Социальная помощь детям и подросткам в семьях группы риска включает такие составляющие как

Социальная помощь детям и подросткам в семьях группы риска включает такие составляющие как

СОЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ ДЕТЯМ «ГРУППЫ РИСКА»

Литвишков Владимир Михайлович

доктор педагогических наук, профессор,

старший научный сотрудник

Научно-исследовательский институт ФСИН России;

профессор Академии ФСИН России

Россия (125130, Москва, ул. Нарвская,15А),

Аннотация: История социальных служб помощи уходит корнями в историю милосердия и благотворительности. Важнейшей частью социальной помощи детям является педагогическая составляющая, связанная с воспитанием и образованием ребенка. Дети «группы риска» нуждается в специально организованной, профессиональной социально-педагогической помощи, заключающейся в выявлении, определении и разрешении проблем ребенка с целью реализации и защиты его прав на полноценное развитие и образование.

Ключевые слова: дети «группы риска», социальная помощь, депривация, реабилитация, социализация

Современный кризис, охвативший общество, характеризуется усилением социальной отчуждённости среди молодёжи, всё большим распространением в детской среде саморазрушающего поведения, что приводит к росту преступности, проституции, наркомании, алкоголизма среди подростков.

В настоящее время социальное сиротство стало одним из позорнейших явлений нашего общества. В детских домах и интернатах растет более полумиллиона детей. Самое страшное в сиротстве то, что одиночество ребенка резко ломает его развитие как социального существа и как личности. По отношению к таким детям есть понятие как материнская депривиация, что означает никому ненужность. Это ставит требующую безотлагательного решения проблемы оказания комплексной социально-педагогической помощи практически всем категориям детей.

Социально-педагогическая деятельность как разновидность педагогической деятельности имеет как общие черты, так и отличительные особенности.

Человек часто оказывается в ситуации, выражающей необходимость изменять себя, либо среду, либо то и другое, то есть человек оказывается перед необходимостью адаптироваться к изменившимся условиям.

Такого рода проблемные ситуации возникают в жизни каждого человека даже в условиях социальной и экономической стабильности.

Основной отличительной особенностью социально-педагогической деятельности является то, что потребность в ней возникает тогда, когда
у индивида, личности, группы складывается проблемная ситуация
во взаимоотношениях со средой.

Понятие дети «группы риска» может считаться сегодня общепринятым, однако существуют различные его трактовки, поэтому оно нуждается в уточнении и развитии.

Слово риск означает возможность, большую вероятность чего-либо, как правило, негативного, нежелательного, что может произойти или не произойти. Поэтому, когда говорят о детях «группы риска», подразумевается, что эти дети находятся под воздействием некоторых нежелательных факторов, которые могут сработать или не сработать.

Фактически речь идет о двух сторонах риска. С одной стороны, это риск для общества, который создают дети данной категории. Следует отметить, что понятие «группа риска» появилось ещё в советский период именно в контексте приоритета общественных интересов. Это понятие позволяло выделять категории людей, семей, поведение которых могло представлять определенную опасность для окружающих и общества в целом, поскольку противоречило общепринятым нормам и правилам.

Однако в последнее время эта категория детей рассматривается специалистами, прежде всего с точки зрения того риска, которому постоянно подвергаются они сами: риска потери жизни, здоровья, нормальных условий для полноценного развития и т.д.

Разные ученые выделяют различные группы факторов, позволяющих отнести детей и подростков к данной категории.

Олиференко Л.Я., Шульга Т.И., И.Ф. Дементьева считают, что под понятием дети «группы риска» следует подразумевать следующие категории детей.) [4; С. 128]: 1. дети с проблемами в развитии, не имеющими резко выраженной клинико-патологической характеристики; 2. дети, оставшиеся без попечения родителей в силу разных обстоятельств; 3. дети из неблагополучных, асоциальных семей; 4. дети из семей, нуждающихся в социально-экономической и социально-психологической помощи и поддержке; 5. дети с проявлениями социальной и психолого-педагогической дезадаптации.

Таким образом, основная отличительная особенность детей группы риска заключается в том, что формально, юридически они могут считаться детьми, не требующими особых подходов (у них есть семья, родители, они посещают обычное образовательное учреждение), но фактически в силу причин различного характера, от них не зависящих, эти дети оказываются в ситуации, когда не реализуются в полной мере или вообще попираются их базовые права, закрепленные Конвенцией ООН о правах ребенка и другими законодательными актами. Сами дети своими силами не могут разрешить эти проблемы.

Источник

Социальная помощь детям, подросткам и их семьям

Социальная помощь детям и подросткам в семьях группы риска включает такие составляющие как. Смотреть фото Социальная помощь детям и подросткам в семьях группы риска включает такие составляющие как. Смотреть картинку Социальная помощь детям и подросткам в семьях группы риска включает такие составляющие как. Картинка про Социальная помощь детям и подросткам в семьях группы риска включает такие составляющие как. Фото Социальная помощь детям и подросткам в семьях группы риска включает такие составляющие как Социальная помощь детям и подросткам в семьях группы риска включает такие составляющие как. Смотреть фото Социальная помощь детям и подросткам в семьях группы риска включает такие составляющие как. Смотреть картинку Социальная помощь детям и подросткам в семьях группы риска включает такие составляющие как. Картинка про Социальная помощь детям и подросткам в семьях группы риска включает такие составляющие как. Фото Социальная помощь детям и подросткам в семьях группы риска включает такие составляющие как Социальная помощь детям и подросткам в семьях группы риска включает такие составляющие как. Смотреть фото Социальная помощь детям и подросткам в семьях группы риска включает такие составляющие как. Смотреть картинку Социальная помощь детям и подросткам в семьях группы риска включает такие составляющие как. Картинка про Социальная помощь детям и подросткам в семьях группы риска включает такие составляющие как. Фото Социальная помощь детям и подросткам в семьях группы риска включает такие составляющие как Социальная помощь детям и подросткам в семьях группы риска включает такие составляющие как. Смотреть фото Социальная помощь детям и подросткам в семьях группы риска включает такие составляющие как. Смотреть картинку Социальная помощь детям и подросткам в семьях группы риска включает такие составляющие как. Картинка про Социальная помощь детям и подросткам в семьях группы риска включает такие составляющие как. Фото Социальная помощь детям и подросткам в семьях группы риска включает такие составляющие как

