бумаге о неравноправии женщин, порождающих феномен «бача-пош», нет и речи. Афганская конституция образца 2004 года гарантирует равенство граждан перед законом (невзирая на пол), право женщин на образование, здравоохранение, на представительство в обеих палатах парламента, а также подчеркивает, что Афганистан уважает Устав ООН и Всеобщую декларацию прав человека. Однако узнать о своих многочисленных правах могут далеко не все: по данным ЮНЕСКО на март 2020 года, уровень грамотности среди взрослого населения страны составлял 43%. Среди женщин тот же показатель составлял 29.8% (лучший результат был, разумеется, в Кабуле).
Да, все больше девочек ходят в школы. Да, женщин назначают на руководящие, а то и министерские посты. Казалось бы, жизнь налаживается, но проблема в следующем: двадцать первый век наступил далеко не во всем Афганистане. На подавляющей части страны еще не кончился четырнадцатый — сейчас на дворе 1399 год солнечной хиджры, а вместе с ним патриархальные ценности, «убийства чести», магия и так далее. В средневековой картине мира равноправие и равноценность мужчин и женщин по определению невозможны.
К сожалению, ни ООН, ни ЮНЕСКО не в состоянии подсчитать, у какого процента афганских граждан мышление остается средневековым. Да и конца политической нестабильности пока не видно.
1 Организация запрещена на территории РФ.
2 СМИ, включенное в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента.
Данная статья является исключительно мнением автора и может не совпадать с позицией редакции.