Кто такие сподвижники в исламе пророка
Сподвижники Пророка (мир ему и благословение) в Коране и Сунне
Согласно мусульманскому вероучению лучшим поколением в общине Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) является поколение его сподвижников. К ним относятся все мужчины и женщины, которые видели Пророка (мир ему и благословение), будучи мусульманами, и не отвратились от веры вплоть до самой смерти. Это значит, что если современники Пророка, видевшие его, даже в детском возрасте считается сподвижником если они не отрицали Аллаха и Его Пророка (мир ему и благословение).
Верующие любят сподвижников и стремятся походить на них. Любовь к ним является частью веры, а неприязнь к ним считается проявлением лицемерия. Сподвижники были избраны Аллахом для оказания поддержки Своему Посланнику (мир ему и благословение) и распространения света религии. Они были воспитаны под лучами пророческого света, прошли через многочисленные испытания и передали приобретённые от Пророка (мир ему и благословение) знания последующим поколениям. Благодаря своим выдающимся качествам и добродетелям они превзошли остальных людей и явили собой прекрасный пример для всех, кто стремится к благочестию и духовной чистоте.
Точных сведений относительно общей численности сподвижников нет. По словам выдающегося знатока хадисов Абу Зуры ар-Рази, после смерти Пророка их численность достигала 124 тысяч.
Лишь немногие из сподвижников пересказывали хадисы со слов Пророка Мухаммада (мир ему и благословение). По оценкам имама аз-Захаби, до нас дошли хадисы от полутора тысяч сподвижников. Имам Ахмад бин Ханбал, долго путешествовавший по мусульманскому миру в поисках знаний, собрал рассказы 987 сподвижников. Помимо них, имена ещё около трёхсот сподвижников упомянуты в шести наиболее авторитетных сборниках хадисов.
Сподвижники в Коране и Сунне
Превосходство сподвижников и их добродетели подтверждаются аятами Корана и хадисами Пророка (мир ему и благословение). В Коране сообщается, что Всевышний Аллах «доволен первыми из мухаджиров и ансаров, которые опередили остальных, и теми, которые последовали строго за ними. Они также довольны Аллахом» (Сура «Ат-Тавба», аят 100).
Щедрой похвалы в Коране удостоены сподвижники, присягнувшие на верность Пророку (мир ему и благословение) в Худайбии: «Аллах остался доволен верующими, когда они присягали тебе под деревом» (Сура «Аль-Фатх», аят 18). По свидетельству Джабира бин Абдаллаха, в тот день присягу принесли 1400 мусульман.
Великодушие, отзывчивость, праведность, доброта, снисходительность, самопожертвование, набожность и другие прекрасные качества сподвижников описаны в 8-м и 9-м аятах суры «Аль-Хашр» и в 29-м аяте суры «Аль-Анфаль». В 143-м аяте суры «Аль-Бакара» особо подчёркивается умеренность сподвижников, которая выражалась в приверженности справедливости и отказе от чрезмерности в делах религии.
Духовное богатство сподвижников, их готовность бороться за свободу и справедливость, а также их заслуги в распространении Ислама нашли отражение во многих высказываниях Пророка (мир ему и благословение). В одном из хадисов говорится: «Лучшим среди моих последователей является поколение, к которому я был послан, а потом — те, которые придут после них».
Пророк (мир ему и благословение) называл сподвижников хранителями его общины.
Посланник Аллаха (мир ему и благословение) запретил плохо отзываться о сподвижниках, разъяснив, что никому из мусульман не удастся достичь той искренности и того благонравия, которым отличались его соратники: «Не браните моих сподвижников, ибо если кто-либо из вас израсходует в милостыню золото величиной с гору Ухуд, то это не сравнится с пригоршней того, что израсходовал кто-либо из них, или даже с её половинкой».