Социальная помощь детям и подросткам в семьях группы риска включает такие составляющие как. Смотреть фото Социальная помощь детям и подросткам в семьях группы риска включает такие составляющие как. Смотреть картинку Социальная помощь детям и подросткам в семьях группы риска включает такие составляющие как. Картинка про Социальная помощь детям и подросткам в семьях группы риска включает такие составляющие как. Фото Социальная помощь детям и подросткам в семьях группы риска включает такие составляющие как

Социальная помощь детям и подросткам в семьях группы риска включает такие составляющие как. Смотреть фото Социальная помощь детям и подросткам в семьях группы риска включает такие составляющие как. Смотреть картинку Социальная помощь детям и подросткам в семьях группы риска включает такие составляющие как. Картинка про Социальная помощь детям и подросткам в семьях группы риска включает такие составляющие как. Фото Социальная помощь детям и подросткам в семьях группы риска включает такие составляющие как

Все социальные службы для детей, подростков и семей объединяются понятием «детско-юношеская помощь». Работа с детьми и подростками подразделя­ется на два аспекта: забота о подростках и помощь в воспитании.

Забота о подростках охватывает все мероприятия по организации свободного времени или досуга детей и подростков: деятельность молодежных центров, ра­бота в молодежных организациях, работа в области образования молодежи, содействие и помощь спортив­ному движению, строительство спортивных площадок, мероприятия по проведению каникул, помощь в прове­дении отдыха, международные встречи, охрана прав и труда подростков. Речь идет о широкой превентивной работе с детьми и подростками.

Что касается «помощи в воспитании», то подразу­мевается оказание социальной помощи подросткам и тем семьям, в которых имеются значительные трудно­сти, например, проблемы в воспитании, проблемы об­щения и насилия в семье, аномалия родителей, детей и подростков. Первые мероприятия и законы о защите детей и подростков появились еще в конце прошлого столетия.

В мае 1990 года был принят закон о профилактике детской и юношеской преступности. В законе:

– осознанно учитываются различные семейные обстоятельства и многообразие жизненного уклада, как, например, разлука, развод и всевозможные другие неурядицы;

– отменены вмешательства в правопорядок;

– подчеркивается преимущество амбулаторной помощи детям и подросткам;

– обращает на себя внимание определенная се­мейная ориентация, т.е. заслуги, успехи принадлежат всем членам семьи, прежде всего родителям;

– новым и подлинно прогрессивным является принятие постановлений о защите, т.е. сбор, накопле­ние, использование и передача другим лицам инфор­мации возможны только с согласия семьи.

Работа в области детско-юношеской помощи, а так­же по профилактике детской и подростковой преступ­ности, а вместе с ней и работа с родителями проводится в соответствующих социальных организациях разны­ми профессиональными группами, а именно, соци­альными работниками, социальными педагогами, пси­хологами, педагогами, социологами, а также частично воспитателями, врачами и юристами. Социальные ра­ботники и социальные педагоги, использующие всеох­ватывающие и комплексные методы работы, представ­ляют собой самую сильную профессиональную группу.

Основной принцип профилактики, которыйвомногих регионах вследствие недостаточной социаль­ной инфраструктуры не может быть осуществлен, пред­полагает раннюю и своевременную поддержку и сня­тие с обвиняемого вины. Этому соответствует принцип социальной работы «помощь и воспитание вместо наказания», чему способствует внутреннее развитие и готовность к изменению, например, внутри семьи.

Принципы социальной работы базируются на гума­нистической психологии, которая исходит из того, что каждый человек как личность должен и хочет быть серь­езно воспринят в своей готовности и желании жить в мире, согласии и счастье с другими людьми и для реали­зации своего намерения нуждается в поддержке. Отсю­да исходит принцип «понимания вместо осуждения». Но под этим не следует понимать, например, что каждое преступное поведение может быть одобрено, наоборот, каждого человека необходимо принимать таким, каков он есть, а причины его поведения исследовать и разбирать. Речь идет о том, чтобы дать возможность провинившему­ся выразить свои чувства как позитивные, так и негатив­ные, понять их и серьезно принять.

Социальная помощь детям и подросткам в семьях группы риска включает такие составляющие как. Смотреть фото Социальная помощь детям и подросткам в семьях группы риска включает такие составляющие как. Смотреть картинку Социальная помощь детям и подросткам в семьях группы риска включает такие составляющие как. Картинка про Социальная помощь детям и подросткам в семьях группы риска включает такие составляющие как. Фото Социальная помощь детям и подросткам в семьях группы риска включает такие составляющие как

Принцип «добровольность вместо контроля» пред­полагает предоставление клиенту возможности самому решать, какая помощь ему необходима и какую он хочет принять. Под этим также подразумевается, что соци­альный работник не должен навязывать подопечному свое мнение в форме советов или указаний, полагая, что он лучше знает то, что нужно подростку. Отношения в области социальной работы, находящиеся под контро­лем и включающие советы и доказательства, порожда­ют приспособляемость на основе страха и делают не­возможным собственное развитие подопечного.

В тесной связи с этим основным принципом стоит принцип «помощь для самопомощи» или «активность вместо пассивности». Если социальный работник сам активен, все делает для своего подопечного и не требу­ет от него самостоятельных действий, то тем самым он делает его еще более беспомощным и зависимым, так что в конце концов тот вообще не способен быть за себя в ответе. Напротив, социальный работник должен дать ему возможность самому строить свою жизнь.

Принцип «скрытность, конфиденциальность» от­ражает право каждого на уважение его личной жизни. Это значит, что передача информации о личных житей­ских ситуациях третьему лицу (людям, учреждениям), участие или присутствие третьего лица в разговорах может происходить только с согласия клиента.

Принцип «открытость (искренность), доверие» направлен на установление доверия. Подразумевается открытое и честное поведение профессионального соци­ального работника, который ничего не позволит себе делать за спиной своего подопечного, например, получать сведения о клиенте от третьего лица. Так может нарушить­ся доверие подростка к социальному работнику.

Принцип «семейная ориентация» исходит из того, что защита и помощь находящимся под угрозой детям может быть обеспечена только совместными усилиями социального работника и родителей, при условии из­менения ситуации и отношений в семье. Это означает также, что родители принимают на себя ответствен­ность за решение проблем своих детей и направляют на это все силы семьи.

Принцип «объединенная помощь – комплексная помощь» затрагивает совокупность проблемных жизнен­ных обстоятельств. Помощь социального работника дол­жна осуществляться в тесном контакте с различными организациями и службами, имеющими отношение к семье. Этот последний принцип показывает, что в соци­альной работе все большего признания добивается про­цессуально-систематическое видение социальных про­блем, которое объединяет материальные, физические, духовно-психические, личностные и общественные про­блемы.

Функции социальной работы исходят из процессу­ально-систематического способа видения, которое имеет дело не столько с состоянием отдельных изоли­рованных частей, т. е. отдельных личностей, сколько с взаимодействием между частями внутри системы и между системами на различных уровнях. Отдельные люди в своих стремлениях реализовать материальны­ми, эмоциональными и духовными средствами и воз­можностями свои планы и решить свои проблемы в современном сложном обществе руководствуются поддержкой неформальных и формальных систем своего узкого и широкого социального окружения, например, семьи, родственников, соседей, друзей, знакомых, цер­кви, социальных организаций, школ, больниц, учреж­дений, полиции и т.д.

Но существуют группы населения, например, так называемые группы риска, которые в силу своих соци­ально-психологических особенностей не в состоянии или не имеют возможности получить необходимые средства и поддержку. Поэтому социальная работа в основном занимается вопросами общения между людь­ми в проблемных ситуациях и их социальном окруже­нии, т.к. эти отношения и общение между отдельным человеком и его социальным окружением, или, как это было выше сказано, неформальной и формальной сис­темами, оказывают влияние на его способности и воз­можности решения жизненно важных задач.

Отсюда можно вывести главные функции социаль­ной работы:

– формирование способностей человека и расши­рение возможностей для разрешения проблем и жиз­ненных задач;

– установление связи и улучшение отношений между людьми и социальными системами;

– содействие эффективному и гуманному действию этих систем;

– социальная помощь в развитии и улучшении проводимой социальной политики.

Защита воспитания – это одна из форм поддерж­ки семей, имеющих проблемы в воспитании. Задача службы по защите воспитания, в которой заняты соци­альные педагоги, состоит прежде всего в оказании поддержки родителям по вопросам воспитания детей, а также в оказании помощи детям и подросткам в фор­ме совета или действенной помощи, чтобы таким обра­зом предупредить надвигающуюся опасность или пре­дотвратить всевозможные семейные конфликты и отклонения в поведении подростков.

Социально-педагогическая помощь семье осуще­ствляется социальным педагогом непрерывно (более чем 3 года) и интенсивно (до 20 часов в неделю) в форме бесед с родителями и детьми в свободное время. Цель социально-педагогической помощи семье заключает­ся в том, чтобы не допустить направления детей в дет­ский дом или интернат. Помещение детей в семьи об­ходится дешевле, чем пребывание в интернате, поэтому в силу своей эффективности в последние годы такой форме работы оказывается содействие в дальнейшем ее совершенствовании и развитии.

Проблемы наркомании, токсикомании имеют место во многих детских и юношеских учреждениях, напри­мер, молодежных центрах, интернатах и т.д. Беспомощ­ность педагогов перед лицом проблемы наркомании, алкоголизма и токсикомании – последняя особенно распространена среди девушек – привели к тому, что эта проблема вылилась в создание специальных орга­низаций помощи. Первыми в этой области стали консуль­тационные пункты по борьбе с наркоманией. Их помощь заключается в проведении бесед и амбулаторной тера­пии. При этом все большее распространение получает работа с родителями и родственниками находящихся в опасности детей и взрослых (индивидуальные беседы и групповая работа). Эффективными формами оказания социальной помощи являются также воспитательные мероприятия для молодых наркоманов, смена места жительства между выпиской из клиники и стационар­ной терапией, превентивные интернаты для находящих­ся в опасности детей и др.

Вслед за апробированными англо-американскими моделями, во многих крупных городах Германии полу­чила развитие в рамках службы социальной помощи молодежи новая форма «открытой» социальной рабо­ты, ориентированная на проблемы улицы.

К воспитательным мероприятиям, направленным на предотвращение опасности для групп детей и несовер­шеннолетних подростков, относят как помощь общего характера, так и специальную помощь, связанную с предотвращением опасности для отдельной личности.

Целью социально-педагогической работы в этом случае является не только предотвращение различного рода негативных процессов среди уличной молодежи, но и стремление всеми средствами способствовать раз­витию личной ответственности детей и подростков и их самоопределения через организацию клубной работы.