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
Сподвижники и приближенные Пророка Мухаммада (мир ему и благословение)
Халифы Пророка (да благословит его Аллах и приветствует)
После смерти Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) исламскую общину (умму) возглавляли самые праведные халифы Пророка и высокочтимые его сподвижники: Абу Бакр, Умар, Усман и Али. Да будет доволен ими Аллах.
Сподвижники, которых Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) еще при жизни поздравил с предстоящим Раем
Пророк еще при жизни обрадовал многих сподвижников радостной вестью, что они будут в Раю. Среди них: все четыре халифа, Талхат, Зубайр, Са‘аду, Са‘ид, Абу ‘Убайда, ‘Абдуррахман бин ‘Авф, а также Хадиджа, ‘Аиша, Хасан, Хусейн, Фатима, Ибну Мас‘уд и другие.
Особые помощники Пророка (да благословит его Аллах и приветствует)
Хаварийюнами, то есть специальными помощниками нашего любимого Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) были: все четыре халифа, Хамза, Джа‘фар, Абу ‘Убайда, ‘Усман бин Маз‘ун, Абдуррахман бин ‘Авф, Са‘ад бин Абу Ваккас, Талхат, Зубайр. Да будет доволен ими Аллах.
Служанки Пророка (да благословит его Аллах и приветствует)
Служанками Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) были: Салма, Маймунат, дочь Саида, Хузрат, Разва, Разинат, Умму Замират, Маймунат, дочь Абу Усайма, Марият, Райханат.
Служащие Пророка (да благословит его Аллах и приветствует)
Известными людьми, которые услуживали нашему любимому Пророку (да благословит его Аллах и приветствует), были: Анас бину Малик, Абдуллах бину Мас‘уд, Му‘айкийу Румми, ‘Укбат бину ‘Амир, Аска‘ бину Шарик, Билал. Да будет доволен ими Аллах. Об их достоинствах много написано в книгах по истории.
Писари Пророка (да благословит его Аллах и приветствует)
Писарей, которые записали откровения (вахью), ниспосланные нашему любимому Пророку (да благословит его Аллах и приветствует), было около 45 человек. Самые известные из них: все четыре халифа Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) – Абу Бакр, Умар, Усман, Али, также Абдуллах бину Сарх, Амир бину Фухайра, Абдуллах бину Аркам, Убайй бину Кааб, Сабит бину Кайс, Зайд бину Сабит, Муавия бину Абу Суфьян, его брат Язид, Мугира бину Шу‘бат, Зубайр бин ‘Аввам, Халид бину Валид, ‘Ала бину Хазрами, ‘Амр бину ‘Ас, Абдуллах бину Равваха, Мухаммад бину Маслама, Абдуллах бину Абдуллах. Да будет доволен ими всеми Аллах.
Охрана Пророка (да благословит его Аллах и приветствует)
До того, как Всевышний Аллах ниспослал аят, в котором говорится, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) будет защищен Самим Всевышним, у него были телохранители. После ниспослания этого аята, Пророк сказал им: «Вы можете быть свободными, Всевышний Аллах взял на себя мою защиту». После этого Пророк свободно ходил и в гуще своих врагов. Защита Пророка Всевышним тоже является одним из чудес Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). До ниспослания аята из известных сподвижников его телохранителями были: Са‘аду бин Му‘аз, Муслим, Абу Бакр, Мухаммад бин Маслама, Зубайр бин ‘Аввам, Мугира бин Шу‘ба, Абу Аюб аль-Ансари, Билал, Са‘ад бин Аби Ваккас, Закван, Ибн Аби Марсад. Да будет доволен ими всеми Аллах.
Поэты Пророка (да благословит его Аллах и приветствует)
Поэтами, которые сочиняли стихи, воспевающие Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), и опровергали ложь неверных, пытавшихся очернить Пророка, были: Хасан бин Сабит, Абдуллах бин Равваха, Кааб бин Малик. Да будет доволен ими Аллах.
Сподвижники Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), прославившиеся особым героизмом во время священных войн
Участвуя в священных войнах вместе с Пророком (да благословит его Аллах и приветствует), всегда героически сражались и отсекали головы врагам: Али, Зубайр, Микдад, Мухаммад бин Маслама, ‘Асим бин Сабит, Заххак. Да будет доволен ими Всевышний Аллах.