Существуют различные концепции социальной работы на улицах города. Все они включают прежде всего превентивные (профилактические) меры:

– как можно раньше предопределить возникнове­ние запущенной (маргинальной) молодежи, особенно уличных групп детей и подростков через установление «случайных» контактов с ними в периоды их сборов и проведения свободного времени;

– определить потребности, проблемы уличных групп молодежи и формы оказания им соответствую­щей помощи, как индивидуальной, так и групповой;

– принять меры для предотвращения количества групп, способствовать их распаду и направлению их активности в менее агрессивное русло;

– выявить особо опасных подростков в уличных группах и попытаться вовлечь их в молодежные груп­пы, находящиеся под социально-педагогической опе­кой социальных работников;

– найти помещение для уличных групп молодежи и проводить с ними экскурсии, различные формы орга­низации досуга с целью ускорения процесса их соци­ализации или ресоциализации;

– установить контакты с наркоманами, направить их в соответствующее заведение.

В процессе контактов с уличными группами детей и подростков социальный работник должен проявлять максимум понимания и участия в их жизни. Вместе с тем, необходимо предъявлять молодым людям и опре­деленные требования.

Источник

Социальная поддержка детей группы риска

2. Социальная поддержка детей группы риска

2.1 Структура социальных служб и учреждений работающих с детьми группы риска

В настоящее время в России нет четко структурной системы социальных служб и учреждений, работающих с детьми группы риска. Социально-педагогичекой поддержкой и реабилитацией детей занимаются различные социальные учреждения.

Термин социально-педагогическая поддержка детства, был предложен Северным А.А., Альтшулер Б.Л. в ходе опытно-экспериментальной работы, проводившейся в Московской области (Люберецкий и Чеховский районы). Результатом эксперимента стало создание центра социально-трудовой адаптации детей. К основным функциям центра отнесли: реализацию обучения по престижным профессиям для школ; подготовку по избранной профессии для школ, которые открыли профильные классы; созданию групп учащихся (14-16 лет) отчисленных по разным причинам из школ, созданию им условий для профессиональной начальной подготовки, получению работы и заработка при неполном рабочем дне; воспитательно-профориентационную работу среди учащихся общеобразовательных школ района; созданию рабочих мест для детей и подростков, обучающихся в центре; созданию летних трудовых объединений по уборке урожая, сбору трав и так далее; информированию подростков об услугах, предоставляемых Центром занятости; осуществлению контроля за соблюдением прав подростков в сфере производства; осуществлению юридической защиты трудоустроенного подростка при нарушении условий договора работодателем.

Для решения поставленных задач в структуре Центра социально-трудовой адаптации предполагалось создание: учебно-производственного комбината с филиалом, службы профориентации, информационно-аналитической службы, детского ателье, академии домашних ремесел и др.

Для оказания помощи детям группы риска и их семьям, в 1994 г. был открыт Центр неотложной социально-педагогической помощи, как приют временного пребывания детей и подростков. В последствие, в связи с расширением его функций перерос в Центр неотложной социальной и психолого-педагогической помощи детям и подросткам, в структуру которого входят приют временного пребывания, «телефон доверия», кабинет анонимного приема, выездные бригады скорой психолого-педагогической помощи /42/.

Главная задача Центра неотложной помощи – оказание практической помощи детям и подросткам, нуждающихся в социальной и психолого-педагогической поддержке: пострадавшим от жестокого обращения, физического, психологического, сексуального насилия; временно лишенным семейного попечения и средств к существованию, ограждение их от влияния асоциальной среды, обеспечение охраны и защиты их прав. Специалисты центра проводят диагностику причин трудностей детей и подростков, осуществляют меры по их устранению, оказывают краткосрочную и долговременную социальную, медицинскую, педагогическую и психологическую помощь, при необходимости проводят реабилитацию.

«Телефон доверия» в Центре работает круглосуточно и обеспечивает контакт с детьми и подростками района по всем интересующим их вопросам. Профессионал-психолог может оказать психологическую поддержку, дать совет и проконсультировать. При этом ведется магнитофонная запись вопросов и ответов, что позволяет затем более тщательно проанализировать проблемы обратившихся за помощью детей и подростков, разработать на основе этого анализа рекомендации педагогам и родителям или лицам, их заменяющих.

В кабинете анонимного приема детям предоставляется возможность бесплатно получить консультацию юридического, медицинского, психологического порядка. К работе в кабинете на договорной основе привлекаются специалисты различных служб района, они же анализируют сложившуюся ситуацию, вносят конкретные предложения по улучшению работы тех или иных структур, обслуживающих детей. В случае необходимости принимаются другие меры:

— направление на лечение;

— оставление (по согласию ребенка и родителей) в приюте временного заболевания и т.п.

В Центре неотложной помощи применяется и такая форма оказания помощи, как выездные бригады в составе психологов, социологов, педагогов, юристов, психотерапевтов, врачей. Такие бригады создаются для оказания помощи разрешения конфликтов между детьми, подростками и взрослыми, в случае попытки суицида и т.п.

В 1997 году при Центре неотложной помощи была также открыта социальная гостиница для подростков. Это социально-педагогическое учреждение было создано, в первую очередь для оказания помощи и поддержки воспитанникам, возвращающимся из школ-интернатов, детских домов, окончившим профессиональные технические училища, у которых потеряно или вовремя им не предоставлено жилье. Необходимость в таком учреждении обусловлено тем, что многие выпускники детских домов, приютов нуждаются в социальном патронаже, так как не умеют жить самостоятельно, слабо подготовлены к умению выживать в обществе, не обладают необходимыми навыками ведения домашнего хозяйства, бытового самообслуживания, не могут пользоваться социальными инфраструктурами. При невозможности устроится на работу, воспитанники социальной гостиницы могут получать продукты, одежду, обувь до тех пор, пока они не смогут получать заработную плату.

Кроме того, в социальной гостинице могут находиться дети, у которых есть юридически закрепленное за ними жилье, но в силу каких-либо обстоятельств жить там подростку не возможно или не безопасно. Например, родители, которые были лишены родительских прав, не пускают в дом детей, так как они им чужие. При этом в некоторых случаях, даже если ребенка пускают в квартиру, его пребывание там опасно или не желательно, поскольку в доме сохранятся тяжелая обстановка, которая может заставить ребенка идти по тому же асоциальному пути, по которому пошли родители.

В социальной гостинице могут находиться так же несовершеннолетние матери, у которых нет средств к существованию, отсутствует жилье.

Одной их форм работы с детьми группы риска является центр семейного воспитания, работающий в городе Москве.

Основная задача Центра семейного воспитания – работа с неблагополучными семьями, направленная на смягчение социальных, психологических, экономических факторов, негативно влияющих на развитие семьи и воспитание детей в ней. А также укрепление связи семьи с образовательными и другими учреждениями воспитания и развития детей, повышение педагогических, психологических, юридических знаний родителей, подготовка подрастающего поколения к браку, помощь семьям, попавшим в кризисную ситуацию, сохранение семьи, ее реабилитации и изменения в положительную сторону отношение родителей к детям.

Спецификой деятельности специалистов Центра является работа с самыми тяжелыми семьями имеющие детей. Специалисты Центра проводят консультации для родителей и детей по проблемам семейного воспитания, организуют родительский всеобуч, выявляют неблагополучные семьи и осуществляют защиту прав детей в этих семьях.

Уже сегодня на учете в Центре семейного воспитания состоит более 500 неблагополучных семей, в которых живет более 1000 детей и подростков. Под постоянным контролем социальных педагогов находятся более 50 семей тяжелой категории, в 70 семьях находящихся под эпизодическим контролем наметилось положительная тенденция улучшения положения с детьми. С течение 5 лет работа центра 16% неблагополучных семей в результате реабилитационной работы с ними восстанавливаются. В таких семьях детям созданы нормальные условия для жизни, их не пришлось устраивать в учреждения для сирот.

Опыт экспериментальной работы показывает, что очень важно раннее выявление семейного неблагополучия. Социальные педагоги Центра работают в тесном контакте с детскими поликлиниками и педиатрами, чтобы как можно раньше выявить детей, живущих в неблагополучных семьях и поместить их в специальные социальные группы дошкольного образовательного учреждения. Это позволяет сделать все необходимое для того, чтобы изменить, обновить семью. Дети находятся в таких группах в дошкольном образовательном учреждении на полном государственном обеспечении, они получают пищу, одежду, кров, с ними занимаются и так далее. В случае если в семье не наступает улучшений, родители лишают через суд родительских прав, а детей помещают в приют, детских дом и т.д.

В 1995 г. для оказания поддержки детям и подросткам, родителям, а также лицам, их заменяющих, была создана психолого-медико-педагогическая служба, которая в последствии преобразовалась в сеть социально-психолого-медико-педагогических центров по работе с подростками по всей стране.

К функциям данной службы относятся следующее: консультирование подростков, родителей, педагогов; методологическая помощь психологам, дефектологам, логопедам, педагогам школ и дошкольных учреждений, социальным педагогам.

Организация и внедрение профильных занятий и программ для детей группы риска и их семей, социально-педагогической поддержки, был создан Центр постинтернатной адаптации. Центр решает следующие задачи: создание необходимых материальных и психолого-педагогических условий для развития личности воспитанников социально-педагогических учреждений. А также создание благоприятных условий, приближенных к домашним, способствующих развитию личности и ее адаптации в обществе; оказание психолого-медико-педагогической и социальной помощи выпускникам учреждений социально-педагогической поддержки детства. Одной из главных задач – это защита прав и интересов воспитанников на всех уровнях социального обеспечения; выполнение законов, обеспечивающих государственную помощь и защиту выпускников социально-педагогических учреждений и передачу их для сопровождения в социальные сферы.

Открытие каждого из этих учреждений нового типа потребовало обоснования их внедрения в муниципальную систему образования, подготовки законодательной и правовой базы их деятельности, разработки уставов положений каждого типа социально-педагогического учреждения, решения множества организационных проблем, подготовки кадров. В результате была не только создана система социально-педагогической поддержки детства, но и удалось органично встроить ее в имеющуюся районную систему образования.

Помимо указанных социально-педагогических учреждений, в последнее время введены также необходимые элементы системы социально-педагогической поддержки детства в традиционных образовательных учреждениях районах. К ним относятся: социально-педагогические группы в детских садах общего типа и специализированные детские сады, а также классы компенсирующего обучения и педагогической поддержки в образовательных школах, социально-педагогические отряды и смены в летних оздоровительных лагерях. Большое внимание стало уделяться созданию условий для полноценного досуга и отдыха детей, пропаганде здорового образа жизни.

Работа с детьми в учреждениях социально-педагогической поддержки детей группы риска должна строится по принципу оказания помощи и поддержки в трудной жизненной ситуации.

Сегодня, много говорят об открытии института приемных семей. Это перспективная хорошая форма устройства жизни ребенка. Но, тем не менее, нужно всегда помнить, что если ребенок проживает в приемной семье, необходимо все сделать для того, чтобы он мог общаться со своими биологическими родителями. Можно считать, что возвращение ребенка в основную обновленную, измененную биологическую семью – самый хороший результат работы учреждений социально-педагогической поддержки.

Содержание работы с детьми группы риска должно опираться на теорию социальной компетенции. Основная идея этой теории заключается в том, что не бывает плохих детей. Задача любого взрослого человека, который работает с детьми данной категории – найти в ребенке хорошее, опираясь на него, помочь воспитаннику увидеть возможности изменения его к лучшему. Воспитание в обстановке одобряемого и не одобряемого взрослыми детей и подростков затрудняет их нормальное развитие, так как им все время приходится выбирать между тем, что хорошее или плохое / 27/.