Муэдзины Пророка (да благословит его Аллах и приветствует)
Муэдзинами Пророка, которые призывали мусульман на намаз, были: Билал, Ибну Умми-Мактум, Караз бин Саад, ‘Аммар бин Ясир, Абу-Махзура. Да будет доволен ими Аллах.
Вольноотпущенники Пророка (да благословит его Аллах и приветствует)
Среди рабов, которых освободил наш любимый Пророк (да благословит его Аллах и приветствует), были: два вольноотпущенника по имени Абу-Рафи‘, Ахмар, Усама бин Зайд, Афлах, Унсат, Айман, Сафван, Закван, Рафи‘, Раббах, Зайд бин Хариса, Зайдан, Сабик, Салим, Салман аль-Фариси, Салим, Саид, Замират, Абдуллах, Фузалат, Кайсан, Махрам, Руман, Муд‘им, Нафи‘, Вардан, Хишам, Ясар, Абу-Асилат, Абуль-Хамраъ, Абу-Салих, Абу-Замират, Абу-‘Убайда, Абу-Мувайхиба, Абу-Вакид, Каркарат, Мабур, Абу-Лубабат, Абу-Лакит, Абу-Хинд. Да будет доволен ими всеми Аллах.
По материалам книги Курамухаммада-хаджи Рамазанова «7 лучей солнца»
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
Кто такие Сахабы (сподвижники)?
Сподвижники Пророка или Сахабы являются лучшими людьми Пророка Мухаммада(мир ему и благословение Всевышнего!).
Именно посредством сахабов Коран, а также факты из жизни пророка были переданы остальным мусульманам.
Кто такие Сахабы
Согласно мнению ученых Ислама, Сахабом являлся любой мусульманин – ребенок, мужчина или женщина, который хотя бы раз видел Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего!), а слепой – если с ним говорил. Все они должны были до самой смерти следовать Исламу.
Сахабом не мог назваться тот, кто не был мусульманином при жизни Пророка Мухаммада, а стал им после. Не является сподвижником Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего!) и тот, кто, будучи мусульманином, видел Пророка, но впоследствии отошел от веры, превратившись в муртада-отступника. Если после смерти Пророка Мухаммада этот отступник вновь становился мусульманином, то его можно было считать Сахабом снова.
Количество сахабов
Не известно точное количество всех сахабов, однако из письменных источников имеется информация, что их было 40-120 тысяч. В книгах, которые описывают биографии сахабов, содержится упоминание о 10-12 тысячах. По приказу саллаллаху алейхи ва саллям, посланника Аллаха, в первом году хиджры проведена перепись населения. Перепись в последующие годы не осуществлялась, в итоге точное число сахабов не известно.
Имеется множество книг о биографиях сахабов, самые известные среди них всего три, это:
Иерархия сподвижников
Ученые уверены, что одни сподвижники занимали более высокий статус относительно других по нравственным достоинствам и качествам, хотя все заслуживали уважения и доверия. Можно классифицировать двенадцать категорий сподвижников, выделяя их по моменту обращения в ислам. Наиболее авторитетными признаны те, кто в первые годы призыва обратился в ислам. К ним относятся праведные халифы Усман, Абу Бакр, Али и Омар. Особым уважением пользуются Сахабы, принявшие участие в боях при Бадре, включая тех, кто под деревом в Худейбии присягнул на верность. В последнюю категорию включаются и те, кто видел Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего!) будучи детьми во время прощального паломничества и покорения Мекки.
Понравился материал? Будем благодарны за репосты!
Кто такие сподвижники в исламе пророка
Сподвижники пророка Мухаммада ﷺ (Источник фото: freepik.com).
Сподвижники пророка Мухаммада (с.а.с.) – те люди, которые его поддерживали, одними из первых уверовали в его пророческую миссию и стали поклоняться Единственному, заслуживающему поклонения, – Всевышнему Аллаху.