У детей группы риска, в большей степени нарушено равновесие между «хорошим» и «плохим». Задача воспитателей заключается в поддержке одобряемого поведения, положительных черт характера и разрушении не одобряемого поведения, в результате чего происходит рост положительных качеств личности.

Дети, оторванные от семьи, лишены родительского тепла, чаще не умеют строить нормальные отношения с окружающими людьми. Они агрессивны, провоцируют конфликты, вызывающе ведут себя, оскорбляют окружающих. Большинство детей, а особенно подростков, находящихся на попечении государства, с призрением относятся ко всем взрослым, тем, кто старается взять на себя заботу о них.

В работе с детьми, находящихся на попечении государства, необходимо уделять особое внимание таким чертам их поведения: недоверие ко всем взрослым из воспитательных учреждений; многократный отказ от этих детей, в результате чего они страдают; чувство отчаяния и безнадежности, часто испытываемое этими детьми; отсутствие у них самоуважения.

Деятельность психологов с данной категорией детей направлена, прежде всего, на компетенцию психологического развития ребенка после полученных эмоциональных травм, на восстановление личностной целостности, равновесия его чувств. Только после восстановления ребенка, снятия некоторых последствий разного вида травм (психологических, физических, эмоциональных, сексуальных) можно заниматься его психическим развитием. Деятельность психолога должна сопровождать ребенка на всех этапах его жизни. Психокоррекционные воздействия на ребенка сугубо индивидуальны и должны основываться на данных психодиагностических исследований. Работа психолога может осуществляться в различных формах: групповой, индивидуальной, тренинговой и другой. Вместе с тем, следует подчеркнуть, что деятельность психолога должна быть взаимосвязана с деятельностью социального педагога, врача и других лиц, участвующих в адаптационном процессе, воздействие на личность ребенка должна быть комплексным и систематическим.

В настоящее время в России складывается новая область практической деятельности в системе образования: социально-психологическая помощь детям и взрослым, которая участвует в процессе обучения и развития ребенка. Такой вид помощи необходим, прежде всего, для обеспечения нормальных условий жизни и деятельности детей и подростков. Но помимо этого, такой вид помощи необходим и для учреждений системы социальной и психолого-педагогической поддержки детей и подростков, а также для специалистов, работающих в данных учреждениях, и родителей.

Психологическая служба, призванная оказывать помощь и поддержку детям и подросткам группы риска, сегодня испытывает значительные трудности. Эти трудности связаны с не устоявшейся организационной структурой учреждений, недостатками их кадрового обеспечения, не разработанностью научного обоснования деятельности психолога с данным контингентом детей, специалистов и родителей.

Наиболее приемлемой организационной моделью оказания социально-психолого-педагогической помощи является разработанная в Институте развития личности РАО «Организационная модель региональной службы психолого-медико-социальной помощи» (1995 г.). Согласно предложенной модели полноценная служба должна включать три вида помощи, которые одновременно выступают в качестве ее ступеней: первичная, квалифицированная и специализированная.

Первичная психологическая помощь осуществляется в рамках системы деятельности социально-психологических служб базовых учреждений (дошкольное образование, учреждения образования).

Квалифицированная психологическая помощь оказывается в центрах, создаваемых на окружном и городском уровнях. Центр координирует работы психологов образовательных учреждений и оказывает социальную, психологическую и педагогическую помощь работникам образовательных учреждений. Он организует деятельность групп профессионального роста психологов, педагогов, социальных работников образования, обеспечивает работников образовательных учреждений необходимым методическим материалом и осуществляет пропаганду психолого-педагогических знаний.

В работе центра выделяется особое направление деятельности, которое связано с психологической диагностикой, оказание психотерапевтической помощи (индивидуальной и групповой), консультированием детей, родителей, педагогов по вопросам развития, обучения, воспитания и профориентации.

Для качественного и оперативного выполнения возложенных на него функций в центре создается банк данных, который включает адаптированные методики, новейшие отечественные и зарубежные издания педагогике, социальной работе, психологии, психотерапии, результаты мониторинговых исследований состояния и функционирования психологической службы в округе, городе, районе.

Центр является необходимым связующим звеном между первичной и специализированной психологической помощью. Специализированная психологическая помощь осуществляется сетью профилированных центров и служб, организуемых на окружном и городском уровне. К ним относятся центры стационарной и полустационарной психотерапевтической помощи. Это различного вида санатории, санаторные школы, центры реабилитации, дома ребенка, центры экстренной психологической помощи, центы помощи пенсионерам и безработным, центры подготовки и переподготовки кадров психологической помощи, центры помощи детям-инвалидам и так далее. Центры могут быть расположены в разных муниципалитетах, районах. Координируют их деятельность психологическая служба округа, области, края и совет, состоящий из руководителей центров квалифицированной и специализированной помощи.

Следует подчеркнуть, что специализированная помощь организуется на межведомственной основе. При этом механизмы координации взаимодействия с другими ведомствами строятся в зависимости от системы административного управления региона.

Предложенная модель апробирована в некоторых регионах Москвы, отдельных регионах России. Но широкого распространения не получила, потому что ведомственная принадлежность отдельных учреждений препятствует созданию такой межведомственной службы. Существуют многочисленные законодательные акты, не позволяющие вывести психологическую службу в межведомственное учреждение, определить ее подчиненность, кадровое обеспечение и т.д.

Таким образом, мы видим, что в представленных моделях не предусмотрено создание психологической службы в учреждениях системы социальной и психолого-педагогической помощи и поддержки детей и подростков. Между тем, полагаем, что такая психологическая служба должна существовать как самостоятельная структура. Она будет такой же, как в обычных учреждениях образования, но ее спецификой – как по содержанию деятельности, так и по специальной подготовке психолога – будет работа с данным контингентом детей и подростков группы риска.

В настоящее время сложились две модели психологической помощи и адаптации детей группы риска.

Первая модель связана с деятельностью одного психолога и наличием социального педагога, логопеда, дефектолога, врача. Такая служба по своей сути является междисциплинарной, разносторонней. Она требует координации деятельности специалистов. Модель психологической службы, представленной в виде такой команды, можно описать как первый уровень оказания психолого-медико-социальной и педагогической помощи и поддержки детям и персоналу непосредственно в учреждении. Это позволит работать всему педагогическому коллективу в едином русле, решать поставленные задачи сообща.

Вторая модель психологической службы в учреждениях образования ориентирована на деятельность не одного психолога, а команды психологов. Деятельность психологов будет направлена в данном случае на помощь детям в восстановлении личности, преодолении последствий полученные психологических травм. Такая деятельность психологов будет способствовать тому, что сложится атмосфера открытости, взаимной поддержки, безопасности и появится надежда на то, что дети обретут доверие к людям, что поможет им в их взрослом будущем.

Можно говорить о трех стратегиях в психологической службе учреждений социально-педагогической помощи детям и подросткам.

Первая стратегия – деятельность психолога, активно включенного во все проблемы учреждения; его работа охватывает все субъекты во всех видах и формах деятельности учреждения.

Вторая стратегия – психолог работает в составе команды психологов и выполняет свою работу через профилактическую (пропедевтическую) деятельность совместно с персоналом учреждения, с детьми и родителями.

Третья стратегия – психолог выступает роли эксперта, являясь при этом одним из звеньев управления образования или социальной защиты ребенка (то есть управленческого уровня). Направляет деятельность психологов учреждения, заботясь о повышении специалистов, разработка их методического и практического уровня (приглашение специалистов, разработка отдельных программ работы с детьми, персоналом, повешение квалификации и т.д.).

Помимо психолога, активную роль в процессе социально – педагогической поддержки детей группы риска играет социальный педагог.

Работу социального педагога с детьми группы риска можно сформулировать следующим образом:

· создание атмосферы доверительности отношений «социальный педагог- ребенок»;

· подключение к процессу реабилитации ребенка всех субъектов государственной системы социальная поддержки и защиты детства (органов социальной защиты населения, образования, охраны общественного порядка, здравоохранения);

· тесное взаимодействие с семьей ребенка.

Доверительные отношения социального педагога с ребенком, как и работа с его семьей в целом, предполагают соблюдение конфиденциальности при получении информации о семье.

Дети в ситуации социального риска, как правило, становятся жертвами тех или иных форм насилия, как в собственной семье, так и вне ее. Доверительные отношения социального педагога с ребенком способствует выявлению ситуаций жестокого обращения и пресечению насилия на начальном этапе.

Определенные методические приемы пресечения различных форм жестокого обращения могут быть использованы социальным педагогом в профилактической работе с детьми в школьном коллективе.

При обнаружении школьника, практикующего насильственные действия по отношению к другим детям, социальному педагогу следует, прежде всего, тщательно проверить факты. Необходимо определить причины такого поступка, чем он был вызван, как вели себя агрессор и жертва, почему действия школьника-агрессора были направлены именно на эту жертву (Приложение Б).

Если в школе выявлена группа детей (чаще всего подростков) с антиобщественными формами поведения, педагогический коллектив должен вести с этим явлениям решительную борьбу: постараться развести этих детей в разные классы, задерживать их в школе, пока остальные дети разойдутся по домам. Девиантные группы подростков, как правило, имеют своего лидера, который силовым путем (запугиванием, шантажом) удерживает остальных ребят в этом сообществе. Используя влияние других учеников в классе, надо добиться выхода из группы всех колеблющихся ее членов: вести с ними индивидуальные беседы, привлекать к участию в коллективных мероприятиях класса, давать ответственные поручения и публично хвалить за успешные выполнения их и т.д.

Борьба с такими групповыми правонарушениями в школе требуют постоянного внимания и последовательных действий социального педагога. Здесь нельзя ограничиваться разовой акцией.

Возвращаясь к перечисленным выше принципам работы социального педагога с детьми риска, остановимся на процедуре подключения к процессу их реабилитации других субъектов государственной системы защиты детства. Практика предполагает тесное сотрудничество всех ведомств, занятых этой деятельностью (милиция, инспекция по делам несовершеннолетних, органы опеки и попечения, здравоохранения, образования и т.д.). Представители всех указанных служб являются членами совета, который собирается еженедельно для обсуждения текущих дел. Члены совета отслеживают поступившие сигналы о нарушениях прав ребенка – каждый по своему ведомству и затем в совместном совещании. Они также проводят просветительскую работу в школах с детьми, разъясняют их права, закрепленные Конвенцией ОНН о правах ребенка, дают рекомендации, как вести себя, чтобы не попасть в ситуацию риска.

Основополагающий принцип работы социального педагога по защите прав ребенка – тесный контакт с его проблемной семьей. При этом необходимо проявить максимум терпимости к ее образу жизни и воспитательным издержкам. В основе этого контакта должны быть не противодействия и критика, а конструктивная помощь. Следует принимать сложившиеся в семье ролевые отношения и границы между поколениями даже в случае полного несогласия с этим. Весьма желательно вовлечение в процессе реабилитации ребенка, представителей расширенного состава семьи, включая бабушек, дедушек, других родственников, имеющих контакт с ребенком.

Успешному осуществлению реабилитационной работы с семьей и ребенком способствует соблюдение социальным педагогом еще одного значимого принципа: его тесной связи со специалистами, которые, имея необходимую профессиональную подготовку, оказывают социальному педагогу постоянную психологическую поддержку, консультируют его по различным практическим вопросам.

В настоящее время образовательные учреждения столкнулись с такой проблемой как социализация личности ребенка, в таком важном институте как семья.