Именно эти люди стали трансляторами слов Мухаммада (с.а.с.), охраняли его и всячески помогали. Сподвижники Пророка (с.а.с.) – яркий пример настоящего мусульманина. Не зря в историю они вошли не только как сподвижники, но как «хранители общины». И сегодня мы вместе с вами проверим наши знания о жизни сподвижников, их вкладе в становление и дальнейшее развитие мусульманской общины.
1. Какому из сподвижников принадлежит следующее высказывание:
Абдуллах ибн Масуд во всех поездках неотступно сопровождал своего Мухаммада (с.а.с.), никогда не оставляя его одного. Когда Посланник (с.а.с.) спал, то Абдуллах будил его, когда Мухаммад (с.а.с.) просил его об этом, прикрывал его во время омовения, обувал его в сандалии. Также этот сподвижник всегда носил при себе посох пророка Мухаммада (с.а.с.) и его сивак.
Абдуллах ибн Масуд получил воспитание в доме своего Пророка (с.а.с.), внимая его черты характера и морали, стараясь во всём подражать лучшему из людей. Мухаммад (с.а.с.) также дал разрешение Абдуллху посещать его, когда тому вздумается, сделав его своим доверенным лицом даже в самых секретных делах. Поэтому Абдуллах получил в народе прозвище «хранитель тайн Пророка (с.а.с.)».
2. Какой из сподвижников не отказался от ислама, даже когда его просила об этом родная мать, угрожая голодной смертью?
Мать же сподвижника оказывается недовольная решением сына и призывает его отказаться от ислама и вернуться к вере предков – идолопоклонничеству. Однажды она обратилась к сыну: «Если ты не откажешься от этой новой религии, я буду голодать и не буду ничего пить. Так и умру. Тебя после этого будут называть «убийцей матери». Женщина притворила свою угрозу в жизнь. На это Саад ответил: «Мама, так не делай. Знай, я не отрекусь от своей религии. Клянусь Аллахом, мама, ты пойми, если у тебя будет даже тысяча душ, и ты будешь терять по одной каждый день, я всё равно не откажусь от своей религии. Хочешь ешь, хочешь не ешь!».
3. Какой из сподвижников обладал сильными предпринимательскими качествами и после смерти Пророка (с.а.с.) стал защитником интересов матерей правоверных и их опекунов, взяв полное финансовое обеспечение?
Абдуррахмане ибн Ауфе уже с юных лет он проявлял явную склонность к торговле. В последствии он занимался этим ремеслом в Сирии, Йемене и Эфиопии. При этом Абдуррахман активно жертвовал своим имуществом на пути Аллаха. Так, к примеру, во время битвы Табук он пожертвовал 10 кг золота. На другой военный поход он выделил две тысячи золотых. После смерти Пророка (с.а.с.) он продолжал помогать нуждающимся. От Аишы (р.а.) известно, что однажды мединцы почувствовали сильный грохот, который не был похож на землетрясение. Оказалось, что это был караван из 700 полностью нагруженных верблюдов, которые Абдуррахман отправил в Медину и раздал народу. Это говорит ещё об одной черте характера сподвижника – щедрости.
После смерти пророка Мухаммада (с.а.с.), Абдуррахман ибн Ауф стал защитником интересов матерей правоверных и их опекуном, взяв на себя полное их обеспечение. К примеру, если жёны Посланника (с.а.с) хотели совершить хадж, Абдуррахман брал все затраты на себя.
4. Он был вождём племени Даус в период невежества, одним из достойных арабов и щедрых, благородных людей. В его доме никогда не угасал очаг и не закрывались двери для тех, кто желал войти туда. Он угощал голодных, успокаивал находящихся в страхе, покровительствовал нуждающимся. Был сообразительным человеком и прекрасным поэтом. О ком идёт речь?
Туфайл ибн Амр был вождём племени Даус в период невежества, одним из достойных арабов и одним из щедрых благородных людей. Он был сообразительным человеком и прекрасным поэтом.
Туфайл, оставив жилища своего народа, проживавшего в местности Тухамат, отправился в Мекку, где курайшиты выступали категорически против призыва пророка Мухаммада (с.а.с.) к Единобожию. Здесь, в Мекке, с Туфайлом произошёл удивительный, незабываемый случай.
«Когда я прибыл в Мекку, лидеры курайшитов хорошо меня встретили, возвеличили и сказали: «О, Туфайл, ты прибыл в наш город, а в нашем городе Мухаммад (с.а.с.) ведёт с нами спор и утверждает, будто он Пророк (с.а.с.). Так он наводит смуту среди нас и разделяет наш народ. Мы опасаемся, что до вас тоже он дойдёт, и тогда среди вашего народа будет делать то, что делает среди нас. Не разговаривай с этим человеком и не слушай его, ведь его слова подобны колдовству, он – разлучающий отца с сыном, брата с братом, мужа с женой». Клянусь Аллахом, они не переставали рассказывать мне удивительные вещи, и вселять страх за мой народ. После этого я твёрдо решил для себя, что не буду к нему приближаться, говорить с ним и слушать его».
Однако, когда Туфайл пришёл на площадь, чтобы получить благословение от идолов, увидел, как Пророк (с.а.с.) совершал намаз рядом с Каабой. Он не мог оторвать глаза от Мухаммада (с.а.с.) и долгое время находился под сильным впечатлением. Едва же Туфайл услышал первые слова посланника Аллаха (с.а.с.), то понял, что никогда в жизни не слышал речи прекрасней.
«Я подождал, пока посланник Аллаха (с.а.с.) отправится домой, пошёл вслед за ним, вошёл в его дом и сказал: «О, Мухаммад (с.а.с.), народ твоего племени рассказывает мне про тебя такое и такое, они не переставали вселять в меня страх по поводу твоего дела, я даже заткнул уши ватой, чтобы не услышать тебя. Но по воле Божьей я услышал твою речь: она была прекрасна! Расскажи мне о твоей религии».
Тогда пророк Мухаммад (с.а.с.) рассказал Туфайлу об исламе и прочитал суры «Аль-Ихлас» и «Аль-Фаляк». В этот момент Туфайл понял, что слышит единственное верную истину и сразу же засвидетельствовал, что нет Божества, кроме Аллаха, и Мухаммад (с.а.с.) – Его посланник. Приняв ислам, новоиспечённый мусульманин остаётся в Мекке, чтобы детально изучить все каноны ислама. Спустя время он принимает решение вернуться к своему народу, что и их наставить на путь истинный. Так всё его племя стало на путь ислама и поклонялось Одному лишь Всевышнему Творцу.
5. Мать какого сподвижника называли Умм Мактум?
Абдулла был свидетелем зарождения ислама в Мекке. Он был одним из первых, кто принял ислам, чем обрёк себя на жестокие преследования язычников и многочисленные длительные страдания. Абдулла стремился каждый день запоминать как можно больше новых аятов из Корана, стараясь не упускать ни одной возможности.
Его отношение к религии было примером стойкости, несгибаемой твёрдости и самопожертвования. Ни его преданность, ни его вера не ослабли под сильным гнётом курайшитов. Когда курайшиты усилили преследование Пророка (с.а.с.) и последовавших за ним мусульман, Аллах разрешил им переселиться. В числе первых в Медину отправился Абдулла ибн Умм Мактум. Когда туда прибыл сам Пророк (с.а.с.), то он назначил Абдуллу и ещё одного сподвижника – Биляля – муэдзинами.
Мухаммад (с.а.с.), понимая, что ему придётся иногда покидать Медину, назначил Абдуллу своим наместником на время отсутствия. Это происходило более чем десять раз, причем один из них – в тот момент, когда Пророк (с.а.с.) и другие сподвижники отправились освобождать Мекку.