Снижение рождаемости, роста числа неполных семей, увеличение числа детей воспитываемых одним родителем (по Российской Федерации – каждый седьмой ребенок), ослабление, а нередко полная утрата семейных связей, высокий уровень разводов и увеличение числа незарегистрированных браков свидетельствует о снижении ценности института семьи.

Ослабление родственных контактов, разрыв связей между поколениями осложняют жизнедеятельность семьи и негативно отражаются на детях. Поэтому, кризисное состояние семьи крайне негативно сказывается на процессе социализации личности подростков.

Проблемы социализации ребенка, подростка часто проявляются в дезадаптации и девиантном поведении несовершеннолетнего. Естественным следствием этого аспекта «маргинальности» подростков становятся увеличение числа детей, зарегистрированных в органах внутренних дел в связи с совершением преступлений.

Здесь и должна сыграть свою роль профилактическая работа, направленная на предупреждение аддиктивных проявлений. Поэтому задача семьи и социального учреждения помочь ребенку, подростку преодолеть негативные проявления.

Основную работу социально – педагогической поддержки детей проводит социальный педагог. В условиях низкой обращаемости неблагополучных семей именно за социально-педагогической помощью современные специалисты используют применение такой формы работы с семьей, как патронаж.

Патронаж – это профессиональная подотчетная деятельность, которая позволяет индивидам, семьям и общинам идентифицировать личные, социальные и ситуативные трудности, оказывающие на них отрицательное воздействие.

В нашей стране подобный опыт существует и реализуется педиатрическими службами, территориальными центрами социального обслуживания пенсионеров и инвалидов, общеобразовательными и социальными учреждениями, работающими с детьми и семьей.

Патронаж имеет следующие цели:

1. Диагностические – ознакомление с условиями жизни, изучение возможных факторов риска (медицинских, социальных, бытовых); исследование сложившихся проблемных ситуаций;

2. Контрольные – оценка состояния семьи и ребенка, динамика проблем; анализ хода реабилитационных мероприятий, выполнения родителями рекомендаций специалистов и прочее;

3. Адаптационно-реабилитационные – оказание конкретной образовательной, психологической, посреднической помощи.

Патронажи могут быть единичными или регулярными, в зависимости от выбранной стратегии работы с данной семьей.

Таким образом, патронаж – одна из форм работы социального педагога, представляющая собой посещение клиентов на дому с диагностическими, контрольными, адаптационно-реабилитационными целями, позволяющая установить и поддерживать длительные связи с клиентом, своевременно выявляя проблемные ситуации, оказывая незамедлительную помощь. Раздвигая пространственные и временные рамки взаимодействия, патронаж делает социально-педагогическую деятельность более эффективной.

Важное место в формировании социальной работы с семей занимает консультирование.

Консультация представляет собой взаимодействие между двумя или несколькими людьми, которые служат для оказания помощи консультируемому в решении текущих проблем или при подготовке к предстоящим действиям.

Социальный педагог, работая с семьей, может использовать наиболее распространенные приемы консультирования: эмоциональное заражение, внушение, убеждение, художественные аналогии, мини тренинг и т.д. При этом консультационная беседа может быть наполнена содержанием, и выполнять различные задачи – образовательные, психологические, психолого-педагогические. Эффект консультационной работы во многом определяется успехом на предшествующих этапах цикла помощи тем, какой уровень доверия достигнут во взаимоотношениях между членами семьи и социальным педагогом.

Наряду с консультативными беседами, как правило, индивидуальными, имеющими целью активизировать потенциал отдельных членов семьи, могут применяться групповые методы работы с семьей – тренинги.

Образовательные тренинги направлены, прежде всего, на развитие умений и навыков, которые помогают семьям учиться управлять своей микросредой, ведут к выбору конструктивных жизненных целей и взаимодействия.

Было бы наивным полагать, что осуществление социально-педагогической адаптации с семьей можно провести силами только одного учреждения и специалиста. Как показывает опыт работы многих социальных педагогов и социальных работников в нашей стране, в оказании помощи семье имеющих детей группы риска необходима консолидация всех организаций района, города, села.

Таким образом, в настоящее время существует множество форм и методов социальной работы с детьми группы риска. Существуют большое количество учреждений, направленных на социально-педагогическую и психологическую поддержку детей данной категории. Наиболее распространенными являются учреждения: Центры помощи семьи и детям, психологические службы, психолого-медико-педагогические службы. В Московской области (Люберский и Чеховский районы), была проверена система социально-педагогической поддержки детства, которая экспериментально изучена и отработана. В процессе реформирования политической, социальной и экономической жизни России проблемы детства в настоящее время резко обострились. В настоящий период необходимо создание учреждений нового типа в разных ведомствах, во всех регионах и областях, которые могли бы решать самые разные социально-педагогические и психологические проблемы детей, помогать им, преодолевать трудности социализации и социальной адаптации в современных условиях. Необходима разработка межведомственной программы подготовки к семейной жизни – образование, здравоохранение в образовательных учреждениях, профилактическая работа специалистов всех ведомств по месту жительства. На сегодняшний день наблюдается рост числа внебрачных детей, раннее материнство, рост семейного алкоголизма, наркомании, токсикомании среди родителей, рост правонарушений (родители отбывают наказания в тюрьмах, изоляторах, колониях и так далее, а дети находятся в детских домах). Все эти негативные явления свидетельствуют о том, что состояние семьи в российской обществе имеет отчетливо выраженные черты кризиса, которые отрицательно сказываются на положение детей. Необходимо реформирование и усиление функций отделов по охране прав детей, введение дополнительных штатных единиц в эти отделы, что позволило бы отслеживание положение детей в семье на вверенной им территории. Должна проводиться работа с семьей и родителями по выполнению статей Конституции и Семейного кодекса об ответственности родителей за воспитание детей и заботу о них. С позиций изложенных выше, нужно подходить к решению проблемы построения системы социальной работы с детьми группы риска.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *